ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Соколова Наталья Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.5

Н. В. Соколова

N. V. Sokolova

Соколова Наталья Владимировна, преподаватель, ГПОУ ТТГТиСО, г. Таштагол, Россия.

Sokolova Natalia Vladimirovna, teacher, State Educational Institution TTGTiSO, Tashtagol, Russia.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

PEDAGOGICAL MODEL OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN VOCATIONAL TRAINING ORGANIZATIONS

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме построения педагогической модели адаптивного физического воспитания студентов в организациях СПО.

Annotation. The article is devoted to the problem of constructing a pedagogical model of adaptive physical education of students in vocational training organizations.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, педагогические условия физического воспитания, обущающиеся ОВЗ.

Keywords: adaptive physical education, pedagogical conditions of physical education, students with disabilities.

 

В российских исследованиях последних лет представлен значительный практический опыт организации работы со студентами, имеющими ограничения здоровья и инвалидность, с помощью средств физической культуры [1].

При подготовке учебных программ авторы учитывают необходимость формирования у молодых людей, имеющих ослабленное здоровье, специальных двигательных навыков. Для решения этой задачи используются технологии проектирования физкультурно-оздоровительной и рекреационно-оздоровительной деятельности [2], педагогическое и здоровьесберегающее моделирование [3], информационные технологии индивидуализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, аппаратно-программный комплекс (АПК) [4], дополнительные и вспомогательные средства, которые обеспечивают доступность занятий [5].

Вместе с тем недостаточно внимания уделяется вопросам создания организационно-педагогических условий, способствующих освоению обучающимися с ОВЗ программы учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура». Мы полагаем, что такие условия должны реализовываться через структурные компоненты адаптивной и оздоровительной физической культуры с помощью основных средств, которыми являются физические упражнения. Это уникальные специфические инструменты решения педагогических задач по укреплению здоровья, не имеющие аналогов, равноценных по силе реабилитационного воздействия.

Организационно-педагогические условия включают три важных аспекта:

  • психолого-педагогический, который позволяет в зависимости от типологических особенностей личности совершенствовать психические процессы и адаптировать обучающихся к социальной среде;
  • медико-биологический, предусматривающий комплексное обследование, коррекционную деятельность с учетом анатомо-физиологических механизмов, проведение реабилитационно-коррекционных мероприятий;
  • педагогический, направленный на своевременное формирование и коррекцию двигательных умений и навыков, развитие физических качеств личности.

Все виды адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация) взаимосвязаны и дополняют друг друга, проявляясь как единство структурных элементов одной системы.

Моделирование, на наш взгляд, может способствовать нахождению решения проблем физического воспитания студентов ОВЗ, опираясь на количественные и качественные показатели образовательного процесса. Под моделью (лат. «modulus» – «образец», «мера», «норма») понимается объект, (схема), специально созданный по аналогии с изучаемым объектом, с сохраненными свойствами, связями и структурой.

Модель необходима в качестве вспомогательного средства для получения нового знания об исследуемом объекте (процессе) [6].

Моделирование классифицируется как универсальный метод: он применяется как на эмпирическом, так и на теоретической фазе исследования.

Метод моделирования учеными-педагогами оценивается по-разному: его использование является предметом научных дискуссий. В то же время видно, что все большее количество ученых положительно отвечает на этот вопрос при условии, что качественные характеристики объекта или процесса не нарушаются при моделировании. Моделирование позволяет визуализировать образовательный процесс, выявить его системные характеристики [7].

Л. В. Куклина моделью считает конкретный объект (идеальный образ, знаково-символическое изображение, материальный предмет), создаваемый с целью извлечения/консервации информации, в котором воссозданы связи, свойства, характеристики реального объекта, позволяющие решить нужные задачи [8].

Например, моделирование процесса формирования компетенций основывается на комплексе требований к профессиональной деятельности конкретного специалиста в терминологии компетентностного подхода [9].

В. А. Штофф в своих работах отмечает, что в модели обязательно должны быть отражены три ключевых признака: четкость мысленного представления модели и детализацией используемой материальной базы; модель обязательно должна отражать объект исследования и иметь при этом способность его замещать; модель должна представлять сгенерированную новую информацию» [10].

