ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Авторы: Парцына Мария Алексеевна , Шарапов Артем Олегович
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 159.9
М. А. Парцына, А. О. Шарапов
M. A. Partsyna, A. O. Sharapov
Парцына Мария Алексеевна, преподаватель, кафедра педагогики и психологии, НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия.
Шарапов Артем Олегович, студент, ФСБЖ, НТГСПИ (ф) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия.
Partsyna Maria Alekseevna, Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (f) Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil, Russia.
Sharapov Artyom Olegovich, student, Faculty of Life Safety and Sports, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (f) Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil, Russia.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
THE INFLUENCE OF SOCIAL MEDIA ON THE FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS OF A MODERN TEENAGER
Аннотация. Целью работы было установление влияния и зависимости от социальных сетей на формирование коммуникативных навыков подростков посредством самонаблюдения и частичной саморефлексии ребенком данной корреляции при ответе на вопросы авторской анкеты.
Annotation. The aim of the work was to establish the influence and dependence of social networks on the formation of communication skills of adolescents through self-observation and partial self-reflection by the child of this correlation when answering the questions of the author's questionnaire.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, социальные сети, эффективная коммуникация подростков, Интернет-зависимость.
Keywords: communication skills, social networks, effective communication of teenagers, Internet addiction.
Огромное влияние на современного подростка имеет Интернет и социальные сети, находясь большое количество времени в онлайн-формате, межличностные связи, основанные на непосредственном вербальном личном общении, слабеют и разрушаются. Коммуникативные навыки не формируются либо формируются недостаточно, некачественно, неэффективно.
Подавляющее количество подростков от 12 до 24 лет пользуется интернетом и социальными сетями постоянно и этот факт, не может не сказываться на развитии их межличностных коммуникаций.
Нас окружает невероятное количество информации, телефон «врос» в наши руки. Мы видим огромную опасность в том, что без гаджета не может обойтись даже дошкольник. Одним из тревожных аспектов этой тенденции является увеличение времени, проводимого людьми в виртуальном пространстве, что ведет к утрате связи с реальной жизнью [1, с. 59].
В качестве инструмента по теме исследования была разработана авторская анкета, включающая в себя 15 вопросов, направленная на выявление уровня влияния интернета и социальных сетей на формирование коммуникативных навыков подростка посредством, в том числе, саморефлексии и самофиксации данного влияния подростком самостоятельно.
Диагностический инструментарий составлен и простроен таким образом, что, отвечая на вопросы, подросток сам как бы очерчивает и обозначает для себя проблемное поле, отмечая имеющиеся деструктивные или конструктивные последствия в коммуникации под влиянием социальных сетей.
В основу методики были положены вопросы, требующие самоанализа подростка на тему влияния социальных сетей на формирование его коммуникативных навыков для общения со сверстниками в очном формате, при непосредственно вербальном взаимодействии.
В анкетировании приняли участие 25 человек, учащиеся 9 класса, возраст 14 -15 лет МБОУ СОШ № 10 города Нижний Тагил.
Анкета
о влиянии социальных сетей на коммуникативные навыки подростков
(разработанная М. А. Парцыной, А. О. Шараповым)
- Пользуетесь ли вы социальными сетями?
А) Да
Б) Нет
- Какое время вы проводите в социальных сетях?
А) Менее 1 часа
Б) 1- 3 часа
В) 4- 6 часов
Г) Более 6 часов
- Ваше общение со сверстниками носит в основном
А) Онлайн формат
Б) Оффлайн (личное взаимодействие)
- Какие положительные последствия несет для Вас сеть?
А) Улучшение коммуникационных навыков
Б) Возможность поддерживать связь с друзьями и родственниками
В) Доступ к образовательным ресурсам
Г) Развитие творческих способностей через участие в сообществах
Д) Получение информации о новостях и событиях
- Какие отрицательные последствия несет для Вас сеть?
А) Снижение внимания и концентрации
Б) Риск кибербуллинга
В) Зависимость от социальных сетей
Г) Утрата приватности
Д) Рассеянность и прокрастинация
- Какие личностные изменения влечет для Вас использование сети интернет?
А) Повышение уверенности в себе
Б) Формирование коммуникативных навыков
В) Увеличение тревожности и эмоциональной зависимости
Г) Повышение изоляции от реального общения
- Помогают ли вам в общении со сверстниками социальные сети
А) Частично помогают
Б) Очень помогают
В) Не помогают
- У вас возникают трудности общения лицом к лицу?
А) Иногда
Б) Нет
В) Часто
- Какая главная проблема для подростка, по Вашему мнению, возникает из-за постоянного нахождение в сети?
