РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

30 мая 2025 г.

Авторы: Бураго Влада Валерьевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.131.11

В. В. Бураго

V. V. Burago

Бураго Влада Валерьевна, аспирантка, Институт непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия.

Burago Vlada Valerievna, post-graduate student, Institute of Lifelong Learning of Moscow City University, Moscow, Russia.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

IMPLEMENTATION OF A DIFFERENTIATED APPROACH IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность осуществления дифференцированного подхода через организацию проектной деятельности с обучающимися в СПО. Рассмотрены и описаны виды кейс-технологий, которые используются для обучения и позволяют развивать полезные навыки и умения, связанные с решением проблемных ситуаций и использованием информации в практической деятельности.

Annotation. The article considers the possibility of implementing a differentiated approach through the organization of project activities with students in secondary vocational education. The types of case technologies that are used for training and allow developing useful skills and abilities related to solving problem situations and using information in practical activities are considered and described. The effectiveness of introducing techniques based on the use of network technologies is noted.

Ключевые слова: дифференцированный подход, цифровая трансформация, интеграция традиционных и цифровых технологий, проектная деятельность в СПО.

Keywords: differentiated approach, digital transformation, integration of traditional and digital technologies, project activities in secondary vocational education.

 

Современное общество стремительно изменяется под влиянием цифровой революции, все более развиваются и становятся доступными цифровые технологий, а в современном обществе растет спрос на программистов, IT-специалистов, инженеров и профессионалы, работающих в области высоких технологий [6, с. 37]. В скором будущем могут появиться совершенно новые профессии, которые в настоящее время затруднительно представить. Уже сейчас сложно поставить под сомнение тезис, что в ближайшем будущем большая часть профессий будет связана с цифровыми технологиями и высоко технологичным производством в области пересечения естественных наук. В процессе интеграции цифровых технологий в образовательную систему среднего профессионального образования возникает множество проблем, которые непосредственно связаны с необходимостью создания соответствующих условий в учебных заведениях. Эффективное внедрение этих технологий может способствовать улучшению цифровой культуры и профессиональных навыков педагогов, а также повышению уровня цифровой грамотности обучающихся [2, с. 12].

Сейчас подготовка квалифицированных специалистов в вышеперечисленных отраслях играет важную роль. Основные требования, предъявляемые работодателями к молодым кадрам, в значительной мере определяются их умением эффективно работать с информацией. В связи с этим, первостепенным аспектом организации образовательного процесса становится интеграция теоретических знаний с практическими навыками, что способствует более глубокому усвоению материала и его применению в профессиональной деятельности [7, с. 59].

В современном образовательном контексте акцентируется необходимость максимального развития учащихся в процессе обучения. При такой организации образовательного процесса особое внимание уделяется потенциальным возможностям и предрасположенностям обучающихся. Важным фактором, влияющим на результаты обучения, является учет индивидуальных особенностей психического развития каждого студента. Исследования показывают, что такая дифференцированная организация обучения способствует значительному повышению успеваемости, что объясняет её растущую популярность. В рамках реализации дифференцированного подхода в системе среднего профессионального образования ключевую роль играет контактное обучение, которое чередуется с автономной и самостоятельной работой, осуществляемой с использованием электронных ресурсов. Этот метод позволяет значительно повысить качество индивидуализации образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует более эффективному усвоению знаний и развитию практических навыков у обучающихся [11, с. 28].

Материал дифференцируется по степени трудности усвоения в процессе самостоятельной работы или во время занятий с преподавателями. Кроме того, материал может быть дифференцирован и по уровню способностей, которыми обладают все обучающиеся. Такой подход к обучению позволяет повысить успешность обучающихся и ведет к пробуждению интереса к предмету. У обучающихся повышается уровень мотивации к процессу получения новых знаний. Можно сказать, что дифференциация заключается именно в создании заданий разного уровня, чередовании учебных дисциплин и самим способом организации образовательного процесса. Цифровые технологии позволяют организовывать проектную деятельности, в процессе которой обучающиеся могут работать индивидуально, в паре или в группе [3, с. 50].

