МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОНЛАЙН-КОНКУРСЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Пустовойт Виктория Евгеньевна , Орза Наталья Исидоровна

 

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37(075.8)

В. Е. Пустовойт, Н. И. Орза

V. E. Pustovoyt, N. I. Orza

Пустовойт Виктория Евгеньевна, студентка, ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.

Орза Наталья Исидоровна, преподаватель, ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.

Pustovoyt Victoria Evgenyevna, student, State Vocational Education Institution «Tiraspol Commercial College», Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic.

Orza Natalia Isidorovna, teacher, State Vocational Education Institution «Tiraspol Commercial College», Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОНЛАЙН-КОНКУРСЫ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

INTERNATIONAL ONLINE CONTESTS AS A MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения международного онлайн-конкурса. Освещаются преимущества и недостатки его применения, а также влияние на качество обучения и мотивацию участников.

Annotation. The article examines the experience of conducting an international online contest. It highlights the advantages and disadvantages of its application, as well its impact on the quality of learning and participant motivation.

Ключевые слова: международные онлайн-конкурсы, образовательные технологии, профессиональные навыки, международное сотрудничество, цифровое образование, мотивация, обмен опытом.

Keywords: international online contests, educational technologies, professional skills, international cooperation, digital education, motivation, experience exchange.

 

Основным положением является то, что с развитием цифровых технологий и глобализации образовательного процесса онлайн-конкурсы занимают все более важное место в системе образования. Они позволяют создавать глобальную площадку для обмена опытом, развития навыков и мотивации участников.

Определение и типы международных онлайн-конкурсов

Международные онлайн-конкурсы являются видом образовательных технологий, которые проводятся в виртуальной среде и привлекают участников со всего мира. В зависимости от целей и содержания они могут быть академическими, творческими или профессиональными [1].

  1. Академические конкурсы: они направлены на оценку знаний и навыков участников в определенных областях науки и образования.
  2. Творческие конкурсы: ориентированы на развитие творческих способностей участников.
  3. Профессиональные конкурсы: предназначены для определения уровня профессиональных навыков и знаний в специфических областях, например, при изучении специальных дисциплин, овладения рабочими профессиями.

Практикой доказано, что именно учебный процесс, построенный на заданиях, включающих интенсивные и интерактивные технологии, дает возможность студентам перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. [2]

Интерактивные технологии направлены на активизацию деятельности самих субъектов в образовательном процессе и их развитие. К этой группе относят игровые, проективные технологии, технологию «мастер-класса», рефлексивные технологии, технологии самопознания и самооценки, самопрезентации и др. [2].

Именно к интерактивным технологиям можно отнести международные онлайн-конкурсы. Также проведение таких конкурсов уместно отнести к технологии обучения в сотрудничестве. Цель этой технологии состоит в формировании умений у субъектов образовательного процесса эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов. Наличие умения работать в сотрудничестве является также обязательным для успешного использования многих других современных технологий. [2]

Пример реализации онлайн-конкурса: опыт
Тираспольского техникума коммерции

Тираспольским техникумом коммерции проведен эксперимент в области международного сотрудничества путем организации и проведения онлайн-конкурса профессионального мастерства «Коммерсанты 21 века».

Это современный формат международного сотрудничества, который позволил объединить обучающихся организаций среднего профессионального образования из разных стран и повысить их профессиональный уровень.

Актуальность применения данного конкурса в том, что значительное содействие в вопросах совершенствования качества подготовки будущих специалистов может оказать международное сотрудничество в сфере реализации программ среднего профессионального образования.

Целью проведения онлайн-конкурса были учет и передача передового зарубежного опыта международного сотрудничества и повышение привлекательности образовательного учреждения.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

  • определены участники международного конкурса – Брянский техникум питания и торговли, Гомельский государственный колледж торговли и услуг, Брянский техникум профессиональных технологий и сферы услуг, Тираспольский техникум коммерции;
  • разработано Положение о конкурсе, которое определило порядок проведения конкурса, критерии оценивания, работу жюри;
  • проведено онлайн-голосование среди студентов коммерческого профиля с целью выбора названия конкурса. Большинством голосов опрошенных студентов выбрано название конкурса «Коммерсанты 21 века»;
  • подготовлена сборная команда обучающихся 3 курса Тираспольского техникума коммерции по специальностям «Коммерция в торговле» и «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;
  • осуществлена техническая поддержка конкурса;
  • приглашены члены жюри из числа предприятий-работодателей для оценивания конкурса.

Конкурс проходил в 3 этапа.

1 этап – «Визитная карточка». Участники конкурса предоставили необходимую информацию о себе и своем учебном заведении в формате видеоролика.

2 этап конкурса – теоретический. Участники ответили на вопросы жюри.

3 этап – практический. Участники выполнили практические задания, которые демонстрируют их профессиональные навыки. Студенты показали свои практические навыки подготовки рабочего места продавца, мерчандайзинга, обслуживания покупателей, консультирования о товарах, взвешивания на электронных весах и расчета на контрольно-кассовой машине.

Что стало итогом конкурса? По результатам международного жюри команда Тираспольского техникума коммерции заняла 2 место.

Выводы. Участие в международном онлайн-конкурсе позволяет обучающимся испытать свои возможности, силу характера, способности и, что очень важно, практически самореализоваться и повысить самооценку; дает широкий простор для «экспериментов», позволяет каждому участнику максимально раскрыть и показать свой уровень мастерства и свой потенциал, умение работать в команде. Опыт здоровой конкуренции международных конкурсов научит не пасовать перед трудностями во взрослой жизни.

В ходе эксперимента выявлена проблема – техническая, сложность в работе с сервисом для проведения онлайн-встреч SberJazz.

Были оценены преимущества онлайн-конкурса: доступность, экономичность, объективность. Достигнуты поставленные цели и задачи.

Онлайн-конкурс профессионального мастерства – это эффективный инструмент для развития профессиональных навыков, обмена опытом и укрепления международных связей, налаживания социального партнерства между образовательными организациями.

Применение современных образовательных технологий, таких как международные онлайн-конкурсы, обеспечивает  студентам возможность получить ценный опыт, мотивацию для дальнейшего обучения и привлекательность будущей профессии (специальности), а педагогам повысить свой профессиональный уровень [3].

Ключевой результат реализации программ международного сотрудничества – повышение качества образовательных программ среднего профессионального образования и квалификации преподавательского состава.

Список литературы

  1. Микрюкова, О. В. Международное сотрудничество как одно из направлений развития системы образования / О. В. Микрюкова, С. Г. Зацепина. – Текст : электронный // Техник транспорта: образование и практика. – 2022. – Т. 3. – № 2. – С. 136-141. – URL : https://doi.org/10.46684/2687-1033.2022.2.136-141 (дата обращения : 12.01.2025).
  2. Современные образовательные технологии : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – 3-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2022. – 432 с. – (Бакалавриат). – URL : http://library.atu.kz/files/155041/2/ (дата обращения: 15.01.2025). – Текст : электронный.
  3. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 165 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06194-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. – URL : https://urait.ru/bcode/539711 (дата обращения: 14.01.2025).

                                                

© Пустовойт В. Е., Орза Н. И., 2025

PDF