В современных условиях развития общества возникла острая потребность перехода от традиционно сложившихся схем содержания и организации системы физического воспитания обучающихся с различными нозологиями к моделированию этого процесса, который будет способствовать решению задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения страны.

Настоящее видение проблемы позволяет рассматривать систематизированное, целенаправленно организованное адаптивное физическое воспитание в образовательных организациях как эффективное средство коррекции различных отклонений в состоянии здоровья обучающихся, а необходимость совершенствования его научных и методологических основ – как важный фактор повышения качества образовательного процесса в области адаптивной физической культуры.

Эффективность процесса адаптивного физического воспитания на основе моделирования обусловливается концептуальными положениями, раскрывающими выбор цели, задач, средств, методов, а также условий их использования в зависимости от возраста человека и специфики его заболевания или инвалидности на основе закономерностей функционирования организма человека, а также реализации общепедагогических и специфических принципов обучения и тренировки [11].

Для выявления адекватных форм, средств и методов АФВ в системе образовательных организаций необходимо разработать алгоритм исследования этого процесса. Новый подход к организации процесса АФВ должен базироваться на принципах постоянного расширения и углубления знаний в области адаптивной физической культуры [12].

Повышение результативности процесса АФВ зависит от объективной диагностики состояния здоровья занимающихся, научного обоснования этого процесса, разработки модели, цели и задач обучения (рис. 1).

Рисунок 1. Алгоритм исследования инновационного процесса АФВ

Мы отмечаем, что последовательность и условия реализации выявленных концептуальных положений определяются в зависимости от возраста занимающихся, характера заболевания или инвалидности, мировоззрения человека; выбора будущей профессиональной деятельности, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми; уровня профессиональной информированности специалиста по АФК.

Важнейшей составляющей культуры жизнедеятельности индивида является рациональное отношение к проблеме восстановления и укрепления здоровья на фоне положительного психоэмоционального состояния путём направленного использования средств и методов адаптивной физической культуры с учётом естественных закономерностей развития и функционирования организма, общепедагогических и специфических принципов использования физической нагрузки при обеспечении педагогического, медицинского контроля и самоконтроля, а также приёмов управления своим состоянием [13].

Исходя из объекта нашего исследования, мы осуществили анализ некоторых разработанных моделей. На наш взгляд, весьма интересна модель, представленная Ж. А. Аникеенко, в которой воспроизведен процесс физического воспитания с применением фитнес-средств для девушек-студенток, с опорой на их индивидуальный профиль развитости физических характеристик. Педагогическая целесообразность указанной модели обеспечена тем, что в ее содержание включены проектировочные элементы, технология нахождения профиля безопасной образовательной среды на основе ресурсов фитнеса, технология контроля и преобразования содержательной составляющей исследуемого процесса [14].

Подходы и логика разработки вышеописанных моделей были нами учтены при обосновании авторской педагогической модели. В аспекте исследуемой проблемы нами была разработана многоуровневая педагогическая модель адаптивного физического воспитания студентов с ОВЗ (рис. 2).

Рисунок 2. Педагогическая модель адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ

Педагогическая модель адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ в образовательной среде техникума логично представлена в виде блоков, что является наиболее распространенным подходом при моделировании педагогических процессов.

Каждый блок является достаточно полным, завершенным логически процессом.

Разработанная модель складывается из:

  1. методологического блока;
  2. содержательно-технологического блока;
  3. аналитико-результативного блока.

Система адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ функционирует внутри образовательной среды техникума через: «Методологические основы физического воспитания», которые вытекают из методологического блока образовательной среды техникума; «Процессуальные составляющие физического воспитания», которые сопрягаются с содержательно-технологическим блоком; «Мониторинговые процессы», которые вытекают из аналитическо-результативного блока педагогической модели. Каждая из этих составляющих системы адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ имеет свои собственные компоненты. В методологические основы физического воспитания входят:

    1. общие подходы к построению системы;
    2. принципы деятельности;
    3. педагогические условия адаптивного физического воспитания.

Совокупность этих позиций составляет методологическую основу адаптивного физического воспитания.