Дифференциация в образовательном процессе может быть классифицирована на два основных типа: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя дифференциация предполагает разделение обучающихся на основе конкретных характеристик, что приводит к значительным различиям в применяемых методах и организационных формах обучения.

Внешняя дифференциация, с другой стороны, акцентирует внимание на типологических особенностях обучающихся, которые проявляются в рамках группового обучения. Данный вид дифференциации может основываться на случайных признаках и часто применяется при переходе студентов с первого на второй курс. В этом контексте обучающиеся имеют возможность выбрать между программами базового и повышенного уровней, при этом выбор осуществляется с учетом их успеваемости в первом курсе. Студенты набирают баллы, которые позволяют им быть зачисленными на более сложный уровень обучения. Важно отметить, что внешняя дифференциация не исключает внутреннюю, поскольку любая группа обучающихся демонстрирует разнообразие в познавательных возможностях. Таким образом, интеграция обоих видов дифференциации может значительно повысить качество образовательного процесса, обеспечивая индивидуализированный подход к каждому студенту [5, с. 33].

Для реализации задач дифференциации образовательного процесса часто используется метод проектов. Такой метод является технологией организации идей многоуровневости и непрерывности, поскольку он структурирует сложные задачи в иерархические компоненты, что облегчает управление информацией и взаимодействие между участниками. Он обеспечивает циклический процесс планирования, реализации и оценки, способствуя постоянной адаптации и улучшению результатов на основе полученного опыта [1, с. 204].

Разноуровневое обучение предполагает использование технологии, при которой учебный материал разделяет по уровню сложности [8, c.15]. Разноуровневый подход может применяться на всех занятиях, работа может выполняться коллективно, мини-группой или индивидуально. При любой организации работы следует учитывать психологические особенности обучающиеся, их интересы к предметам, способности, характер межличностных отношений в группе. Сами занятия могут проводиться в традиционной форме, форме лекций, игровой, проблемного урока, дискуссии или урока-лаборатории [10, с. 120].

В свете существующих недостатков современных образовательных моделей, новые подходы и методы могут потенциально продемонстрировать более высокую эффективность на всех уровнях обучения. Эта эффективность во многом определяется интеграцией дистанционного образования, использующего кейс-технологии, сетевые и ТВ-технологии, в образовательный процесс. Одним из ключевых преимуществ кейс-технологий является их способность к эффективному управлению процессом обучения, а также содействие развитию учащихся через взаимодействие с преподавателем и другими участниками группы. Это качество становится особенно значимым по сравнению с традиционными формами обучения, что подчеркивает его ценность в современном образовательном контексте [9, с. 92].

Кейс-технологии позволяют организовывать эффективную обратную связь между преподавателями и обучающимися в системе СПО. Необходимо заметить, что в зарубежной практике такие технологии использовались еще в начале XX в. В современном мире с помощью кейс-технологий создается подход для решения нестандартных и противоречивых ситуаций. Все обучающиеся развивают навык решения задач. Но более важным является совершенствование коммуникативных и аналитических навыков, что выражается в умении отделать существенную информацию от несущественной и анализировать в дальнейшем полученную информацию. Используемые кейс-технологии могут разделяться по уровню сложности, специализации и новизне. В настоящее время набирают популярность демонстрационные, инновационные, тренинговые и иллюстративные кейсы.

Демонстрационный кейс представляет собой наиболее простой тип кейсов, так как он опирается на описание стандартных решений типовых задач. В отличие от него, инновационные кейсы характеризуются своей противоположностью, поскольку предназначены для решения сложных проблемных ситуаций и требуют применения нестандартного мышления. Иллюстративные кейсы, в свою очередь, разрабатываются на основе примеров практической деятельности и представляют информацию в формате повествовательных историй.

Сетевые технологии дают возможность преподавателям подбирать задания в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и определять подходящий для них контроль знаний. Для этого используется интерактивные тексты, практические задания с иллюстрациями и видео. Так, для обучающихся, образовательный процесс становится более увлекательным, а информация легко усваивается в силу наглядности.

В настоящее время популярность набирает использование технологии Web 2.0. Она делает уроки привлекательными и запоминающимися. С их помощью преподаватели могут контролировать обучение и оценивать результаты. Для этого могут проводиться опросы и тестирования.

