МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

30 мая 2025 г.

Авторы: Максименко Наталья Васильевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 377.1

Н. В. Максименко

N. V. Maksimenko

Максименко Наталья Васильевна, зам. директора по УР, ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», г. Новокузнецк, Россия.

Maksimenko Natalya Vasilievna, Deputy Director for Academic Affairs, Novokuznetsk Pedagogical College, Novokuznetsk, Russia.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

METHODICAL PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR TEACHING IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Аннотация. В статье обосновывается особое значение формирования цифровых компетенций будущего педагога через изменение содержания учебного материала и технологий обучения, создание цифровой образовательной среды в педагогическом колледже как ядра новой системы подготовки специалиста, готового реализовывать профессиональную деятельность в условиях новой цифровой школы.

Annotation. The article substantiates the special importance of forming the digital competencies of a future teacher through changing the content of educational materials and teaching technologies, creating a digital educational environment at a teacher training college as the core of a new training system for a specialist who is ready to carry out professional activities in a new digital school.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информатизация образования, цифровые компетенции.

Keywords: digital educational environment, informatization of education, digital competencies.

 

Современное образование не может эффективно функционировать в устаревших содержательных, организационных и педагогических форматах. Хотя знания и навыки, которые составляли основу традиционного обучения, по-прежнему имеют значение, но их недостаточно для достижения успеха в новом сетевом обществе. Согласно отчету Global Education Futures «Образование для сложного мира», ключевым мегатрендом, формирующим будущее образовательной сферы, является цифровизация, что ставит перед российским образованием цель по развитию отечественного цифрового образовательного пространства. Формирование данного пространства напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников, от успешности процессов цифровой трансформации в образовательных организациях профессионального образования, особенно педагогического профиля.

Характеристикой системы среднего профессионального педагогического образования является практикоориентированность и приоритетность симуляционного обучения. В то же время в системе среднего профессионального образования не разработаны в полной мере нормативно-правовые, методические, организационные основы цифровой трансформации образования. Таким образом, сфера профессионального педагогического образования становится инновационной площадкой для изучения модели подготовки будущего педагога начальных классов к условиям цифровой трансформации, к деятельности в современной цифровой школе.

Современная методика подготовки будущих учителей начальных классов переживает период глубокой трансформации, обусловленный стремительным развитием цифрового пространства. Это не просто изменение технической оснащенности – цифровизация оказывает фундаментальное воздействие на все сферы жизни, формируя новые когнитивные навыки и модели поведения у подрастающих поколений. Дети, выросшие в цифровой среде, обладают иной логикой мышления, иными способами восприятия информации, отличными от поколений, обучавшихся в традиционной образовательной парадигме. Поэтому подготовка педагогов должна учитывать эти кардинальные изменения.

Подготовка студентов в системе среднего профессионального образования основана на интеграции требований различных стандартов: федерального государственного профессионального стандарта среднего профессионального образования по специальности и профессионального стандарта педагога, а также системы, аккумулирующей лучшие образовательные технологии и практики, тиражирующей их в рамках системы среднего профессионального образования в масштабах Российской Федерации. Основой интеграции данных стандартов и системы является построение новых механизмов сетевой образовательной деятельности в цифровой образовательной среде инновационного качества, как основы подготовки будущего педагога начальных классов к условиям цифровой трансформации образования.

Актуальность необходимости изменений процесса подготовки будущих учителей начальных классов подтверждают и процессы, происходящие в современной системе образования: происходит смена парадигмы в подготовке самих школьных учителей (вместо традиционной подготовки педагогов, фокус смещается в направлении нового типа подготовки учителей – учителей, которые могут работать в новом информационном веке – учителей-инженеров) [4]; начинает оформляться концептуально цифровая дидактика, осуществляется отбор идей и принципов, нового содержания и его построения, разрабатываются цифровые технологии обучения, осваиваются новые электронные средства обучения, новые подходы к управлению качеством образования и к построению в целом педагогического процесса как пространства совместной деятельности учителя и ученика (13 ноября 2021 понятие «цифровая дидактика» официально закреплено и опубликовано в Википедии) [1]; приоритетными становятся «цифророждённые педагогические технологии» и «цифровые образовательные продукты, ресурсы и сервисы» (EdTech) [2]; формируется понятие «цифровая школа» (интегративная среда взаимодействия на основе обмена информацией всех участников образовательных отношений между собой, с разнообразным адаптивным и вариативным образовательным контентом, инновационными продуктами, технологиями и другими элементами); определяются дидактические позиции, принципы и закономерности цифрового образования, новая роль педагога в этом процессе, (дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения (П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев)) [3].