Внутри системы адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ реализуются процессуальные составляющие физического воспитания, они направлены на:

  1. формирование мотивов;
  2. формирование когнитивных свойств;
  3. коррекцию физического состояния;
  4. профессионально-деятельностную подготовку.

Внутри каждой из этих составляющих процесса имеется конкретное содержание, конкретные формы, конкретные методы, которые для каждой из них разработаны отечественной теорией физической культуры и методикой физического воспитания.

Мониторинговые процессы включают в себя:

  1. критерии оценки;
  2. показатели эффективности;
  3. уровни развития.

Внутри критериев находятся различные показатели реализации системы адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ; показатели эффективности системы адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ; уровни развития, которые позволяют достигнуть системного результата, а мониторинговые процессы – определить системный результат в виде формирования личностной физической культуры и принятия идеологии здорового образа жизни.

Системный результат сравнивается с теми задачами, которые были поставлены перед системой адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ и при необходимости корректируется методологическими основами, процессуальными составляющими и мониторинговыми процессами физического воспитания.

Однако, наиболее часто происходит изменение процессуальных составляющих, в том числе мотивационных, когнитивных, коррекционных, профессионально-деятельностных компонентов физического воспитания. Следует особенно выделить коррекционный компонент, в связи с тем, что сама система адаптивного физического воспитания позитивно воздействует на состояние студентов с ОВЗ.

Методологический блок (рис. 3) включает цель, задачи, подходы, принципы, педагогические условия. Методологическую базу разрабатываемой модели как системообразующего компонента исследования составили труды российских и зарубежных ученых, исследовавших физическое воспитание, физические качества, периодизацию спортивной тренировки студентов (Ю. В. Верхошанский, 2013; В. М. Зациорский, 2009; В. Б. Иссурин, 2016; В. Н. Платонов, 2014; M. Boyle, 2016; J. Tsypkin, 2016 и др.). Потребностью практики была обусловлена необходимость создания педагогической модели адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ (Л. П. Матвеев, 1991; Р. Р. Магомедов, 2020; Р. Р. Магомедов, А. Б. Бгуашев, 2011 и др.).

Рисунок 3. Методологический блок педагогической модели адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ

При разработке педагогической модели адаптивного физического воспитания студентов с ОВЗ были учтены положения аксиологического, компетеностного, деятельностного, личностно ориентированного, системного, социально-педагогического подходов. Изложим кратко их позиции.

Аксиологический подход в понимании В. В. Краевского, 2002; В. А. Сластенина, 2000; И. Б. Котовой, Е. Н. Шиянова, 2005 и др.) определяет ценностные ориентации студенческой молодежи. Согласно указанному подходу, определяется совокупность общечеловеческих и национальных ценностей как актуальных для определенной возрастной группы. Так, в контексте проведенного исследования нами были зафиксированы ценности образования, здоровья, саморазвития и др., что предполагало формирование соответствующего отношения к ним.

Сторонники системного подхода – А. А. Вербицкий, 1991; С. И. Архангельский, 1980; В. П. Беспалько, 2007; М. А. Данилов, 1969; и др.) – полагают необходимость исследовать процессы и явления, исходя из видения их как систем, состоящих из элементов (блоков) с высоким уровнем взаимосвязей и взаимодействия. При этом авторы допускают мысленное выделение конкретного блока для более подробного анализа [15].

Компетентностный подход рассматривается учеными – В. И. Байденко, Н. А. Селезнёвой, 2005; А. Г. Бермусом, 2005; Э. Ф. Зеер, 2005; И. А. Зимней, 2004, 2006; Ю. Г. Татур, 2004; А. В. Хуторским, 2003, 2021 и др. в качестве основы профессионального образования, базы формирования компетентного, конкурентоспособного специалиста, способного в дальнейшем к саморазвитию и самосовершенствованию как профессионала. Анализ разнообразных теоретических источников [16], определил логический вывод: для области физической культуры и спорта положения компетентностного подхода являются значимыми, основополагающими для смещения акцентов с формирования знаний на формирование практических навыков.

