«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Кашкова Оксана Георгиевна , Окрут Анастасия Ивановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.01

О. Г. Кашкова, А. И. Окрут

O. G. Kashkova, A. I. Okrut

Кашкова Оксана Георгиевна, зам. директора по учебной работе, ГУО «Средняя школа № 1 г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева», г. Осиповичи, Белоруссия.

Окрут Анастасия Ивановна, учитель географии, ГУО «Средняя школа № 1 г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева», г. Осиповичи, Белоруссия.

Kashkova Oksana Georgievna, Deputy Director for Academic Affairs, State Educational Institution «Secondary School No. 1 in Osipovichi named after B. M. Dmitriev», Osipovichi, Belarus.

Okrut Anastasia Ivanovna, Geography Teacher, State Educational Institution «Secondary School No. 1 in Osipovichi named after B. M. Dmitriev», Osipovichi, Belarus.

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

«PEDAGOGICAL CLASS» IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A BASIS FOR CAREER GUIDANCE OF THE TEACHING PROFESSION

 

Аннотация. В последние годы перед системой образования Республики Беларусь стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. Развитию мотивов профессионального выбора способствует создание учреждениями образования классов и групп педагогической направленности.

Аnnоtаtiоn. In recent years, the education system of the Republic of Belarus has faced the task of reviving the interest of young people in the teaching profession and attracting the most motivated and prepared applicants to pedagogical specialties The development of motives for professional choice is facilitated by the creation of pedagogical-focused classes and groups by educational institutions.

Ключевые слова: профессиональное образование, педагогический класс, образовательное учреждение, профориентация, педагогическая профессия.

Keywords: professional education, pedagogical class, educational institution, career guidance, teaching profession.

 

В последние годы перед системой образования Республики Беларусь стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов [1].

Профессиональное воспитание будущего учителя – это длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка. Сегодня на государственном уровне решен вопрос о допрофильной и профильной подготовке учащихся путем создания профильных классов педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования.

В системе общего среднего образования в центре повышенного внимания – профильное обучение. Это обусловлено необходимостью уже в школьные годы создать условия для успешного личностного самоопределения, помочь учащимся осознать ответственность за реализацию своих жизненных планов и профессиональных целей [1].

Проблемы профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся сегодня особенно актуальны для руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Как и любое нововведение подобного масштаба, этот шаг должен быть максимально обдуман, проработан, выверен. Организация работы профильного класса педагогической направленности осуществляется в учреждении общего среднего образования поэтапно. В первую очередь, проводится допрофильная и допрофессиональная подготовка учащихся IX классов.

А именно: ведется информационная работа с родителями учащихся IX классов с целью разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации, осознанного выбора профессии педагога; проводится профориентационная работа с учащимися IX классов; проводится диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей учащихся IX классов совместно с авторской группой психологов «РЕФЕРЕНТ»; осуществляется мониторинг качества знаний учащихся IX классов по профильным предметам, отслеживание среднего балла свидетельства об общем базовом образовании; проводится сбор заявлений законных представителей учащихся о выборе профиля обучения и заявлений на организацию факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» [4]. И на этой основе издаётся приказ учреждения образования об открытии профильного класса (группы) педагогической направленности.

Учащиеся, обучающиеся в педагогических группах, в рамках учебных часов изучают на повышенном уровне учебные предметы «Русский язык», «Математика», «Физика», «Французский язык», «Английский язык», «Немецкий язык», «Белорусский язык», «Обществоведение», «Химия», «Биология».

Обязательно изучение программы факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», которые создают условия для профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования, осознанного мотивированного выбора педагогической профессии, а педагогам позволяют объективно оценить профессиональную пригодность учащихся к педагогической деятельности [2].

