ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

30 мая 2025 г.

Авторы: Арсланбекова Умухаир Шугаибовна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 37.004

У. Ш. Арсланбекова

U. Sh. Arslanbekova

Арсланбекова Умухаир Шугаибовна, к. ф. н., доцент кафедры английского и русского языков, ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала, Россия.

Arslanbekova Umukhair Shugaibovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of English and Russian Languages, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES (SDR) IN THE METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE

 

Аннотация. В статье представлены примеры использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в методике преподавания русского языка. В ней рассматриваются различные виды ЦОР, их особенности и преимущества, а также влияние на мотивацию и успеваемость учащихся. Авторы подчеркивают важность интеграции современных технологий в образовательный процесс, что позволяет не только разнообразить методы enseñanza, но и сделать обучение более интерактивным и доступным.

Annotation. The article presents examples of the use of digital educational resources (DER) in the methodology of teaching the Russian language. It considers various types of DER, their features and advantages, as well as their impact on students' motivation and academic performance. The authors emphasize the importance of integrating modern technologies into the educational process, which allows not only to diversify the methods of enseñanza, but also to make learning more interactive and accessible.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, методика преподавания, русский язык, интерактивное обучение, технологии в образовании, мотивация учащихся, успеваемость, цифровизация.

Keywords: digital educational resources, teaching methods, Russian language, interactive learning, technologies in education, student motivation, academic performance, digitalization.

 

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в методике преподавания русского языка становится всё более актуальным в условиях цифровизации образования. ЦОР позволяют сделать процесс обучения более интерактивным, доступным и эффективным [1]. Рассмотрим основные аспекты их применения:

1. Преимущества использования ЦОР

  • Интерактивность: ЦОР позволяют обучающимся активно взаимодействовать с материалом, выполняя задания, проходя тесты и участвуя в виртуальных дискуссиях.
  • Доступность: обучающиеся могут получать доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте, что особенно важно для дистанционного обучения.
  • Индивидуализация обучения: ЦОР позволяют адаптировать материал под уровень знаний каждого обучающегося, предлагая задания разной сложности.
  • Наглядность: использование мультимедийных элементов (видео, аудио, графики) делает обучение более интересным и понятным.
  • Обратная связь: автоматическая проверка заданий и тестов позволяет обучающимся сразу видеть свои ошибки и работать над их исправлением.

2. Виды цифровых образовательных ресурсов

  • Электронные учебники и пособия: интерактивные книги, содержащие теоретический материал, упражнения и тесты.
  • Онлайн-курсы: платформы с видеолекциями, заданиями и тестами (например, Stepik, Coursera, Учи.ру).
  • Мобильные приложения: приложения для изучения русского языка, которые помогают в запоминании правил, расширении словарного запаса и тренировке грамматики.
  • Онлайн-тесты и тренажёры позволяют отрабатывать навыки правописания, пунктуации и грамматики.
  • Виртуальные лаборатории и симулятор, например, программы для анализа текстов или создания собственных литературных произведений.
  • Образовательные игры: игры, направленные на изучение языка в увлекательной форме.

Также очень важно уметь подбирать правильные методические подходы к использованию ЦОР, что включает в себя комбинирование традиционных и цифровых методов. ЦОР не заменяют полностью традиционные методы, но дополняют их. Например, можно использовать электронные учебники для самостоятельной работы, а на уроках уделять больше времени практике и обсуждению [3]. При составлении проектной деятельности обучающиеся могут создавать презентации, видеоролики или блоги на русском языке, используя цифровые инструменты. Одним из интересных методов обучения является геймификация, что предполагает включение игровых элементов в процесс обучения для повышения мотивации. Когда очное обучение невозможно, что мы наблюдали в период пандемии, дистанционное обучение – использование ЦОР для организации уроков в онлайн-формате, являлось крайне необходимой формой для успешного овладения знаниями.

3. Примеры использования ЦОР на уроках русского языка

  • Изучение орфографии и пунктуации: использование тренажёров и тестов для отработки правил.
  • Развитие речи: просмотр и анализ видеороликов, написание эссе в онлайн-редакторах.
  • Работа с текстом использование программ для анализа текста, поиска ключевых слов и определения стиля.
  • Подготовка к экзаменам: онлайн-курсы и тесты для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или другим экзаменам.

Естественно, существуют проблемы и ограничения, которые не всегда дают возможность применять ЦОР в полном объеме. Это: техническая оснащённость – не все школы и обучающиеся имеют доступ к необходимым устройствам и интернету; цифровая грамотность – преподаватели и обучающиеся должны уметь эффективно использовать цифровые инструменты; перегрузка информацией – избыток цифровых ресурсов может привести к потере фокуса на основных целях обучения; контроль качества – не все ЦОР соответствуют образовательным стандартам, поэтому важно тщательно отбирать ресурсы [2].

Цифровые образовательные ресурсы открывают новые возможности для преподавания русского языка, делая процесс обучения более гибким и увлекательным. Однако их использование требует от преподавателей и обучающихся определённых навыков и готовности к изменениям. Необходимо постоянно обновлять свои знания в области цифровых технологий, сочетать традиционные и цифровые методы обучения, использовать ЦОР, которые соответствуют возрасту и уровню подготовки обучающихся, а также обращать внимание на обратную связь от обучающихся и корректировать процесс обучения. При грамотном подходе ЦОР могут значительно повысить качество образования и мотивацию обучающихся.

Список литературы

  1. Александрова, О. М Школьный учебник русского языка в цифровом образовательном пространстве: к постановке проблемы / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина – Текст : электронный // Русский язык в школе, 2018. – № 79 (8). – С. 3–6. – DOI: https://doi.org/10.30515/0131–6141–2018–79–8–3–6.
  2. Александрова, О. М. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании родных языков / О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева и др. – Текст : непосредственный // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (International conference “Education Environment for the Information Age – 2019”) (EEIA –2019) / под ред. С. В. Ивановой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. – С. 1069-1081.
  3. Аристова, М. А. Использование сетевых ресурсов на уроках литературы в школе: метапредметные и предметные результаты / М. А. Аристова – Текст : непосредственный // Ученые записки ИСГЗ, 2018. – № 1 (16). – С. 52–57.

                                                

© Арсланбекова У. Ш., 2025

PDF