ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Авторы: Булгакова Дарья Владимировна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 37.032
Д. В. Булгакова
D. V. Bulgakova
Булгакова Дарья Владимировна, преподаватель, кафедра правовых дисциплин среднего профессионального образования, Институт права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Россия.
Bulgakova Daria Vladimirovna, lecturer, Department of Legal Disciplines of Secondary Vocational Education, Institute of Law and National Security Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia.
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
IMPACT OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON CHILDREN'S SELF-REALIZATION AT SCHOOL
Аннотация. В статье рассматриваются особенности влияние цифровой образовательной среды на самореализацию детей, которые обучаются в школе. Определено, что процесс развитие самореализации личности зависит от различных факторов, в том числе от школьного обучения и воспитания, социальной и цифровой среды. Выявлено, что цифровая образовательная среда играет важную роль в развитии самореализации школьника.
Annotation. The article examines the peculiarities of the impact of the digital educational environment on the self-realization of children who are studying at school. It has been determined that the process of developing self-realization of the personality depends on various factors, including school education and upbringing, social and digital environment. It has been revealed that the digital educational environment plays an important role in the development of the student's self-realization.
Ключевые слова: самореализация, эффективная самореализация, образовательная среда, цифровая среда.
Keywords: self-realization, effective self-realization, educational environment, digital environment.
Современное образование, как и другие сферы жизни человека, все более активно связаны с цифровизацией, применением информационных технологий. Цифровизация непосредственно влияет на развитие возможностей обучающихся, раскрытию личностного потенциала, дает возможность эффективно самореализовываться в различных направлениях. Так «стратегия развития информационного общества в России, направлена на реализацию следующих интересов, а именно развитие возможностей (потенциала) личности; создание возможностей и условий для научного и технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций» [2]. Тем самым цифровизация в образовании – современный вызов базовым ценностям в образовании, преподавателям, обучающимся, родителям, семейным традициям и ценностям, школьной жизни, а также влияет на формирование личности школьника, возможности самоопределения, самоактуализации и самореализации.
Тем самым самореализация – есть выбранная цель, проистекающая в определенную деятельность, в результате которой формируется личностное образование, проявляются возможности человека, его потенциал, что способствует осознанию своего места в жизни и обществе.
В начале жизненного пути для самореализации определяющим является: факторы здоровья; воспитание родителя и ближним окружением; образовательная и цифровая среда, школьное обучение и воспитание. В школьном возрасте необходимо организовывать процесс обучения таким образом, чтобы у личности проявлялись и развивались навыки самореализации, которые находятся во взаимосвязи с самовосприятием, самоопределением, самосовершенствованием, духовным развитием.
Созданные предпосылки для последующей самореализации на этапе школьного возраста осуществляются через предприимчивость и стремление к самоопределению, свободе выбора и эффективность, потребности достигать поставленные цели. Если у ребенка нормально проходит девство, то на его самореализацию оказывают влияние внутренние факторы, а воздействие внешнего мира минимально. На этапе подросткового возраста и молодости наибольшее значение приобретает воздействие внешней среды, которая в идеале должна способствовать конструктивной форме самореализации личности, включенности в реализацию своего потенциала.
Современные дети – это поколение цифровой среды, которое не представляют свою жизнь без мультимедийных и телекоммуникационных технологий. Будучи дошкольниками, дети исследуют окружающий мир с использованием разнообразных гаджетов (планшетов, смартфонов ноутбуков). Уже в школе учащиеся большой процент всей информации, в том числе и при подготовке к учебным занятиям получают из сети интернета. Цифровые возможности расширяют границы познания и возможностей школьников, делают коммуникацию более доступной, трансформируют ценностно-мотивационную сферу личности, тем самым оказывают влияние на самоопределение, самопознание, самореализацию.
Цифровая трансформация образования обогащает полученные знания школьников путем многообразия способов познавательной деятельности обучающихся, а именно участвуя в медиапроектах и учебных кооперациях в виртуальной среде, занимаясь в интеллектуальных обучающих платформах.
И так как все большую актуальность набирает цифровое образование, школьники на различных образовательных платформах имеют возможность самостоятельно развивать свой личностный потенциал, формировать ключевые компетенции, которые в последующем будут востребованы в профессиональной деятельности.
Возможности цифровой образовательной среды позволяют старшеклассникам выстроить самостоятельно маршрут профессионального самоопределения и самореализации [1, с. 427].
Таким образом, процесс формирования самореализации личности зависит от факторов здоровья; воспитания родителями и ближним окружением; школьного обучения и воспитания; социального окружения и цифровой среды. Эффективной самореализации может способствовать вовлеченность в социальные среды, базирующиеся на способностях, активностях, умениях, интересах и положительное взаимодействие с такими средами вызывает у человека чувство удовлетворенности, уверенности, благополучия. Между тем цифровая образовательная среда играет важную роль в познавательной деятельности школьников, применении методов, построении и организации как учебной, так и внеучебной деятельности, способствует плодотворному и эффективному развитию самореализации детей в школьном возрасте.
Список литературы
- Томюк, О. Н. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / О. Н. Томюк, М. А. Дьячкова, Н. Б. Кириллова, А. Ю. Дудчик – Текст: непосредственный // Перспективы науки и образования, 2019. – № 6 (42). – С. 422-434.
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» 10.05.2017 г. // Гарант: справочно-правовая система. – URL : https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения : 07.03.2025). – Текст: электронный.
© Булгакова Д. В., 2025