Ведущей идеей обозначенного подхода является ориентация на готовность студентов к осуществлению профессиональной деятельности, использованию умений в различных профессиональных ситуациях как результат процесса физического воспитания в техникуме. Это было вызвано необходимостью переориентации со «знаниевого» подхода, повышения в целом, качества профессионального образования. Компетентностный подход для сферы физической культуры стал основой преобразований педагогических технологий и предполагает описание планируемых результатов профессионального образования как комплекса компетенций.

Деятельностный подход (А. В. Хуторской, 2003; Д. Б. Эльконин, 2002 и др.) ориентирует и требует от преподавателей новых подходов в работе со студентами, переход от оценки знаний к оценке компетенций, как готовности применять достижения физической культуры для эффективной профессиональной деятельности [17].

Указанный подход нацелен на практико-ориентированную составляющую занятий с кейсами для самостоятельного целеполагания, планирования, организации, анализа и оценки собственной деятельности студентами. В процессе реализации компетенций у студентов формируются практические умения и навыки занятиями различными видами спорта, готовность применять полученные знания для достижения высокого уровня физического здоровья и поддержания его на этом уровне в процессе обучения в техникуме, а также для дальнейшей профессиональной деятельности.

Социально-педагогический подход стал обосновываться сравнительно недавно, объединив общую и социальную педагогику (Г. И. Гайсина, 2017; В. Г. Бочарова, 2003; А. В. Мудрик, 2000; и др.) и предопределяет особенности взаимодействия участников образовательного процесса и социума. В общем, и профессиональном образовании значимо использование возможностей окружающего социума как аккумуляции индивидуального и коллективного социального опыта [18]. Процесс изучения элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» и направлен на выполнение студентами практических, индивидуальных и творческих заданий. Для оценки практических навыков и умений, согласно рабочей программе дисциплины, студенты выполняют практические задания в рамках универсальной компетенции – 8, которая гласит о том, что студент способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. На основе социально-педагогического подхода, первостепенно, выделяются те виды физкультурно-спортивной деятельности, где человек и социум являются субъектами взаимодействия.

Личностно ориентированный подход (Н. М. Борытко, 2009; Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, 1999; В. В. Сериков, 1994; И. С. Якиманская, 1996; Р. Р. Магомедов, 2020) объясняет взаимосвязь внешней (процессуальной) и внутренней (психологической) составляющих компетенции [19].

Процесс физического воспитания необходимо выстраивать на основе учета индивидуальных особенностей студентов, причем для студентов ОВЗ это приобретает особую значимость. Личностно-ориентированная направленность предполагает обязательную профилактическую и развивающую составляющую программы по физической культуре и спорту, программы комплекса ГТО, которые отвечают индивидуальным возможностям и потребностям каждого человека при занятиях физической культурой и спортом.

Вышеперечисленные подходы нашли отражение в соответствующих принципах обучения.

Принцип научности определяет содержание обучения физической культуре и спорту как множества с объективными научными фактами, теориями, законами, в которых отражены научное знание, последние достижения педагогической науки.

Принцип связи теории, методики с практикой, ориентирует педагогический процесс на отработку теоретических положений через практическую деятельность. Реализация этого принципа предполагает использование на занятиях конкретных тактических ситуаций, разработку кейсов, что позволяет применять теоретические знания к решению практических задач физического воспитания, отражающих острые проблемы взаимодействия с адаптивной безопасно-развивающей средой образовательного учреждения.

Принцип сотрудничества реализуется в процессе взаимодействия между преподавателями и студентами, между студентами и становится залогом успешного формирования физической культуры личности (М. Я. Виленский, 2019). Посредством сотрудничества студент учится владеть эмпатией, толерантностью, рефлексией; находить корректные решения в неоднозначных ситуациях (прежде всего, конфликтных) в процессе группового обсуждения. Приобретенный в техникуме опыт сотрудничества студент сможет интерполировать в дальнейшем в ситуациях взаимодействия с социальными партнерами и родителями [20].

Принцип активности является отражением деятельностного подхода, предполагает проявление интеллектуальной инициативности обучающегося, включая умение строить собственную спортивно-оздоровительную деятельность – с целеполаганием, планированием, осуществлением, контролем, коррекцией и анализом ее результатов.