А) Отсутствие живого общения
Б) Зависимость от сети
В) Потеря навыков живого взаимодействия
Г) Снижение самооценки из-за сравнений с другими в социальных сетях
- Какие социальные установки были сформированы у вас благодаря просмотру контента?
А) Повышенное внимание к своему внешнему виду и стремление соответствовать модным трендам.
Б) Формирование интереса к экологическим, социальным или политическим вопросам.
В) Желание обладать дорогими или модными вещами, чтобы быть "на уровне".
Г) Стремление к самовыражению и активному участию в социальных сетях.
- На ваш взгляд влияет ли Интернет на повышение уровня общения среди подростков или нет?
А) Да, влияет
Б) Нет, не влияет
В) Затрудняюсь ответить
- Помогает ли Интернет налаживать эмоциональные связи в подростковом сообществе?
А) Да, помогает
Б) Нет, не помогает
В) Затрудняюсь ответить
- Способствует ли интернет современному подростку в развитии коммуникации?
А) Да, способствует
Б) Нет, не способствует
В) Затрудняюсь ответить
- Как на Ваш взгляд влияет Интернет на конфликты в подростковой среде?
А) Усиливает конфликты из-за анонимности и распространения информации
Б) Приводит к недоразумениям и недоверию между сверстниками
В) Служит платформой для разрешения конфликтов через общение
Г) Усиливает давление со стороны сверстников и конкуренцию
- Влияет ли постоянное общение в сети Интернет на саморегуляцию и самоконтроль в межличностном общении?
А) Да, влияет
Б) Нет, не влияет
В) Затрудняюсь ответить
Внедрение авторской анкеты, направленной на изучение влияния социальных сетей на подростков, дало, как и предполагалось изначально, яркий эмоциональный отклик у исследуемой аудитории, желание ответить на вопросы объясняется правильным выбором актуальной тематики исследования. Полученные результаты позволили сделать однозначный вывод о полной погруженности современного подростка в цифровую среду и онлайн-реальность.
Существенное уменьшение прямых и непосредственных вербальных контактов, снижение качества этих контактов на фоне проникновения цифровизации и социальных сетей, в частности, в жизнедеятельность современного подростка и обуславливает западание и низкий уровень сформированности коммуникативных навыков у подростков. Все опрошенные активно пользуются социальными сетями. Это свидетельствует о высокой популярности социальных платформ среди данной возрастной группы и подчеркивает важность их роли в повседневной жизни подростков.
Наиболее популярный в выборке ответ о времени, проведенном в социальных сетях подростками – от 1 до 3 часов (48 %). Значительная часть респондентов тратит на соцсети меньше часа или от 4 до 6 часов (24 %). Небольшой процент (12 %) проводит в социальных сетях более 6 часов в день. Эти данные указывают на умеренное использование социальных платформ, хотя есть группа пользователей, склонных к длительному пребыванию онлайн, скорее всего в данном случае, можно говорить об интернет-зависимости. 72 % опрошенных выбрали именно онлайн-формат, как приоритетный для общения со сверстниками, что позволяет сделать вывод о широкой тенденции современного подросткового сообщества к цифровому взаимодействию, невербальному общению в сети, подчёркивает важность виртуальных коммуникационных каналов среди подростков. Однако оффлайн общение всё ещё сохраняет своё место, хотя и в меньшей степени (28 %).
Социальные сети оказывают положительное влияние на подростков, в первую очередь способствуя улучшению коммуникационных навыков (28 %) и поддержанию связей с близкими (24 %) по мнению самих школьников. Доступ к образовательным ресурсам и развитие творческих способностей также значимы, но занимают менее высокие позиции. Подростки ценят возможности для обучения и самовыражения, предоставляемые социальными платформами в недостаточной мере.
Наиболее значимыми отрицательными последствиями использования социальных сетей являются снижение внимания и концентрации (28 %) и зависимость от платформ (24 %). Риск кибербуллинга и утрата приватности также беспокоят подростков, хотя и в меньшей степени. Эти результаты подчёркивают необходимость повышения осведомлённости о потенциальных негативных аспектах использования социальных сетей.
Использование интернета способствует положительным личностным изменениям, таким как повышение уверенности в себе (40 %) и формирование коммуникативных навыков (32 %), по субъективному мнению, опрошенных. Однако существует небольшая доля подростков, испытывающих увеличение тревожности и эмоциональной зависимости (20 %), а также изоляцию от реального общения (8 %). Это указывает на двойственную природу влияния интернета на личностное развитие.
