ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Проминская Ольга Ивановна

УДК 372.881.1

О. И. Проминская

O. I. Prominskaya

Проминская Ольга Ивановна, старший преподаватель кафедры филологии и сценической речи, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия.

Prominskaya Olga Ivanovna, senior teacher, Altai state institute of culture, Barnaul, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

FEATURES OF DISTANCE TEACHING OF THE DISCIPLINE «A FOREIGN LANGUAGE» IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

 

Аннотация. В статье рассматривается специфика преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе в период ускоренного перевода образовательного процесса в дистанционный формат. Автор выделяет общие проблемы применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вузов, выявляет некоторые специфичные для преподавания иностранного языка трудности. На основе накопленного опыта предлагается систематизированные решения ряда технических и методических задач в рамках изучения иностранного языка на онлайн-занятиях.

Annotation. The article deals with the peculiarities of teaching the discipline «A foreign language» in a non-linguistic higher educational institution during the period of accelerated changing of the educational process in a distance format. The author differentiates the general problems of the use of distance learning technologies by higher educational institution teachers, identifies some specific difficulties for teaching a foreign language. Based on the personal experience, the author offers systematized solutions to a number of technical and methodological problems in the framework of learning a foreign language in online classes.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, иностранный язык, онлайн-обучение, дистанционные технологии, качество обучения.

Keywords: higher education, distance learning, foreign language, online-teaching, distance learning technologies, quality of education.

 

В марте 2020 года ситуация с коронавирусной пандемией вынудила российскую систему высшего образования в экстренном порядке изменить формат обучения. Произошло принудительное внедрение технологий дистанционного обучения на различных уровнях образования и направлениях подготовки вузов. Перед администрациями вузов и профессорско-преподавательским составом встала задача по ускоренному переформатированию образовательного процесса.

Резкий переход к дистанционному обучению обнаружил ряд существенных проблем: неготовность ИТ-инфраструктуры многих российских вузов к возросшей нагрузке, сложности в адаптации преподавателей и обучающихся к новым условиям, проблемы с межличностным общением, самоорганизацией и здоровьем участников образовательного процесса. В условиях отсутствия практики применения дистанционных образовательных технологий преподаватели вузов столкнулись с проблемой непроработанности методов дистанционного обучения. Возникла острая необходимость создания новых и адаптации существующих образовательных ресурсов, электронных курсов и инструментов для дистанционной работы с обучающимися. Различные учебные заведения, подразделения вузов и направления подготовки были готовы к решению этих проблем в разной степени.

В данной статье анализируется специфика преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе в период ускоренного перевода образовательного процесса в дистанционный формат. В рамках обучения дисциплинам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» наиболее актуальными задачами становится обеспечение постоянной и своевременной обратной связи между преподавателем и обучающимся, доступность к электронным средствам обучения, грамотная визуализация учебной информации, отражающая основные компоненты обучения [1]. Полноценное освоение рабочих программ требует решения ряда возникших методологических и технических вопросов. Чтобы сохранить качественный уровень преподавания дисциплины «Иностранный язык» требуется непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося. При вынужденном переходе образовательного процесса в дистанционный формат необходимо наладить онлайн-обучение с использованием платформ образовательного учреждения или общедоступных платформ видеосвязи – Skype, Zoom, Microsoft Teams. Без сомнения, дистанционное занятие не дает тех же возможностей, которые доступны при очном преподавании, но синхронные формы взаимодействия в обучении иностранному языку все же наиболее эффективны, чем асинхронные. Для организации полноценного взаимодействия с обучающимися в онлайн-формате, необходимо продумать различные элементы работы и подобрать оптимальные инструменты обучения. Инструменты обучения могут быть использованы синхронно, асинхронно и смешанным образом. При выборе инструментов (вспомогательных Интернет-ресурсов) следует учитывать задачи учебной программы и планировать виды учебной деятельности с опорой на существующие тематические планы. Ресурсы, которые можно рекомендовать к использованию на занятиях по иностранному языку в дистанционном формате – интерактивные доски, ресурсы для работы с аудиофайлами, ресурсы для создания проектов, работы с текстами, проведения квизов, презентаций, создания видео.

