ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Тайшина Людмила Олеговна , Шелкунова Наталья Олеговна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 376. 24

Л. О. Тайшина, Н. О. Шелкунова

L. O. Tayshina, N. О. Shelkunova

Тайшина Людмила Олеговна, учитель русского языка и литературы, ГАПОУ ИО «Иркутский технологический колледж», г. Саянск, Россия.

Шелкунова Наталья Олеговна, ст. преподаватель, кафедра эксплуатации машинно-тракторного парка, безопасности жизнедеятельности и профессионального обучения инженерного факультета, Иркутский ГАУ им. А. А. Ежевского, п. Молодёжный, Иркутский р-он, Россия.

Tayshina Lyudmila Olegovna, teacher of russian language and literature, Irkutsk Technological College, Sayansk, Russia.

Shelkunova Natalia Olegovna, senior lecturer, Department of Machine and tractor park operation, life safety and professional education of the faculty of engineering, Irkutsk SAU named A. A. Ezhevsky, s. Molodezhny, Irkutsk region, Russia.

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

INCLUSIVE EDUCATION IN A MODERN SCHOOL ENVIRONMENT

 

Аннотация. В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями является одной из центральных тем, находящихся в зоне пристального внимания образования в Российской Федерации.

Annotation. Currently, the education of children with disabilities is one of the central topics that are in the area of close attention of education in the Russian Federation.

Ключевые слова: инклюзия, образование, обучающиеся, анализ, инклюзивный подход.

Keywords: inclusion, education, students, analysis, inclusive approach.

 

Инклюзивное образование (англ. Inclusion – включение, включающее образование, совместное обучение) – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Отдельные классы для таких детей не организуются. Дети с ОВЗ учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии. При этом родители могут выбрать, где именно будет учиться ребенок: совместно со школьниками без особенностей здоровья или в отдельном классе, специальной школе или особом учреждении, например, в детском реабилитационном центре, центрах психолого-педагогической или медико-социальной помощи.

Первые такие учреждения появились на рубеже 1980-1990 годов в России, хотя эта проблема всегда была актуальна. В 2012 году ФЗ «Об образовании в РФ» законодательно закрепил инклюзивное образование [1].

Если брать возрастные рамки, то в России – это, прежде всего, молодые люди. А во Франции, например, специалисты, работающие в этой сфере, чаще отмечали нуждаемость в инклюзивном образовании всех возрастных категорий. У нас часто используются надомные, дистанционные формы обучения, а также специализированные образовательные учреждения. Из таблицы видно, что общее число инвалидов и лиц с ОВЗ, посещающих обычную школу, увеличилось более, чем в два раза (табл. 1).

                                                                                                                  Таблица 1

                Статистика детей-инвалидов и детей с ОВЗ обучающихся
                в обычных школах (доступность образовательных учреждений) [2]

 

2016 год

2022 год

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ в классах обычных школ

241,4 тыс.

 

541,5 тыс.

 

Рассмотрим сильные и слабые стороны этого процесса.

Сильные стороны инклюзии

В образовании РФ растет число инклюзивных образовательных учреждений, инклюзивных групп и практик в массовом образовании.

Отмечается положительная динамика инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся на разных этапах от детского сада до вуза по адаптированным образовательным программам. Дети с особенностями развития, которые учатся в инклюзивных классах, больше склонны к положительному социальному и эмоциональному поведению, чем дети, которые занимаются отдельно. Например, обучение в обычном классе может вдохновить и побудить учеников с нарушениями интеллекта учиться лучше. Еще обучение в обычной школе помогает ребенку с особенностями развития приобрести необходимые социальные навыки. Здоровые дети становятся более понимающими и развивают положительное отношение к различиям.