Большинство респондентов считают, что социальные сети очень помогают (48 %) и частично помогают (40 %) в общении со сверстниками. Только небольшой процент (12 %) не видит в них полезности для коммуникации. Это подтверждает, что социальные платформы играют значимую роль в поддержании и развитии социальных сетей среди подростков. Некоторая часть подростков (20 %) испытывает трудности в общении лицом к лицу. Остальные респонденты чаще всего не сталкиваются с такими проблемами. Это может указывать на то, что хотя онлайн коммуникации доминируют, большинство подростков сохраняют способность к эффективному личному общению.
Главной проблемой, отмеченной самими подростками, является зависимость от сети (40 %), что указывает на потенциальные риски чрезмерного использования социальных платформ. Отсутствие живого общения и потеря навыков взаимодействия также рассматриваются как значимые проблемы, хотя и в меньшей степени. Снижение самооценки через сравнения с другими респондентами является наименее отмеченной проблемой.
Просмотр контента в социальных сетях способствует формированию различных социальных установок у подростков. Наиболее значимыми являются внимание к внешнему виду и модным трендам (36 %) и интерес к социальным вопросам (25 %).
Желание обладать дорогими вещами и стремление к самовыражению также присутствуют, но менее выражены. Это подчёркивает влияние социальных платформ на формирование ценностей и приоритетов среди подростков.
Большинство респондентов (72 %) считают, что интернет влияет на уровень общения. Небольшой процент (16 %) не видит такого влияния. Это подтверждает мнение, что цифровые платформы способствуют расширению коммуникативных возможностей и взаимодействию среди молодёжи.
Большинство подростков (68 %) считают, что интернет способствует налаживанию эмоциональных связей в сообществе. Небольшая часть респондентов (20 %) не согласна с этим утверждением. Это свидетельствует о том, что цифровые платформы играют важную роль в формировании и поддержании эмоциональных связей среди подростков.
Большая часть респондентов (64 %) считает, что интернет способствует развитию коммуникационных навыков у современных подростков. Небольшой процент (24 %) не согласен с этим. Это указывает на положительное восприятие интернета как инструмента для улучшения коммуникативных способностей среди молодёжи.
Интернет воспринимается как фактор, усиливающий конфликты среди подростков, в первую очередь за счёт анонимности и быстрого распространения информации (36 %). Также отмечается, что он приводит к недоразумениям и недоверию (28 %), а также усиливает давление со стороны сверстников (16 %). Несмотря на это, небольшой процент респондентов (20 %) видит в интернете платформу для разрешения конфликтов через общение. Это подчёркивает двойственный характер влияния интернета на межличностные отношения в подростковой среде.
Большинство подростков (56 %) считает, что постоянное общение в интернете влияет на их саморегуляцию и самоконтроль в межличностном общении. Это может свидетельствовать о том, что чрезмерное использование социальных сетей может снижать способность контролировать свои реакции и эмоции при личном общении. Меньшая часть (24 %) не замечает такого влияния, что указывает на вариативность восприятия этого аспекта среди молодёжи.
Обобщая, можно утверждать, что современные подростки, являясь активными пользователями различных онлайн-платформ, ежедневно сталкиваются с возможностями и вызовами, которые социальные сети предъявляют к их коммуникативным навыкам и личностному развитию.
Социальные сети могут негативно влиять на навыки общения, поскольку виртуальное общение может заменить общение лицом к лицу. Чрезмерное увлечение социальными сетями может привести к плохой успеваемости, низкой самооценке и напряженным отношениям с семьей. Однако социальные сети имеют свои преимущества, такие как простота общения и доступ к новым знаниям через онлайн-курсы и ресурсы, если использовать их конструктивно жизнью [2, с. 406].
Таким образом, для обеспечения здорового и сбалансированного развития молодого поколения необходимо сочетать образовательные, социальные и регулятивные меры, направленные на максимизацию положительных эффектов и минимизацию негативных последствий цифрового взаимодействия.
Список литературы
- Парцына, М. А. Психолого-педагогические и социальные последствия интернет-зависимости в детско-подростковом и молодежном сообществе / М. А. Парцына, А. А. Гаева, А. Е. Кизилова – Текст: электронный // Вопросы педагогики. – 2025. – № 1-2. – С. 58-62. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80280047 (дата обращения: 07.03.2025).
- Сямонова, Д. А. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков / Д. А. Сямонова – Текст: электронный // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей : Материалы симпозиума XIX (LI) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 29 апреля 2024 года. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2024. – С. 404-407. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68498934 (дата обращения: 07.03.2025).
© Парцына М. А., Шарапов А. О., 2025