К ВОПРОСУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Авторы: Улендеева Наталия Ивановна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 37.014
Н. И. Улендеева
N. I. Ulendeeva
Улендеева Наталия Ивановна, к. п. н, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационных технологий управления, ФКОУ ВО «Самарский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказаний, г. Самара, Россия.
Ulendeeva Natalya Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Humanities, Socio-Economic and Information Technologies of Management, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, Russia.
К ВОПРОСУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ РАБОТЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ON THE ISSUE OF CONTINUOUS TRAINING OF UNIVERSITY FACULTY TO WORK IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS
Аннотация. В статье представлены результаты и опыт организации образовательного процесса для преподавателей юридического вуза, направленный на формирование информационно-коммуникационных и цифровых компетенций, необходимых для реализации обучения с использованием новых педагогических технологий в цифровой образовательной среде вуза.
Annotation. The article presents the results and experience of organizing the educational process for law school teachers aimed at the formation of information, communication and digital competencies necessary for the implementation of training using new pedagogical technologies in the digital educational environment of the university.
Ключевые слова: образовательный процесс, цифровые компетенции, преподаватели вузов.
Keywords: educational process, digital competencies, university teachers.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий обеспечения жизнедеятельности общества требует в первую очередь от сферы образования подготовки специалистов к профессиональной деятельности в новых условиях.
Анализ литературы позволил выделить некоторые задачи такой подготовки:
– базовая подготовка специалистов в области информационных, коммуникационных и цифровых технологий должна гарантировать необходимый уровень информационно-цифровой и культуры, и профессиональной подготовки [1];
– формирование новой модели непрерывного обучения, переподготовки и постоянного повышения квалификации должно разрабатываться с учетом растущих потребностей в новых компетенциях специалистов [2];
– подготовка кадров для обеспечения информационной безопасности, должна формировать готовность специалистов в этой сфере к реагированию на новые вызовы и угрозы, которые несёт технологический прогресс [2];
– образование должно быть практико-ориентированным и взаимосвязанным с реальными секторами экономики, например, через стажировки в организациях, разрабатывающих, внедряющих и использующих передовые технологии [2].
Однако, по мнению исследователей, современный период развития образовательных отношения и внедрения цифровых инструментов в образовательную сферу отражает проблемы в развитии профессионального и педагогического образования в цифровой среде, которое должно быть на высоком уровне [3]:
– нехватка квалифицированных преподавателей создаёт препятствия для успешной адаптации учебных программ к требованиям современного рынка труда;
– недостаточное использование инновационных методик обучения, ограниченность ресурсов и техническое обеспечение не позволяют эффективно внедрять новые подходы в обучении;
– сложности в оценке результатов по новым технологиям электронного и смешанного обучения, а также разнообразие форм и методов оценки не всегда позволяет объективно идентифицировать личность обучающегося и определить уровень освоения знаний и сформированных умений и навыков студентов;
– слабая техническая оснащённость образовательных организаций, нехватка компьютеров и ИКТ-оборудования, а из того, что есть, многое необходимо ремонтировать или давно морально устарело, не позволяет внедрять процессы цифровой трансформации.
Несмотря на существующие проблемы в цифровизации образовательных отношений, прогресс в изменении образовательного пространства наступает, что позволяет выделить и перспективы для развития профессионального и педагогического образования в цифровой среде [3; 4; 5]:
– развитие компетенций современных обучающихся в области цифровых технологий способствует успешной адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда;
– внедряемые новые результативные педагогические практики опираются на использование инновационных технологий и непрерывное профессиональное развитие педагогов;
– интенсивное внедрение цифровых образовательных технологий направлено на стимулирование креативных мыслительных действий и когнитивных способностей обучающихся.