Современный учитель начальных классов должен не только владеть различными цифровыми платформами (например, интерактивными досками, образовательными приложениями, онлайн-ресурсами, виртуальными лабораториями), но и уметь критически оценивать их эффективность, выбирать наиболее подходящие для решения конкретных образовательных задач, использовать их для повышения мотивации учащихся, развития креативности и формирования цифровой грамотности. Важно также помнить об этических аспектах использования цифровых технологий, об обеспечении цифровой безопасности детей и о предотвращении негативного влияния цифрового контента, такого как кибербуллинг или доступ к неподходящей информации. Это все подразумевает не только обучение будущих педагогов работе с конкретным программным обеспечением, но и глубокое понимание педагогических возможностей цифровых инструментов.

Таким образом, ключевым моментом в цифровом образовательном процессе является интеграция педагогических и цифровых технологий, что требует глубокой взаимной трансформации образовательного процесса и его составляющих (в первую очередь, учебного содержания) с одной стороны, и цифровых инструментов и средств, применяемых в образовании, с другой.

Ядром системы подготовки будущего учителя начальных классов является созданная в ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж» цифровая образовательная среда – комплекс технических, технологических, информационных, коммуникационных и педагогических условий, созданных на основе применения сетевых коммуникационных инструментов.

При формировании модели цифровой образовательной среды колледжа как системы эффективного управления и функционирования образовательной организацией были разработаны следующие компоненты цифровой образовательной среды:

  • технологический компонент – обеспечение технико-технологической стороны образовательного процесса;
  • организационно-управленческий компонент – создание в колледже электронного информационного обмена, планирования деятельности и регулирования процессов внутриколледжного взаимодействия;
  • методический компонент – создание системы внутриколледжного обучения и поддержки педагогов;
  • образовательный компонент – внедрение практик, ориентированных на получение современных образовательных результатов.

Как было указано выше, подготовка современного учителя начальных классов, реализуется на основе идей интеграции профессионального стандарта и системы, аккумулирующей лучшие образовательные технологии и практики, тиражирующей их в рамках системы среднего профессионального образования в масштабах Российской Федерации. В профессиональном стандарте профессиональная ИКТ-компетентность определена как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач и представлена тремя составляющими (общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая компетентность). ФГОС СПО как основной регламентирующий документ, определяет ИКТ-компетентность как общую компетенцию (ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности) вне зависимости от специальности.

Под цифровой компетентностью педагога понимается способность и готовность его организовать свою профессиональную деятельность и учебный процесс с использованием цифровых средств обучения. Можно выделить следующие ключевые направления цифровых компетенций, влияющие на успешность педагогической деятельности:

– выбор, оценка и использование цифровых технологий для обучения, применение цифровых инструментов для решения предметных задач в рамках образовательной программы;

– создание авторских элементов образовательной среды, позволяющих конструировать персональную траекторию обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

– внедрение цифровых инструментов для организации коммуникации, обучения в сотрудничестве, взаимодействия всех членов образовательного процесса, поддержки самообразования;

– автоматизация оценки результатов образовательного процесса;

– совершенствование цифровых компетенций обучающихся для комфортной жизнедеятельности в цифровом мире;

– непрерывное профессиональное развитие с применением цифровых технологий и сетевого взаимодействия.

Таким образом, цифровые компетенции педагога представляют собой синтез инструментальных и педагогических компетенций, способствующих эффективному решению педагогом разнообразных педагогических задач в условиях цифровой образовательной среды, повышая, таким образом, общую профессиональную компетентность педагога. Поэтому можно констатировать факт, что самым оптимальным будет включение в образовательные программы среднего профессионального педагогического образования содержания, направленного на формирование профессиональных цифровых компетенций.

Так актуальной стала необходимость внесения изменений в учебный план специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, а также в содержание рабочих программ и междисциплинарных курсов (табл. 1).

                                                                                                                       Таблица 1

                                  Новое содержание учебного плана
                  специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ, МДК, дисциплина

Характер изменений

ЕН. 02 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности

Увеличение часов на дисциплину за счет часов вариативной части (72 ч.)

