ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТУРИСТСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

30 мая 2025 г.

Авторы: Крепс Тамара Владимировна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 378.14

Т. В. Крепс

T. V. Kreps

Крепс Тамара Владимировна, канд. пед. наук, преподаватель, Гуманитарный колледж ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия.

Kreps Tamara Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, Humanitarian College Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТУРИСТСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ORGANIZATION OF PRACTICAL CLASSES FOR STUDENTS OF TOURISM SPECIALTIES BASED ON THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования электронной информационной образовательной среды для подготовки и проведения практических занятий для обучающихся туристских специальностей в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Annotation. The article discusses the features of using the electronic information educational environment for the preparation and conduct of practical classes for students of tourism specialties at the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, ЭИОС, туристские специальности, обучающиеся, практическое занятие.

Keywords: digital educational environment, Learning management system, tourism specialties, students, practical training.

 

Конкурентоспособный специалист по туризму и гостеприимству востребован на рынке труда, так как эффективно решает задачи профессиональной деятельности в зависимости от текущих изменений на рынке туристских услуг и перспективных тенденций бизнеса. Его востребованность связана со сформированностью общих и профессиональных компетенций. Развитие профессионала, как личности, стремящейся к самосовершенствованию и творческой реализации, также связано с его непрерывным обучением, отмеченным в Концепции развития непрерывного образования в РФ [1, с. 146].

Система непрерывного образования включает:

– среднее профессиональное образование;

– высшее образование;

– дополнительное образование для повышения квалификации или переподготовки.

Подготовка будущего специалиста на туристских специальностях невозможна без информационных технологий, которые внедряются в систему образования на основе цифровой образовательной среды [2, с. 16]. Обязательным условием функционирования образовательных учреждений в настоящий момент является наличие электронной информационной образовательной среды (ЭИОС).

ЭИОС, как технологический инструмент, помогает организовать и улучшить образовательный процесс и способствует:

– доступности обучения, в том числе дистанционного, очно-заочной формы;

– организации учебного процесса. ЭИОС выступает базой хранения и информационным ресурсом для размещения учебных планов, расписания занятий, промежуточного и итогового контроля, методических материалов;

– интерактивному взаимодействию преподавателей и студентов, как участников образовательного процесса, что обеспечивается через форумы, чаты, видеоконференции;

– организации научно-исследовательской работы студента (НИРС). ЭИОС выступает платформой для проведения студенческих научных конференций, конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, организации исследований по творческим научным проектам и работам.

ЭИОС позволяет эффективно планировать процесс обучения и контролировать его результат. Преподаватели и руководители учебных практик загружают учебные материалы, задания и отслеживают выполнение работ студентами. Кроме того, ЭИОС способствует созданию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся. Благодаря организации работы в ЭИОС преподавателю легче оценить уровень подготовки обучающегося, а также его интересы.

Так как ЭИОС позволяет студентам и преподавателям получать доступ к учебным материалам, заданиям и ресурсам «в любое время и из любого места», рассмотрим организацию практических занятий обучающихся туристских специальностей на примере работы в ЭИОС Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) [3]. На социально-гуманитарном факультете КГУФКСТ это направление подготовки 43.03.02 «Туризм», в гуманитарном колледже – специальности 43.02.10 «Туризм» и 43.02.16 «Туризм и гостеприимство».

Направленность высшего образования «Технология и организация комплексного обслуживания в индустрии туризма» и направленность СПО «Предоставление туроператорских и турагентских услуг» включают профессиональные модули по предоставлению туроператорских и турагентских услуг.

Так, организация практических занятий по теме «Разработка туристского продукта» на основе цифровой образовательной среды включает этапы.

  1. Проведение маркетинговых исследований в виде онлайн опроса для определения целевой аудитории разрабатываемого тура, изучения их интересов. Проводится в виде электронного анкетирования, в том числе, через мессенджеры туристских предприятий, где обучающиеся проходят производственную практику.
  2. Разработка маршрута тура проводится с помощью геоинформационных систем (ГИС) и включает построение маршрута на карте с нанесением остановок, расчет протяженности и продолжительности перемещения туристов.
  3. Анализ и отбор предприятий-поставщиков туристских услуг с помощью ссылок на сервисы для поиска средств размещения, экскурсионных бюро и других предприятий туристской индустрии, подходящих по программе тура.
  4. Заполнение шаблонов договоров с поставщиками услуг в разделе «Задания» по курсу дисциплины в ЭИОС, а также выполнение заданий по составлению туристской памятки, технологической карты тура и других документов к туру.
  5. Разработка рекламных материалов на платформе ЭИОС с помощью программного обеспечения туристской дисциплины.

В ЭИОС проводится проверка выполнения заданий по формированию тура в онлайн-формате. Также одна из функций позволяет автоматически оценивает результаты, что экономит время преподавателей.

Использование электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) для подготовки и проведения практических занятий имеет свои особенности, которые делают процесс более эффективным и удобным для участников образовательного процесса. Например, использование виртуальной лаборатории по туризму на практических занятиях позволяет студентам подготовиться к работе в туристской компании во время производственной практики, к процессам и этапам обслуживания клиентов предприятия на основе смоделированных ситуационных задач. Преподаватели заранее размещают в ЭИОС методические указания, инструкции, теоретические материалы, видео по практическим проектным работам и другие ресурсы, необходимые для выполнения практических заданий. На занятиях проводятся виртуальные экскурсии, процесс работы с системами бронирования туров, авиа и ж/д билетов через видеотрансляции. На практических занятиях обучающиеся работают над проектами и заданиями в группах, используя инструменты ЭИОС для совместной работы, преподаватели отслеживают прогресс и корректируют процесс обучения. В разделах по курсам туристских дисциплин материалы и записи демонстраций практических занятий остаются доступными, что позволяет студентам повторить пройденное или разобрать сложные моменты самостоятельно.

ЭИОС позволяет использовать современные образовательные технологии, такие как мультимедийные материалы, виртуальные лаборатории, онлайн-курсы. Преимуществом использования ЭИОС является сокращение затрат на печать учебных материалов, организацию очных консультаций. Таким образом, электронная информационная образовательная среда – это не просто технологический инструмент, а важная часть современного образовательного процесса, которая делает обучение более гибким, доступным и эффективным для обучающихся туристских специальностей.

Список литературы

  1. Зуева, О. В. О роли непрерывного образования специалистов сферы туризма и гостеприимства с учетом региональных требований работодателей / О. В. Зуева, М. Ю. Зацепина, Е. А. Сурайкина – Текст : непосредственный // Сервису и туризму – инновационное развитие. Материалы XII международной научно-практической конференции. Отв. редактор Т.С. Комиссарова. – Краснодар: КубГУ, 2020. – С. 145-148.
  2. Макарчук, Т. А. Цифровые инструменты развития электронной информационно-образовательной среды университета / Т. А. Макарчук, Е. А. Осипова – Текст : непосредственный // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – Кисловодск: Кисловодский институт Экономики права, 2019. – № 9 (127). – С. 16.
  3. ЭИОС ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма : официальный сайт. – Москва, 2025. – URL : https://lk.kgufkst.ru/ (дата обращения: 18.02.2025). – Текст : электронный.

                                                

© Крепс Т. В., 2025

PDF