Кроме того, дифференцированный метод обучения не обходится в настоящее время без использования образовательных порталов и порталов в онлайн-формате. Например, OnlineMektep, интерактивные ресурсы LearningApp, Quizlet. Оптимальное дозирование сетевых технологий существенно повышает мотивацию обучающихся в самостоятельном получении знаний и исследовании информации.

Дифференцированные методы обучения позволяют избежать усреднения учащихся и уравнивания их под единый стандарт, что часто приводит к снижению качества образования. Кроме того, дифференцированные методы создают условия для более продуктивной работы с теми обучающимися, которые нуждаются в дополнительном внимании и времени для освоения учебного материала, а также с теми, кто испытывает трудности в адаптации к социальным нормам. Уровень мотивации к учебе также возрастает благодаря индивидуализированному подходу, что способствует более активному вовлечению учащихся в образовательный процесс. В группах, где собраны дети со схожими способностями, обучение становится более эффективным и целенаправленным, что в свою очередь способствует лучшему усвоению знаний и навыков [4, с. 82].

Процесс подготовки обучающихся в системе СПО как будущих специалистов должен основываться на практико-ориентированном подходе, который включает в себя теоретическую подготовку с междисциплинарным характером, а также активное участие в практической и научно-исследовательской деятельности. Внедрение цифровых технологий в программы является важным, но недостаточным условием для повышения качества обучения. Ключевым аспектом является интеграция цифровых технологий с традиционными методами обучения, что предполагает взаимное усиление и дополнение их дидактических возможностей. Применение дифференцированного подхода в системе образования приносит ряд положительных результатов, среди которых можно выделить повышение мотивации обучающихся, более эффективную организацию их рабочего времени и возможность формирования подгрупп с равными способностями. Это, в свою очередь, облегчает процесс преподавания и способствует более целенаправленному обучению в каждой из подгрупп.

Список литературы

  1. Башлыкова, Р. М. Осуществление дифференцированного подхода через проектную деятельность в группах обучающихся средних профессиональных образовательных организаций / Р. М. Башлыкова – Текст: непосредственный // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2023. – № S2-1(45). – С. 203-205.
  2. Белоусова, Н. Н. Формирование цифровой культуры обучающихся среднего профессионального образования в условиях профессиональной подготовки / Н. Н. Белоусова – Текст: непосредственный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 6. – С. 27.
  3. Быстрова, Н. В. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения / Н. В. Быстрова, Е. А. Уракова, В. М. Корнусова – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 75-2. – С. 49-51.
  4. Ганичева, И. А. Развитие учебно-профессиональной мотивации студентов в условиях цифровой трансформации образования / И. А. Ганичева – Текст: непосредственный // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2023. – № 4(48). – С. 81-87.
  5. Гончарук, Н. П. Модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова – Текст: непосредственный // Казанский педагогический журнал, 2019. – № 1. – С. 31–35.
  6. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н. А. Зверева. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – Москва: Буки-Веди, 2016. – С. 35-37.
  7. Курбатова Л. Д. Формирование ключевых компетенций цифровой экономики в условиях среднего профессионального образования / Л. Д. Курбатова – Текст: непосредственный // Образование: Ресурсы развития. – Вестник ЛОИРО, 2020. – № 3. – С. 58-60.
  8. Мачехина, О. Н. Использование информационных технологий в деятельности педагога как направление трансформации дидактики средней школы / О. Н. Мачехина, Н. А. Мачехина – Текст: непосредственный // Школьные технологии, 2019. – № 3. – С. 14-21.
  9. Московцева, Е. А. Методологические подходы к построению предметного образования в условиях его цифровой трансформации / Е. А. Московцева – Текст: непосредственный // Заметки ученого. – 2023. – № 2. – С. 91-94.
  10. Плотникова, Ю. А. Формирование профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования / Ю. А. Плотникова – Текст: непосредственный // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 1. – № 18. – С. 119-121.
  11. Сергеев И. С. Условия цифровой трансформации среднего профессионального образования на основе модели смешанного обучения / И. С. Сергеев. – Текст: непосредственный // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2020. – № 4(52). – С. 27-35.

                                                

© Бураго В. В., 2025

PDF