ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОИГРОВЫХ ПРИЕМОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)
Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2
11 апреля 2025 г.
Авторы: Бакишева Наталья Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.31.016:514
Н. А. Бакишева
N. A. Bakisheva
Бакишева Наталья Александровна, учитель начальных классов, МАОУ Беркутская СОШ, с. Беркут, Ялуторовский район, Тюменская область, Россия.
Bakisheva Natalya Aleksandrovna, primary school teacher, MAOU Berkutskaya Secondary General School, Berkut village, Yalutorovsky district, Tyumen region, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОИГРОВЫХ ПРИЕМОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE USE OF SOCIOGAME TECHNIQUES AS AN EFFECTIVE MEANS OF MOTIVATING THE LEARNING ACTIVITIES OF YOUNGER STUDENTS
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования познавательных учебных действий школьников в период начальной ступени обучения. На примере своего опыта автор подводит к выводу, что предложенные пути педагогического процесса эффективны и актуальны в настоящее время. Способы и приемы повышения не только внешней, но и внутренней школьной мотивации имеют не только теоретическую, но и наглядную сторону.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of cognitive educational actions of schoolchildren during the initial stage of education. Using the example of his experience, the author concludes that the proposed ways of the pedagogical process are effective and relevant at the present time. The ways and techniques of increasing not only external, but also internal school motivation have not only a theoretical, but also a visual side.
Ключевые слова: социо-игровая педагогика, школьная мотивация, двигательная активность, гуманизация педагогического процесса.
Keywords: socio-game pedagogy, school motivation, motor activity, humanization of the pedagogical process.
Почему некоторые школьники плохо учатся? Учатся плохо, несмотря на самую добросовестную работу педагога с классом. Почему обычные дополнительные занятия не только не помогают, но и ухудшают положение?
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Во-первых, с каждым годом растет число детей, обучающихся по коррекционной программе 7-8 вида. Во-вторых, возрастает доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу – нарушение речи, ослабленное физическое здоровье. Также отрицательно влияет на способность к усвоению знаний низкий уровень готовности ребенка к обучению в школе. Одним из важных критериев является личностная готовность, которая выражается в отношении ребенка к школе и содержит определенный уровень развития мотивационной сферы. В школу приходят дети, которых школа привлекает внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а не возможностью получать новые знания. В школу многие дети приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе, но отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость ведут к снижению мотивации учения. Как же сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает.
Целью нашей работы стал поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.
Изучением учебной мотивации, которая представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса, занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Л. И. Божович [1], Л. С. Выготский [3], А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин [6] и др.). За основу мы выбрали, выделенные Л. И. Божович [1], две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета, и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Это заставило взглянуть на проблему учебной мотивации с разных позиций. С одной стороны, для младшего школьника характерен широкий познавательный мотив, направленный на усвоение новых знаний. С другой – ученики стремятся занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет. Таким образом, моя задача как учителя состоит в том, чтобы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими. Учебная деятельность должна быть как для учителя, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом.
Принципиальной в нашей работе стала ориентация на основные пути формирования положительных познавательных мотивов учебной деятельности:
- через содержание учебного материала;
- через характер и уровень учебно-познавательной деятельности, которая должна чем-то заинтересовать ученика;
- через отношения учителя с учащимися.
Созрела необходимость учить по-другому, т. е. изменить характер учебно-познавательной деятельности. На уроках стали использовать много занимательного материала развивающего содержания, организовывать активную познавательную деятельность учащихся, создавать в процессе учения атмосферу эмоционального комфорта. Применялась игра, которая способствовала развитию волевых процессов, ещё недостаточно развитых у младших школьников, стимулировала познавательные интересы и активизировала интеллектуально-творческие способности. Использование игры в учебной практике напрямую связано с формированием коммуникативных навыков, направленных на поиск эффективных форм взаимоотношений между учителем и учащимися. Играя, ребенок изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств школьникам предпочтительнее через игру. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности, но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество развивающих и обучающих игр.