МДК.02.02 Основы образовательной робототехники

Введение междисциплинарного курса  «Основы образовательной робототехники» в объеме 36 часов для студентов 2 курса в ПМ.02 за счет часов вариативной части

МДК.01.09 Цифровые технологии в начальном образовании

Введение междисциплинарного курса  «Цифровые технологии в начальном образовании» в объеме 108 часов для студентов 3 курса в ПМ.01 за счет часов вариативной части

В процессе обучения дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» даны базовые знания и умения по общей компетенции (ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности) и расширены профессиональные компетенции до уровня применения их в условиях цифровизации образования.

Междисциплинарный курс МДК.02.02 Основы образовательной робототехники направлена на формирование умения осуществлять проектную деятельность детей с элементами легоконструирования и робототехники, как одного из инновационных направлений инженерно-технического творчества детей категории 6+.

Целью внедрения междисциплинарного курса МДК.01.09 Цифровые технологии в начальном образовании является обучение в специально организованной цифровой образовательной среде. В процессе обучения формируется система знаний о цифровых компетенциях будущего педагога и специфики деятельности педагога – цифрового учителя и воспитателя, необходимости повышения его информационной грамотности, расширение границ личностной и профессиональной сетевой ориентации, приобретение собственного взгляда на цифровую трансформацию системы образования, овладение умениями использования приемов цифровой дидактики в профессиональной деятельности. В ходе реализации данного курса, кроме теоретической и мотивирующей подготовки, студентами выполняется ряд творческих заданий, заданий проблемного характера, связанных с анализом различных цифровых образовательных ресурсов и объединением их в единый ресурс, а также проекты, рассчитанные на самостоятельную исследовательскую и практическую деятельность в среде сетевой образовательной деятельности не только колледжа, но реальной организации работодателя – школы.

При этом особое внимание уделяется работе с современными цифровыми инструментами и методикой их использования в профессиональной педагогической деятельности. Ведущими формами обучения являются тренинги, чаты, онлайн консультации, форумы, вебинары, разработка, проектирование и содержательное наполнение различных видов методического обеспечения современного процесса обучения (информационная карта урока и занятия, обучающее видео, электронные тесты и хрестоматии, персональные блоги и сайты, ЭОР и ЦОРы на основе сервисов сети Интернет, компьютерные игры, квесты и другое).

Таким образом, подготовка будущих педагогов на данном курсе включает в себя следующие компоненты:

  • создание отдельных медиаресурсов – освоение инструментов для разработки контента позволит заниматься творческой работой и делать учебные материалы более привлекательными;
  • адаптация существующих ресурсов - умение подстраивать уже имеющиеся медиаресурсы под определенные возрастные группы и учебные цели поможет сделать обучение более индивидуальным и эффективным;
  • интеграция медиаресурсов в учебный процесс - освоение студентам педагогического колледжа методов интеграции медиаресурсов в учебный процесс начальной школы: проектное обучение – метод позволяет ученикам взаимодействовать с медиаресурсами, реализуя свои идеи и создавая проекты, что способствует развитию креативного мышления; использование технологий – будущие педагоги должны ознакомиться с системами управления обучения, виртуальными классами и другими технологиями, которые облегчают организацию учебного процесса в начальной школе.

Эффективность использования медиаресурсов в обучении требует оценки, которая включает в себя мониторинг успеваемости – будущие учителя должны уметь анализировать, как медиаресурсы влияют на образовательные результаты и мотивацию учащихся и обратная связь от учащихся – регулярное получение отзывов от детей о использовании медиаресурсов помогает улучшать процесс обучения.

Также в обязательном порядке стоит обратить внимание на этические аспекты и безопасность в цифровой образовательной среде. Педагоги должны быть готовы к вопросам, связанным с этикой и безопасностью. Во-первых, защита персональных данных, важным аспектом использования медиаресурсов является соблюдение законодательных норм и этических стандартов и ответственное использование контента, будущие учителя обязаны знать правила авторского права и этического использования медиаматериалов.

Подобная практика не только погружает студента в реальный процесс обучения, но и позволяет наблюдать эффективность выбранных средств и технологий. Студент 1 курса в основном примеряет на себя роль пользователя в цифровой образовательной среде, и не видит сторону методического проектирования содержания, процесса отбора цифровых инструментов и анализа их эффективности. Он использует готовый цифровой контент, созданный педагогом общеобразовательных дисциплин с помощью разнообразных цифровых инструментов, который носит для него обучающий, практический и контролирующий характер. Перечень инструментов, наиболее часто используемый педагогами колледжа, широкий и используются педагогами на различных этапах учебного занятия (цифровые инструменты для создания проблемной ситуации в начале занятия, для актуализации опорных знаний, для изучения нового материала, для закрепления учебного материала, для организации учебной и эмоциональной рефлексии), что предполагает методическое обоснование и аргументированность при выборе цифрового инструмента.

