НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел: Обучение и воспитание школьников в контексте современных проблем и перспектив образования (в том числе для обучающихся с ОВЗ)

Журнал: Материалы IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

11 апреля 2025 г.

Авторы: Филатова Татьяна Валентиновна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 3 (96). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 376.42

Т. В. Филатова

T. V. Filatova

Филатова Татьяна Валентиновна, учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17», г. Абакан, Россия.

Filatova Tatiana Valentinovna, teacher, Municipal Budgetary Educational Institution of the city «Basic Secondary School № 17», Abakan, Russia.

 

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

NEW HORIZONS OF LEARNING THROUGH THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES

 

Аннотация. В статье рассматривается роль педагогических технологий в образовании детей начальных классов. Особое значение придается игровым технологиям, способным повысить мотивацию к учебе учащихся с ограниченными возможностями здоровья и улучшить качество обучения.

Annotation. The article examines the role of pedagogical technologies in the education of primary school children. Particular importance is attached to gaming technologies that can increase the motivation to study of students with disabilities and improve the quality of education.

Ключевые слова: игровые технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные классы, интеграция в общество.

Keywords: gaming technologies, children with disabilities, remedial classes, integration into society.

 

Современное образование сегодня характеризуется кардинальными изменениями в методах и технологиях преподавания, внедряются активные методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не осуществлялись, урок остается главной формой обучения.

Наше общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), состоит в том, чтобы создать такую модель обучения особенных детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество [1].

Известно, что до 70 % личностных качеств закладывается в начальной школе. А педагогам, работающим в коррекционных классах, необходимо дать нашим детям не только базовые навыки, такие как: умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и определенные навыки мышления, качества личности, умение выделять главное, решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь сотрудничать [3].

Работая в МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 17» г. Абакана учителем, интенсивно внедряю современные педагогические технологии. Работа с детьми с ОВЗ должна быть целенаправленной, динамичной, эмоционально-приятной, разнообразной и психически щадящей. Педагоги коррекционных классов должны учитывать в своей работе индивидуальные и возрастные особенности детей, учить их жизненным навыкам.

В настоящее время педагоги имеют возможности поиска новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Поэтому в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения образования [1]. Такие технологии массово применяются в образовании, к ним относятся: технология дифференцированного обучения; проблемного обучения; индивидуализации обучения; игрового и исследовательского обучения; технология проектного обучения; нравственного воспитания; здоровьесберегающие технологии и т.д.

На уроках в коррекционных классах можно применять элементы различных современных педагогических технологий. Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции недостатков развития, творческой активности. Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий повышает эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует приобретению необходимых умений и навыков для успешной адаптации в обществе, повышает уровень мотивации к обучению [2].

В своей практике применяю разнообразные игровые технологии и игровые формы обучения, с помощью которых стараюсь формировать у детей прочные знания и умения, превращая уроки в интересные и эмоционально-наполненные путешествия по стране знаний.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Известно, что уроки с использованием игровых элементов, обогащают учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса у школьников.

Приведу примеры некоторых игр, используемых на уроках с детьми с ОВЗ:

  • Игра «Здравствуйте». Начиная урок, я приветствую своих учеников: «Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся) – Здравствуйте, те, кто родился летом! – Здравствуйте, те, кто родился весной! – Здравствуйте, те, кто родился осенью! – Ещё раз, все, здравствуйте!».
  • Игра «Про имена…». Предлагается занять рабочие места тем, в имени которых 4 (5, 6, 8) буквы и т.д. Важно также отметить психологический настрой на работу учащихся.
  • Игра «Пожелай мне буква…». Детям предлагается высказать пожелание своим одноклассникам на заданную букву, например, А – активности, Б – быстроты, бодрости, В – веселья и т.д. (в рамках урока русского языка).
  • Игра «Сравни себя». Детям предлагается сравнить себя, например, со сказочными героями: Незнайкой, Мальвиной и т.д.
  • Игра «Словарное лото», на доске написаны с одной стороны слова, на другой – значения. Соединить стрелками слова и значение.

Очень нравится моим ученикам работать со смартфонами, которые на время используются как раздаточный материал. Ребята получают СМС задания на смартфон, или ММС картинку.

На уроке математики использую игровой приём «Часы». Ученикам раздаю часы, но на них нет стрелок (цифр). Вначале ребятам надо догадаться, какая тема урока, определить цель урока, повторить единицы измерения и т.д., пока ребята не соберут все отсутствующие элементы часов.

Определение уровня усвоения знаний, практичным для меня является тот метод, где ученик может оцениваться на протяжении всех выполненных заданий. Например, игра: «Мешочек знаний», «Карта успеха», «Паспорт», «Лист самоконтроля». Кроме этого, для оценивания своей работы использую игровой прием «фразеологические обороты». Предлагаю ребятам выбрать фразеологический оборот, чтобы оценить свою работу на уроке: «Не успел глазом моргнуть», «Работал не покладая рук», «Мух ловил», «Летал в облаках».

Таким образом, игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и способности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Резюмируя все вышесказанное, можно заключить, что традиционные и современные технологии обучения, должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Список литературы

  1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем [Текст] / Т. Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
  2. Гуть Н. Формирование положительного отношения к обучению у детей с особыми потребностями [Текст] / Н. Гуть // Дефектолог. –  2011.
  3. Перова М.Н. Методика преподавания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. [Текст] / М. Н. Перова. – ВЛАДОС, 2001.– 106 с.

                                                

© Филатова Т. В., 2025

PDF