Принцип интеграции психолого-педагогических знаний предполагает реализацию в педагогическом процессе единства категорий педагогики и психологии как основы обобщенности знаний в фундаментальных темах. Условиями эффективности применения на занятиях метода проектов, как показывает наш опыт, может быть: интеграция учебной и внеучебной деятельности; построение открытой физкультурно-спортивной среды, которая предполагает высокий уровень целостности знаний психологии и педагогики.

Принцип личностной ориентации предполагает свободу выбора студентами форм и методов обучения с опорой на особенности личностного развития; при этом в качестве значимого результата рассматривается сформированность личностных качеств (в том числе, в профессиональном контексте) как показатель деятельности преподавателя. По мнению М. В. Гуковской (2008), этот принцип должен опирать на субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса [21].

В соответствии с принципом демократизации образовательного процесса воплощается идея открытости адаптивной безопасной образовательной среды техникума, взаимодействия с окружающим социумом. Также указанный принцип характеризуется государственно-общественным управлением учреждением образования, участием в его работе различных социальных институтов, сети социального партнерства и т.д.

Принцип педагогического регулирования ориентирован на коррекцию взаимодействия студентов ОВЗ с социумом, в процессе физического воспитания, спортивной практики, добровольческой деятельности, проведения различных физкультурно-оздоровительных мероприятий общественного характера. Рефлексия своих поведенческих действий студентом, их анализ и коррекция преподавателем призваны способствовать усвоению конкретных социальных ролей в контексте формирования личностной физической культуры.

Педагогические условия содержат особенности протекания образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами.

Проанализировав научные изыскания по теме исследования, изучив научно- методические разработки и соответствующие учебно-методические материалы, мы сочли возможным сформулировать педагогические условия адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ:

  • формирование у студентов ОВЗ позитивной мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • включение в содержание адаптивного физического воспитания отдельных тем, направленных на систематизацию, коррекцию, углубление и расширение знаний об особенностях физического воспитания образовательной среде техникума;
  • включение в образовательный процесс дисциплины «Адаптивная физическая культура», методики физического воспитания коррекционно-оздоровительной направленности по профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия) и различных специфических ОВЗ с заболеваниями; обеспечение теоретического и практического единства физического воспитания студентов ОВЗ.

В рабочей программе дисциплины «Адаптивная физическая культура» определена цель – формирование физической культуры личности. Оздоровительными, образовательными, развивающими, коррекционными и воспитательными задачами, обозначенными в рабочей программе дисциплины «Адаптивная физическая культура» (рассчитанной на 86 ч.) ГПОУ ТТГТиСО предопределена эффективность совершенствования физических качеств обучающихся.

Потребность в выявлении уровня сформированности конкретных физических качеств обучающихся ОВЗ для правильного построения физического воспитания очевидна. Для того, чтобы выявить уровень сформированности конкретного физического качества важно определить и степень его проявления в соответствии с тестом или контрольным упражнением, и соотнести эти данные с оценочными критериями. Только оценивание уровня сформированности конкретных физических качеств даст возможность установить профиль его физической готовности, демонстрирующий силу и слабость его физического воспитания и здоровья [22].

Таким образом, сформированный методологический блок содержит описанные выше подходы, принципы, а также педагогические условия адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ в образовательной среде техникума. Рассмотрим подробнее следующий структурный компонент модели – содержательно-технологический блок (рис. 4). Он включает компоненты мотивационный, когнитивный, коррекционный и профессионально-деятельностный.

Рисунок 4. Содержательно-технологический блок педагогической модели адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ

Компоненты адаптивного физического воспитания студентов ОВЗ, помимо этого, также коррелируют с реализацией вышеуказанных педагогических условий, что происходило в процессе всего экспериментального исследования. Основные компоненты процесса адаптивного физического воспитания: адаптивное физическое воспитание, средства адаптивного физического воспитания, методика адаптивного физического воспитания, в которую включены содержание, методы, формы и средства (рабочие программы дисциплин, методические указания к практическим занятиям, соответствующие учебные и учебно-методические материалы, компьютеры), обеспечивающие процесс адаптивного физического воспитания студентов.

