ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА СПО
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Авторы: Грибкова Жанна Борисовна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 377.6
Ж. Б. Грибкова
Z. B. Gribkova
Грибкова Жанна Борисовна, преподаватель, Западный филиал РАНХиГС, г. Калининград, Россия.
Gribkova Zhanna Borisovna, lecturer, Western Branch of the RANEPA, Kaliningrad, Russia.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА СПО
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR INFLUENCING PROFESSIONAL DEVELOPMENT SPO TEACHER
Аннотация. В настоящее время в России происходит реформа образовательной системы, основной задачей которой является выстраивание собственной образовательной системы (отказ от Болонской), которая могла бы обеспечить потребность в образовании и кадрах в рамках тех вызовов, которые в настоящее время стоят перед экономикой страны и необходимости развития промышленного потенциала с учетом санкционного давления и иных внешних ограничений. Актуальным направлением для решения поставленной задачи является использование цифровой образовательной среды, применительно к различным образовательным уровням. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем использования цифровой образовательной среды как фактора влияющего на профессиональное развитие педагога СПО.
Annotation. Currently, Russia is undergoing a reform of the educational system, the main task of which is to build its own educational system (abandoning the Bologna One), which could meet the need for education and personnel within the framework of the challenges currently facing the country's economy and the need to develop industrial potential, taking into account sanctions pressure and other external constraints. An urgent direction for solving this problem is the use of a digital educational environment, applied to various educational levels. In connection with the above, the author of this article has attempted a scientific analysis and critical understanding of the problems of using the digital educational environment as a factor influencing the professional development of a vocational education teacher.
Ключевые слова: развитие педагогики, профессиональное развитие педагога, педагог СПО, цифровая образовательная среда.
Keywords: development of pedagogy, professional development of a teacher, vocational education teacher, digital educational environment.
По мнению автора настоящей статьи, актуальность профессионального развития педагогов среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях обусловлена несколькими факторами.
1. Выход России из Болонской системы. Правительство РФ приняло решение о выходе из Болонской образовательной системы и построении собственной национальной образовательной системы, которая могла бы подготовить квалифицированные кадры, которые были бы способны решать те задачи, которые в настоящее время стоят перед экономикой РФ, а также перед необходимостью развития промышленного потенциала страны в условиях внешних вызовов. Для решения данной задачи, педагогам СПО необходимо адаптироваться к новым условиям и внедрять современные подходы в обучение (на основе информатизации и цифровизации) [2, с. 24].
2. Новые профессии и компетенции. В связи с цифровизацией и информатизацией, которая затронула все сферы жизнедеятельности современного общества, появились многие современные профессии. Старые профессии претерпели значительные изменения. Педагоги СПО должны держать руку на пульсе происходящих изменений. Важно, чтобы педагоги СПО были в курсе новых профессий и компетенций, которые востребованы работодателями. Это позволяет им актуализировать учебные программы и готовить студентов к требованиям рынка [1, с. 14].
3. Внедрение цифровой образовательной среды. Работа педагогического состава СПО давно связана с необходимостью использования компьютерной техники. Цифровая образовательная среда оказывает значительное влияние на профессиональное развитие педагога СПО. Как показывает практика, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс требует от педагогов постоянного обучения и освоения новых инструментов и платформ. Постоянное обучение педагогов СПО и совершенствование их профессионального мастерства способствует повышению качества образования и вовлеченности студентов в образовательный процесс. Это непременно сказывается на повышении качества образования в стенах СПО [7, с. 91].
4. Личностное развитие педагогов СПО. В настоящее время, одной из главных компетенций, является «креативность». Педагог СПО должен проявлять креативное мастерство в преподавательской деятельности. Креативность является одной из компетенций, которой должны обладать современные выпускники СПО. В связи с вышеизложенным, стоит отметить, что постоянное профессиональное развитие помогает педагогам СПО расширять свои знания, развивать компетенции (в том числе и креативную компетенцию) и улучшать качество преподавания. Это также способствует повышению мотивации педагогов и удовлетворенности работой [4, с. 111].
5. Непрерывное обучение педагогов СПО. В настоящее время постоянно получать образование должны не только представители инженерных и иных технических специальностей, но и педагогические кадры так же нуждаются в профессиональном совершенствовании, так как они должны иметь возможность предоставить студентам более качественное образование, что в свою очередь влияет на их конкурентоспособность на рынке труда и успешность в дальнейшей карьере [5, с. 86].