Однако, начиная с 2 курса, студент начинает осваивать технологическую и методическую сторону этого процесса: сначала по шаблонам и клише, инструкциям и обучающему видео, а затем в режиме методического проектирования он сам начинает создавать цифровые ресурсы для занятий в начальной школе, учится их использовать и аргументированно выбирать инструменты.

Особенности преподавания профессиональных модулей и методик обучению предметам касаются содержательной и процессуальной сторон коммуникативной деятельности педагога и требуют изменения ее методических основ. Осуществляя учебный процесс в цифровой образовательной среде, педагог должен искать наиболее эффективные пути слияния, интеграции традиционных и новых технологий (смешанное обучение, дополненная реальность, микробоучение, геймификация, эдьютеймент и другие).

Так, на базе избыточной, разноформатной, современной электронной ресурсной базы, обучающийся выбирает уровни и способы постановки учебных задач, решая которые он реализует свой образовательный путь, выполняя образовательный стандарт или превышая его, стремясь повысить свои конкурентные преимущества. Он вступает в такие электронные образовательные коммуникации, которые помогают более эффективно решать принятые учебные задачи, замыкая обратные связи не только с педагогом, но и в цифровой образовательной среде, повышая свой социальный и образовательный статус, включатся во взаимодействия с партнерами внешней среды, самореализовываться в образовательной деятельности. Студент осваивает новые роли существования в современной сетевой деятельности и накапливает опыт обучения в условиях цифровой трансформации образования: от пользователя и потребителя контента до педагогического дизайнера, куратора контента, проектировщика индивидуальных траекторий, координатора онлайн-платформы, практика цифрового образования.

Все изложенное выше демонстрирует необходимость акцентирования внимания будущих педагогов на тех факторах, которые определяют настоящее время и современных детей. Современный мир не обходится без гаджетов, значит, необходимо научиться использовать их в образовательном процессе. Окружающая действительность диктует необходимость многозадачности, значит, надо изменить направление с однозначности на выполнение множества последовательных действий. Требованием времени выступает незамедлительное оценивание действий ребенка, значит, полезно использование электронной проверки знаний с появлением ежеминутного результата. Общество нуждается в нестандартной личности, значит, следует использовать в образовательном процессе нестандартные формы, методы и содержание. Практика показывает недостаточность сформированности уровня коммуникации, следовательно, важно создать условия для его повышения.

Меняются инструменты создания учебных материалов, инструменты эффективной доставки контента для оптимизации процесса преподавания и достижения высоких образовательных результатов. Учителю начальных классов необходимо быть носителем цифровых компетенций, поскольку необходимой составляющей работы сегодня является использование в учебном процессе цифровых технологий.

В целом, методическая подготовка включает в себя не только практические занятия по работе с цифровыми инструментами, но и теоретические, посвященные дидактическим принципам использования цифровых технологий в начальной школе, психолого-педагогическим аспектам взаимодействия учителя и ученика в цифровой среде, методам оценки эффективности цифрового обучения и методам предотвращения цифровой зависимости у детей. Особое внимание уделяется формированию у будущих учителей начальных классов цифровых компетенций в области проектирования онлайн-уроков, разработки интерактивных образовательных материалов, использования технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе.

Таким образом, новая модель подготовки будущих учителей начальных классов должна сфокусироваться на развитии у них цифровой педагогической компетентности – сочетания глубоких педагогических знаний с практическим опытом использования цифровых технологий для эффективного обучения и воспитания детей в условиях современного цифрового мира. Только такой подход позволит подготовить педагогов, готовых к успешной работе с детьми сетевого общества и способных обеспечить им качественное образование в цифровую эру.

Список литературы

  1. Кондаков, А. М. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу / А. М. Кондаков, И. С. Сергеев – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2020. – № 6. –
    С. 5-23.
  2. Кондаков А. М. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы / А. М. Кондаков, И. С. Сергеев. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2020. – № 12. – С. 5-23.
  3. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина, П. Н. Биленко, М. В. Дулинов, А. М. Кондаков; под науч. ред. В. И. Блинова. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 112 с. – Текст : непосредственный.
  4. Чошанов, М. А. E-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий / М. А. Чошанов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-novyyvzglyad-na-teoriyu-obucheniya-v-epohu-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 25.02.2025). – Текст : электронный.

                                                

© Максименко Н. В., 2025

PDF