Но включение игры в ход учебного процесса оказалось непростым делом, т.к. существующие противоречия между учебной и игровой деятельностью на уроках вызывали затруднения: игра затягивалась и занимала больше времени, чем запланировано, нарушался сценарий урока, ученики часто ссорились из-за лидерства. Дети были разобщены. На качество учебного процесса отрицательно влиял недостаточный уровень развития коммуникативных навыков школьников: готовность к сотрудничеству, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы в разных видах деятельности. Это наглядно доказывает необходимость развития как познавательных, так и социальных мотивов учения.
Решение проблемы нашли, изучая опыт доктора педагогических наук В. М. Букатова и А. П. Ершовой [2, 4, 7]. Определяющей в моей работе стала оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствует стимулированию учебной мотивации. Задачи учителя нашли отражение в авторском видении усвоения детьми активных форм жизнедеятельности, познания и утверждения учащимися их собственной личности. С этой точки зрения эта методика представляется мне достаточно перспективной. Достигаются эти задачи путем организации урока, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда термин «социо-игровая»).
«Социо-игровой стиль в педагогике» получил такое название в 1988 году. Он родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогики сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику.
Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса. Так усилиями известного психолога Е. Е. Шулешко, педагога-новатора Л. К. Филякиной [5], и педагогов В. М. Букатова и А. П. Ершовой [2, 4, 7], возникло новое, или «хорошо забытое старое», что получило название «социо-игровая педагогика».
Мы стали строить свою работу по определенным авторами основным организационно-методическим параметрам (ориентирам) социо-игровой педагогики:
- двигательная активность самих обучающихся;
- разнообразие (обязательная смена) во время урока осуществляемых ролей (и учениками и учителем), темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;
- работа «малыми группами».
Изучив литературу по социо-игровым подходам, стало понятно, что на основе методик социо-игровой педагогики появилась возможность найти и реализовать свой собственный стиль работы с детьми. Особое внимание мы уделили созданию условий для удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Несложные движения – бег, прыжки на одной ноге, приседания, хлопанье в ладоши, перестановка мебели в классе ценны тем, что снимают блокаду статистической позы. Казалось бы, какая разница – учитель раздает карточки с заданием или ученики сами бегут за ними со своих мест? Разница огромная. Ведь движение – под любым предлогом и как можно больше – способствует мозговой деятельности человека.
Организация работы над заданием малыми группами («малыми социумами») является одним из центральных методических приемов социо-игрового стиля. В начале 1 класса, дети объединялись в группы по желанию. Они учились работать дружно, помогать друг другу, уступать. Дети пробовали рассказывать, слушать других, запоминать, тренировали воображение, скорость реакции. Постепенно активизировался эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребёнка. Далее ученики объединялись в группы случайным образом: по фишкам, фигуркам, с помощью считалок и т.д. Каждый ребенок имел возможность учиться работать в группах сменного состава, что позволило находить общий язык детям с разным уровнем общего развития. На занятии создавались ситуации взаимодополнения, отрабатывалось умение создавать общий лад в совместной работе, нарабатывалась смена ролевых функций, появлялась объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, отрабатывался такт в умении «судить» работу другой группы. Учащимся приходилось работать не для учителя, а на группу учащихся, одобрение получать от одноклассников (что приобретает значимость у младших школьников).
Учитывая, что социо-игровые задания не самоцель, а лишь способ освоения материала, задания выполняются в зависимости от этапа урока, настроения детей, от сложности учебной деятельности.
Задания для рабочего настроя подготавливают учеников на общую работу. Упражнение «дружное эхо» снижает у детей тревожность, страх, спор, враждебную настроенность и нежелание работать вообще. При помощи заданий для социо-игрового приобщения к делу дети учатся различать, запоминать, выполнять и усваивать учебный материал с успехом через общение. Например, игра «волшебная палочка». Это задание-упражнение хорошо активизирует использование детьми личного опыта. Для психологического отдыха эффективны игровые разминки, с помощью которых возможен плавный переход от одного вида деятельности к другому. Например, задание пройти «след в след», в котором концентрируется внимание у передвигающихся и ориентация на поведение другого. Задания для творческого самоутверждения направлены на раскрытие художественно-исполнительского результата команды или одного ученика. Формировать такие способности школьников помогает хоровод, коллективное творчество, в котором развивается коллективизм, чувство ответственности перед товарищами, умение учитывать их интересы.