6. Участие педагогов СПО в профессиональных сообществах. В настоящее время становятся популярными профессиональные сообщества педагогов. Давно отмечено, что обмен опытом между педагогами СПО, участие в профессиональных сообществах и сетевых проектах способствует внедрению инноваций и лучшим практикам в образовательный процесс.
В настоящее время, Цифровая образовательная среда среднего профессионального образования (СПО) представляет собой комплекс современных технологий, платформ, инструментов и ресурсов, направленных на поддержку и улучшение образовательного процесса. Цифровая образовательная среда СПО включает в себя: программное обеспечение, а также современные методические подходы. Их применение на практике способствует эффективному обучению и развитию профессиональных компетенций студентов СПО. Рассмотрим ключевые аспекты цифровой образовательной среды в СПО (табл.1) [3, с. 134].
Таблица 1
Ключевые аспекты цифровой образовательной среды СПО
Наименование ключевого аспекта |
Основная цель |
Основная задача |
Применение платформ для дистанционного обучения СПО |
Возможность дистанционного обучения в период пандемии или карантина. Использование возможности самостоятельного обучения студентов в домашних условиях под контролем преподавателя. |
Как показывает практика прошлых лет, Правительством РФ предложены к применению в РФ для обеспечения возможности дистанционного обучения следующие онлайн-платформы: Moodle, и другие. При помощи данных платформ, преподаватели СПО имеют возможность организовывать занятия, проводить вебинары, размещать учебные материалы и обеспечивать непрерывное взаимодействие между преподавателями и студентами. Что сказывается благоприятно на общем образовательном процессе. |
Применение электронных учебных материалов в образовательном процессе СПО |
Образовательный процесс можно сделать гораздо более вовлеченным, мотивированным и интересным, если преподаватель СПО будет применять электронные учебники, видеолекции, интерактивные симуляции и другие цифровые ресурсы. |
Предложенные действия делают обучение более наглядным и доступным, а также позволяют студентам СПО учиться в удобном для них темпе.
|
Применение цифровых инструментов для оценки и мониторинга образовательного процесса |
Цифровая среда предоставляет преподавателям СПО инструменты для оценки знаний и мониторинга успеваемости студентов СПО. |
Тесты, анкеты и системы автоматизированного контроля позволяют педагогам СПО быстро и эффективно отслеживать прогресс учащихся и выявлять области, требующие дополнительного внимания. |
Лучшая коммуникация и взаимодействия «студент – студент» и «студент – преподаватель» |
Современные цифровые технологии обеспечивают возможность взаимодействия между студентами СПО и преподавателями СПО через чаты, форумы и социальные сети. |
Данная возможность однозначно способствует созданию активной образовательной среды, где студенты СПО могут задавать вопросы, обмениваться мнениями и работать в группах. А также обсуждать необходимые моменты с преподавателями. |
Проектная деятельность и коллаборация студентов и преподавателей СПО |
Цифровая среда способствует реализации проектного обучения СПО, где студенты и преподаватели СПО могут работать над совместными проектами. |
Использование онлайн-инструментов студентами и педагогами СПО для совместного редактирования документов, планирования и презентации результатов. Так же существует возможность иной проектной деятельности при использовании средств цифровизации. |
Развитие цифровых компетенций студентов и преподавателей СПО во время совместной работы |
Использование цифровых технологий в образовательном процессе помогает студентам и педагогам СПО развивать необходимые для современного рынка труда цифровые навыки. |
Развитие цифровых компетенций, которые помогут студентам и преподавателям в работе с информацией, развитии критического мышления, коммуникации в цифровой среде и т.д. |
Инклюзивное образование в СПО |
Цифровая образовательная среда позволяет создавать адаптированные материалы и курсы для студентов с особыми образовательными потребностями. |
Обеспечить доступность образования в СПО для всех категорий учащихся по состоянию здоровья. |
Актуализация содержания образования |
Цифровые технологии позволяют быстро обновлять учебные материалы СПО и учебные программы СПО в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда. |
Данный механизм, обеспечивающийся возможностями Цифровизации особенно важен для СПО, ориентированного на практическую подготовку специалистов. |
Источник: по материалам автора
Таким образом, необходимо отметить, что как было установлено в процессе написания настоящей статьи, Цифровая образовательная среда СПО является ключевым фактором, способствующим модернизации образовательного процесса, повышению его качества и эффективности.