Список литературы

  1. Захарова, Л. В. Концептуальные подходы к проблеме здоровья и адаптации студенческой молодежи / Л. В. Захарова, О. Н. Московченко, Н. В. Люлина – Текст : непосредственный. // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИОГПА, 2018. – Вып. 61, ч. IV. – С. 106–109.
  2. Андрюхина, Т. В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. / Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш, Н. В. Третьякова, К. Н. Бараковских. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – 158 с. – Текст : непосредственный.
  3. Панчук, Н. С. Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности студентов вуза / Н. С. Панчук – Текст : непосредственный. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2012. – № 1 (83). – С. 127–131.
  4. Московченко, О. Н. Использование аппаратно-программного комплекса для индивидуализации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студентов / О. Н. Московченко, Л. В. Захарова, Н. В. Третьякова, Н. В. Люлина и др. – Текст : непосредственный. // Образование и наука, 2019. – Т. 21. – № 1. – С. 124–149. – DOI: 10.17853/1994- 5639-2019-1-124-149.
  5. Андрюхина, Т. В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. / Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш, Н. В. Третьякова, К. Н. Бараковских. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – 158 с. – URL : http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0665-5 (дата обращения : 10.01.2025). – Текст : электронный.
  6. Чермит, К. Д. Проектирование содержания физического воспитания. / К. Д. Чермит. – Майкоп, 2000. – 120 с. – Текст : непосредственный.
  7. Гаранжа, Н. В. Моделирование процесса формирования компетенции взаимодействия с родителями, социальными партнерами у студентов бакалавриата / Н. В. Гаранжа – Текст : непосредственный. // Молодые учёные. 2015. – № 6. – С. 312-316.
  8. Куклина, Л. В. Моделирование личностно ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. В. Куклина. – Ульяновск, 2005. – 22 с.
  9. Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов – Текст : непосредственный. // Высшее образование сегодня, 2004. – № 8. – С. 34-41.
  10. Штофф, В. А. Моделирование и философия. / В. А. Штофф. – М.-Л., 1966. – С. 25-26. – Текст : непосредственный.
  11. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник для вузов / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев. – М. : Советский спорт, 2013. – 388 с. – Текст : непосредственный.
  12. Тимошина, И. Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи в образовательных учреждениях : дис. д-ра. пед. наук : 13.00.04 / Ирина Назимовна Тимошина. – СПб., 2007. – 368 с. – Текст : непосредственный.
  13. Тимошина, И. Н. Особенности организации физической культуры и спорта в педагогическом вузе / И. Н. Тимошина, С. В. Богатова, Д. Н. Немытов – Текст : электронный. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2012. – № 4 (25). – С. 143-148. – URL : http://journal-science.org/ru/magazine/28.html (дата обращения : 10.01.2025).
  14. Аникеенко, Ж. А. Моделирование физической подготовки студенток вузов с использованием средств фитнеса на основе учета профиля их физической подготовленности / Ж. А. Аникеенко – Текст : электронный. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2013. – № 1 (112). – 7 с. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/model-fizicheskoy-podgotovki-studentok-vuzov-s-ispolzovaniem-sredstv-fitnesa-na-osnove-ucheta-profilya-ih-fizicheskoy-podgotovlennosti/viewer (дата обращения : 10.01.2025).
  15. Данилов, М. А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М. А. Данилов – Текст : непосредственный. // Советская педагогика, 1969. – № 5. – С. 70-87.
  16. Байденко, В. И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. / В. И. Байденко. – М., 2005. – 43 с. – Текст : непосредственный.
  17. Хуторской, A. B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A. B. Хуторской. – Текст : непосредственный. // Народное образование, 2003. – № 2. – С. 58-64.
  18. Гайсина, Г. И. Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации / Г. И. Гайсина – Текст : непосредственный. // Казанский педагогический журнал, 2017. – № 4. – С. 10-15.
  19. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д., 1999. – 550 с. – Текст : непосредственный.
  20. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / М. Я. Виленский. – М., 2019.240 с. – Текст : непосредственный.
  21. Гуковская, М. В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. / М. В. Гуковская. – М., 2008. – 22 с. – Текст : непосредственный.
  22. Кубиева, С. С. Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля / С. С. Кубиева. – Текст : непосредственный. // Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта», 2018.2 (9). – С. 26-49.

                                                

© Соколова Н. В., 2025

PDF