Слабые стороны инклюзии:

  • инклюзивное образование охватывает только лиц, у которых поставлен диагноз или есть группа инвалидности;
  • ориентация инклюзивного образования, прежде всего на детей и молодежь;
  • вопросы инклюзивного образования до середины 2000-х гг. разрабатывались без учета зарубежных примеров;
  • существование негласного запрета на проблемы инвалидов в СМИ практически до 2000-х гг.;
  • слабая информированность и подготовленность общества к инклюзивному образованию в системе образования;
  • инклюзивное образование в России находится рядом с коррекционным образованием;
  • отсутствие гибких образовательных стандартов;
  • несоответствие учебных планов и содержания обучения общеобразовательных учреждений особым образовательным потребностям ребенка;
  • отсутствие или недостаточная подготовка у педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, например, когда речь идет об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
  • недостаточная материально-техническая база общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);
  • отсутствие в штатном расписании общеобразовательных учреждений дополнительных ставок: педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;
  • отсутствие оплаты педагогам за их дополнительные усилия на адаптацию учебных материалов;
  • недостаточность внимания на детей с нормальным развитием в связи с тем, что «инклюзивному ребенку нужно втрое больше времени на усвоение и выполнение задания».

SWOT-анализ инклюзивного образования в системе образования показал:

  • сокращается число специальных школ и вспомогательных образовательных учреждений, при этом нет компенсации инклюзивным образованием;
  • дети с ОВЗ стихийно включаются в обычные школы без соответствующего обеспечения и ресурсов;
  • отсутствует специальный закон об инклюзивном образовании [3, 4].

Несмотря на все слабые стороны инклюзивного образования, есть и возможности:

  • развитие образования инвалидов и лиц с ОВЗ в новых направлениях;
  • использование в образовании новых вспомогательных и адаптивных приемов и методов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (инклюзивные группы, ресурсные классы);
  • внедрение адресности и дифференцированного подхода в образовании инвалидов и лиц с ОВЗ.

Заключение. В 2022 году Россия занимала 49 (из 166) место в Глобальном рейтинге ЦУР при значении индекса 73,8 баллов из 100. При этом Россия еще не совсем готова к инклюзивному образованию в том виде, который есть во Франции (нет финансов, нет кадров, не готовы учителя, не подготовлены образовательные учреждения). Например, если во Франции ребенок, отстающий от учебной программы, переводится временно в класс адаптации, и это тоже инклюзия – к заботе об учебной успеваемости отстающего ребенка подключаются не только педагоги, но и родители и репетиторы.

Список литературы

  1. Больше половины детей с инвалидностью в России учатся в общеобразовательных школах / Тасс : [сайт], от 5 июля 2021. – URL : https://tass.ru/obschestvo/11826223 (дата обращения : 23.10.2023). – Текст : электронный.
  2. Эрдынеева, С. Б. Дистанционное обучение в современной высшей школе и его особенности / С. Б. Эрдынеева, В. Н. Хабардин – Текст : непосредственный // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 16–17 февраля 2023 года. Том III. – п. Молодежный: Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 2023. – С. 395-399.
  3. Минпросвещения России : [официальный сайт]. – URL : https://edu.gov.ru/ (дата обращения : 02.10.2023). – Текст : электронный.
  4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 29 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Москва, Кремль : Система ГАРАНТ. – 194 с. – Текст : непосредственный.
  5. Алтухова, Т. А. Выявление психологических барьеров в профессиональной деятельности педагогов колледжа автомобильного транспорта и агротехнологий / Т. А. Алтухова, А. Р. Сухаева, М. В. Чубарева, П. И. Ильин – Текст : непосредственный. // Актуальные вопросы инженерно-технического и технологического обеспечения АПК : Материалы X Национальной научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора Терских Ивана Петровича, Молодёжный, 06–08 октября 2022 года / Редколлегия: Н. Н. Дмитриев [и др.]. – Молодёжный: Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского, 2022. – С. 310-316. – EDN PSZOYL.

                                                

© Тайшина Л. О., Шелкунова Н. О., 2025

PDF