В условиях быстро меняющегося мира, Цифровизация учебного процесса позволяет педагогам и студентам адаптироваться к новым реалиям и быть готовыми к вызовам современного рынка труда [8, с. 110].
Важно отметить, что по личному опыту автора настоящей статьи, Цифровая образовательная среда играет значительную роль в профессиональном развитии педагогов среднего профессионального образования (СПО) и оказывает влияние на несколько ключевых аспектов их работы (табл. 2) [6, с. 24].
Таблица 2
Ключевые аспекты влияния цифровой образовательной среды
на профессиональное развитие педагогов СПО
Наименование ключевого аспекта |
Основная цель |
Основная задача |
Доступ к ресурсам и информации педагога СПО |
Доступ к обширным библиотекам, онлайн-курсам, вебинарам и другим образовательным ресурсам. |
Позволяет им постоянно обновлять свои знания, изучать новые подходы и методики преподавания.
|
Инновационные методы обучения в СПО |
Применение современных методов обучения в СПО, таких как смешанное обучение, проектная деятельность и дистанционное обучение в СПО. |
Расширение педагогических навыков и более эффективное вовлечение студентов в образовательный процесс.
|
Взаимодействие и сотрудничество |
Возможность сетевого взаимодействия между педагогами СПО посредством средств цифровизации. |
Профессиональные сообщества, форумы и социальные сети позволяют обмениваться опытом, обсуждать лучшие практики и совместно решать возникающие проблемы. |
Анализ и оценка результатов образовательного процесса в СПО |
Отслеживание успеваемости студентов и анализ результатов их обучения. |
Адаптация процесса преподавания под индивидуальные нужды обучающихся СПО и повышение качества образовательного процесса в СПО. |
Развитие цифровых компетенций |
Развитие цифровых навыков и компетенций. |
Работа с образовательными платформами, создание электронных учебных материалов и использование различных программных средств для организации учебного процесса. |
Поддержка инклюзивного образования |
Создание доступной образовательной среды для студентов с особыми потребностями. |
Поддержка разнообразия в аудитории (группе) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. |
Гибкость и адаптивность |
Цифровая образовательная среда способствует более гибкому подходу к обучению в СПО. |
Позволяет современным педагогам СПО адаптировать собственные курсы и материалы в зависимости от потребностей и интересов студентов СПО. |
Источник: по материалам автора
Таким образом, цифровая образовательная среда является важным инструментом для профессионального развития педагогов СПО, способствуя их обучению, обмену опытом и внедрению инновационных методов в образовательный процесс. Профессиональное развитие педагогов СПО является необходимым условием для обеспечения качественного образования, соответствующего современным требованиям и вызовам.
Список литературы
- Ажыкулов, С. М. Образовательная среда как фактор профессионального развития педагога в эпоху цифровизации / С. М. Ажыкулов. – Текст: непосредственный. // Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. – 2021. – № 5 (86). – С. 12-15.
- Вашечкина, О. В. Модель цифровой образовательной среды как единой среды коммуникации и профессионального роста педагогов / О. В. Вашечкина, Л. Н. Сущенко – Текст: непосредственный. // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2021. – № 2 (14). – С. 22-27.
- Есенин, Р. А. Рефлексивные компетенции педагогов СПО как фактор успешной цифровой трансформации / Р. А. Есенин – Текст: непосредственный. // Профессиональное образование и рынок труда. – 2024. – Т. 12, № 3(58). – С. 128-138.
- Исакиева, З. С. Инновационная образовательная среда как фактор развития профессиональной компетентности педагога / З. С. Исакиева, Р. Р. Дагаев, С. А. Башаева – Текст: непосредственный. // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2024. – № 6. – С. 105-114.
- Михеева, Е. Б. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / Е. Б. Михеева – Текст: непосредственный. // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 2-2. – С. 84-87.
- Мухидинов, М. Г. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / М. Г. Мухидинов, М. М. Абдуразаков, З. О. Батыгов. – Текст: непосредственный. // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3. – № 1. – С. 21-26.
- Салахова, Л. К. Цифровая образовательная среда как стимул для профессионального развития педагога / Л. К. Салахова – Текст: непосредственный. // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2021. – № 3. – С. 88-92.
- Уваров, А. В. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А. В. Уваров. – Текст: непосредственный. / Форум. – 2024. – № 1 (31). – С. 108-111.
© Грибкова Ж. Б., 2025