Практика показала, что использование социо-игровых методик оказалось эффективным средством формирования и повышения учебной мотивации. Появилась возможность учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования и реализовывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями и способных одаренных учеников.
Приведем пример из опыта работы. Урок письма в первом классе для детей является самым утомительным и трудным. Чтобы «оживить» письмо, детям предлагается угадать сочетание букв, которые пишутся в воздухе. При затруднении задание повторяется еще раз. На доске и в тетрадях под диктовку класса записываются буквы и слово с заданным сочетанием. При ответе могут встать сразу несколько учеников. Если в классе есть дети, которые умеют самостоятельно записывать слова - очень хорошо Им приготовлен плакат, где цветными фломастерами можно записать новые слова. Этих слов от урока в урок становится «видимо-невидимо». Тот, кто угадал буквы, становится ведущим и идет к доске показывать следующее сочетание. Наш класс небольшой, и мне предоставляется возможность стать участником игры. Сажусь на место водящего и принимаю всю ответственность работы в тетради Коли. А Коля у доски. Вот он пытается головой показать «на». Чтобы отгадать, ребятам надо «прицелиться» и за водящим повторить написание букв в воздухе. Кому-то все же удается отгадать. Коля у доски, мы в тетрадях, а самые сообразительные выполняют задание еще и на плакате. Доверить писать соседу в своей тетради – дело непростое, а сколько ответственности написать красиво в чужой прописи. «Мое место, уйди», – частая реакция любого ребенка. Что если взять за практику доверять? Он сел на мое место, а я на его, да еще и на уроке. И слышишь: «Давай вместе!» А это уже человеческое достоинство.
Игра проводится и в группах. Чтобы не затягивать время, используется таймер – песочные часы. Здесь необходимо вовремя учесть настрой урока и суметь направить учеников к достижению поставленной цели. Через несколько уроков плакат «видимо-невидимо» позволит еще раз написать слова при работе в группах, так на уроке каждый ученик развивается на своем уровне. У детей возникает естественное желание учиться.
Наблюдения за учащимися позволяют с уверенностью отметить, что дети стараются быть терпимее, успешнее в обучении. Отвечая, ученики не боятся высказывать свое мнение и ошибаться, принимают и оказывают помощь, когда это необходимо, в течение всего рабочего дня у учащихся сохраняется заинтересованность в обучении, высокий познавательный интерес, хорошая работоспособность. Дети стали внимательнее друг к другу. В классе живет хорошая традиция здороваться за руку. У учащихся формируются навыки дружественного, толерантного, равноправного общения и партнерства, умения бесконфликтно сосуществовать в обществе.
Таким образом, очевиден вывод: в социо-игре создаются и достигаются благоприятные условия для становления здоровой психики ребенка, устойчивого интереса к процессу познания, трудовой деятельности, развития умений межличностного общения.
В период обучения в начальной школе складываются и формируются эталоны жизни и, в том числе, эталоны учёбы. Важно, чтобы на протяжении всего начального периода обучения каждый ребёнок регулярно прикасался к этим нормам:
- ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения;
- сотрудничество вместо конкуренции;
- работа на общий результат вместо индивидуализма;
- творчество вместо стереотипных действий;
- активный познавательный интерес вместо пассивного восприятия;
- активизация самосознания, самостоятельности вместо копирования и подражания.
Иначе говоря, суть в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Список литературы
- Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с. – Текст : непосредственный.
- Букатов, В. М. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения : Кн. для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – М. : Первое сентября, 2000. – 220 с. – Текст : непосредственный.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1996. – 536 с. – Текст : непосредственный.
- Ершова, А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М. : Образовательные проекты, 2021. – 408 с. – Текст : непосредственный.
- Филякина, Л. К. Математические вариации. – М.: Издательство МЦНМО, 2014. – 312 с. – Текст : непосредственный.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. цент «Владос», 1999. – 360 с. – Текст : непосредственный.
- Открытый урок : [персональный сайт Вяч. Мих. Букатова]. – Москва. – URL : https://www.openlesson.ru/ (дата обращения : 14.01.2025). – Текст : электронный.
© Бакишева Н. А., 2025