К преимуществу дистанционного формата обучения иностранному языку можно отнести появившуюся возможность тренировать навыки письменной коммуникации за счет заданий и работы в чатах, форумах, переписки по электронной почте. В очном формате обучения сложно смоделировать такие виды работы, дистанционный же режим позволяет поставить задачи по совершенствованию навыков письменной профессиональной коммуникации и оценить результаты.

Использование форума на онлайн-занятиях по дисциплине «Иностранный язык» позволяет организовать и разнообразить командную работу обучающихся. Платформы для видеоконференций предоставляют возможность деления аудитории на группы, что решает задачу организации работы обучающихся в парах или мини-группах.

С учетом накопленного опыта, можно утверждать, что эффективный процесс организации онлайн-обучения по дисциплине «Иностранный язык» должен быть построен с учетом решения ряда методологических и технический задач. В период адаптации и смены стиля обучения необходимо свести на минимум любые недопонимания между преподавателем и обучающимся, давая четкие детальные инструкции, включающие правила поведения во время онлайн-занятий, пояснения о сроках проверки ответов, порядке общения и личной переписки с преподавателем.

Для проведения онлайн-занятий необходимо использовать надежные образовательные платформы и платформы для видеосвязи. Перед началом занятий преподаватель должен убедится в технической исправности средств связи (проверить камеру, микрофон, наушники). Обучающиеся на время эфира должны отключить звук телефона.

Обучающиеся должны чувствовать себя вовлеченными в образовательный процесс. Восприятие материала во время онлайн-занятия может ухудшиться из-за непривычного стиля работы, отсутствия «живого контакта», чувства изоляции, безвариативности обучения. Немаловажную роль играют также отвлекающие факторы (домашняя обстановка, шум, плохо организованная рабочая зона и др). Следует организовывать активность студентов на онлайн-занятиях, чаще вовлекая их в командную или индивидуальную работу, чередуя виды учебной деятельности.

Необходимо подготовить и обеспечить доступность вспомогательного материала. Во время занятия, обучающиеся могут переходить на рекомендованные и проверенные преподавателем ссылки, использовать цифровые инструменты обучения – Google Docs, Jamboard, Padlet, Canvas board, Kahoot и др.

Важно наладить процесс проверки заданий. Необходимо обговорить заранее порядок работы и способы предоставления ответов. Оптимизировать работу преподавателя по проверке текстовых файлов студентов можно с помощью выделения разными цветами ошибок, комментариев и последующих доработок.

Социально-эмоциональный аспект приобретает большую значимость в онлайн обучении. Обучающимся (особенно первых курсов) необходимо дать установки на развитие самомотивации, самодисциплины и ответственности. Преподавателю важно проявлять гибкость и эмпатию, формировать у обучающихся чувство принадлежности группе. Чтобы улучшить качество преподавания онлайн, необходимо также получать и учитывать мнения студентов, предлагать участвовать в выборе инструментов обучения, назначать ответственные роли, давать возможность проявить инициативу, помочь преподавателю на онлайн-занятии.

Для эффективного управления онлайн-курсом преподавателям нужно использовать инструменты стимулирования обучающихся к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку студенческих работ и предоставлять оперативную обратную связь. [2]. Специфика преподавания дисциплины «Иностранный язык» раскрывает как общие проблемы дистанционного обучения, так характерные только для дисциплины «Иностранный язык». В поисках лучшей стратегии преподавания в онлайн-формате необходимо учитывать опыт работы коллег, а также руководствоваться накопленным личным опытом, который дает возможность оценить, насколько эффективно работают те или иные методические приемы и цифровые инструменты. Чтобы сохранить качественный уровень образования и интенсивность учебного процесса в дистанционном формате, следует обеспечить решение технической стороны обучения, использовать наиболее эффективные способы подачи восприятия информации и оптимальное соотношение групповых и индивидуальных форм работы обучающихся.

Список литературы

  1. Лосева, Е. С. Проблемы дистанционного обучения иностранным языкам на ступени высшего образования [Текст]. / Е. С. Лосева, М. Р. Гозалова, А. И. Макарова. // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2019. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 145-148.
  2. Лутфуллаев, Г. У. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 [Текст]. / Г. У. Лутфуллаев, У. Л. Лутфуллаев, Ш. Ш. Кобилова, У. С. Неъматов. // Проблемы педагогики. Теория и методика профессионального образования, 2020. – № 4 (49). – С. 66-69.

PDF