Обязательной частью профессиональной педагогической подготовки являются педагогические пробы, которые проводятся в течение всего учебного года в соответствии с содержанием изучаемого материала и с учетом интересов, потребностей учащихся и возможностей учреждения общего среднего образования [4]. Так, учащиеся педагогического класса принимают активное участие в школьных Днях самоуправления, проводят уроки, классные и информационные часы в начальной школе, в V-VI классах, организовывают подвижные игры на переменах, участвуют в воспитательных мероприятиях групп продленного дня и в пришкольных оздоровительных лагерях, помогают в организации и проведении общешкольных мероприятий, выступают в качестве волонтёров при проведении на базе школы семинаров, конференций и т.д., проводят праздники, экскурсии, являются членами жюри различных школьных конкурсов, встречаются в беседах с ветеранами педагогического труда. Тот, кто планирует поступать на специальности «Практическая психология», «Социальная педагогика», «Логопедия» дополнительно занимаются с педагогом-психологом, социальным педагогом, а также совместно с учителями-дефектологами проводят коррекционные занятия в интегрированных классах.

Учащиеся педагогической группы принимают активное участие во всех конкурсах и олимпиадах: традиционно участие в конкурсе среди учащихся профильных групп педагогической направленности «Моё профессиональное будущее» – декады студенческой науки научный Explorer в БГПУ им М. Танка; публикация в сборнике педагогических кейсов «Лучшее педагогическое решение»; участие в конкурсах на создание логотипа педагогической группы. Ежегодно МГОИРО проводит фестиваль «На пути к призванию», в котором учащиеся принимают активное участие. Учащиеся педагогических групп и педагоги, работающие в классах профильной направленности, ежегодно публикуются в сборниках Республиканской конференции «Педагогические классы: опыт, проблемы, перспективы», проводимой Белорусским государственным университетом имени М. Танка. Такие конкурсы вызывают большой интерес среди учащихся педагогических классов и способствуют реализации творческого потенциала, ориентации старшеклассников на педагогическую профессию.

Развитию мотивов профессионального выбора способствует ведение учащимися педагогической группы Портфолио «Я-педагог», в котором накапливается материал, отражающий личные мысли о педагогах, педагогической профессии, впечатления от первых посещенных уроков, а также собственных первых проб в роли учителя или воспитателя [3]. В конце года педагогическим советом школы выдается рекомендация для поступления на педагогические специальности.

Занимаясь в профильной группе педагогической направленности, учащиеся не только приобретают полезные психолого-педагогические знания, не только более глубоко изучают профильные предметы, но и учатся продуктивно общаться в семье с родителями и младшими братьями и сестрами, по-иному воспринимают педагогическую профессию и людей ее представляющих.

Результатом хорошо организованной допрофессиональной подготовки учащихся педагогических групп является результативное поступление в учреждения высшего и средне-специального образования, такие как: УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», УО «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова», УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», УО «Минский государственный лингвистический университет» на следующие педагогические специальности: «Химия. Биология», «История. Обществоведение», «Русская филология», «Французский язык. Английский язык», «Начальные классы», «Практическая психология», «Социальная педагогика», «Логопедия», «Дошкольное образование» «Социальная психология», «Практическая психология». Учащиеся педагогических групп получают целевые направления на педагогические специальности и с удовольствием возвращаются после окончания учебы в школы своего города и района.

Системный и творческий подход к организации деятельности профильных классов педагогической направленности способствует тому, что уже в самом ближайшем будущем в учреждения высшего образования придут мотивированные абитуриенты, которые сделали осознанный выбор в пользу педагогической профессии. А это значит, что в скором времени учреждения образования получат яркое молодое поколение компетентных педагогов, уважающих и ценящих свою профессию.

Список литературы

  1. Жук, А. И. Республика Беларусь: профильная педагогическая подготовка в школе / А. И. Жук – Текст : непосредственный. // Педагогика. – 2016. – № 5. [Репозиторий БГПУ].
  2. Методическое сопровождение факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для 10–11 классов учреждений общего среднего образования / А. И. Жук, А. В. Торхова. – Минск: БГПУ имени Максима Танка, 2015. – 176 с. – Текст : непосредственный.
  3. Егорова, Ю. Н. Портфолио «Я – педагог» как инструмент оценки достижений учащихся педагогических классов / Ю. Н. Егорова – Текст : непосредственный. // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 8. [Репозиторий БГПУ].
  4. Об утверждении учебной программы факультативных занятий : постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2024 г. № 92. // Pravo.by : [сайт]. – URL : https://pravo.by/document/?guid=12551&p0= W22441939p (дата обращения : 24.01.2025). – Текст : электронный.

                                                

© Кашкова О. Г., Окрут А. И., 2025

PDF