С 2017 года автором настоящей статьи в рамках курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация работы в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации» осуществляется непрерывное обучение преподавателей юридического вуза, включающее совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области применения современных технологий планирования, организации, контроля качества образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В рамках данного обучения было проведено исследование уровня сформированности профессиональных компетенций преподавателей по организации образовательной деятельности обучающихся с использованием электронных учебно-методических материалов, электронных учебных курсов в системе дистанционного обучения Русский Moodle, организации работы обучающихся с различными режимами тестов в системе тестирования «Прометей», работы со средствами электронных библиотечных систем, влияющих на формирование информационно-коммуникационных и цифровых компетенций обучающихся.
Понятие «информационно-коммуникационные» компетенции обучающихся содержит в нашем исследовании следующее понятийные характеристики – способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, её поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи или распространения [6]. А цифровые технологии определяются как способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий, например, использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми (общие компетенции) [7].
Следовательно, для формирования цифровых компетенций обучающихся, необходимо сформировать ИКТ-компетенции, а данный процесс возможен, если у самого педагога сформированы на высоком уровне ИКТ-компетенции по работе с информацией и у педагога сформирована готовность к разработке и созданию цифрового образовательного контента, который будет использоваться для разных форм обучения.
Анализ материалов входного контроля преподавателей, начинающих изучать рассматриваемый курс повышения квалификации свидетельствует о том, что многие процессы работы с информацией необходимо актуализировать, требуется изучать также новые возможности систем дистанционного обучения «Русский Moodle» и «Прометей». Отдельно исследуется вопрос о сформированных профессиональных компетенциях педагогов по использованию новых технологий обучения: электронное обучение, смешанное обучение, гибридное обучение и т.п. Постоянно расширяющий в теоретической литературе перечень материалов по положительному опыту применения данных педагогических технологий в образовательном процессе показывает востребованность у преподавателей участия в мастер-классах по демонстрации возможностей образовательных технологий и заинтересованность в освоении элементов и особенностей новых педагогических технологий.
Между тем, для конкретного вуза юридического профиля, непрерывное обучение педагогов по внедрению в образовательный процесс различных инструментов и сервисов информационно-коммуникационных технологий решается постоянно действующими (два раз за ученый год) курсами повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по работе в цифровой образовательной среде, учебно-методическими семинарами и мастер-классами профессионалов, которые позволяют на системном методическом уровне поддерживать и совершенствовать ИКТ-навыки и развивать цифровую культуру преподавателей.
Таким образом, принимаемые меры, достаточно эффективны. Вуз осуществляет обучение слушателей на факультете повышения квалификации по 22 востребованным дополнительным образовательным программам, половина из которых реализуется с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. На данном этапе развития образовательного пространства юридического вуза создана и постоянно развивается учено-методическая база формирования ИТК и цифровых компетенций современных преподавателей, что позволяет демонстрировать уже свой положительный опыт при организации сетевого обучения, оценивать возможности для управленческих решений по улучшению образовательных отношений при традиционном, онлайн синхронном или асинхронном взаимодействии.
Список литературы
- Пронькин, Н. Н. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе. / Н. Н. Пронькин. – Текст: электронный. // International journal of Professional Science. – 2019. – № 5. – С. 11-16. – URL: http://scipro.ru/ijps.html (дата обращения: 10.03.2025).
- Старостина, Е. Взгляд в будущее: система образования и воспитания кадров, успешно отвечающая на вызовы цифровой экономики. / Е. Старостина, А. Хохлов. // Журнал «Information Security / Информационная безопасность», 2018. – № 5. – С. 51-52. – URL: https://lib.itsec.ru/articles2/job/vzglyad-v-buduschee-sistema-obrazovaniya-i-vospitaniya-kadrov--uspeshno-otvechayuschaya-na-vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
- Зиннатуллина, Г. Х. Проблемы и перспективы развития профессионального образования в цифровой среде / Г. Х. Зиннатуллина, М. Г. Кудрявцева, А. С. Хакимзянова. – Текст: непосредственный. // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 84-1. – С.95-98.
- Бермус, А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор / А. Г. Бермус. – Текст: непосредственный. // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Том 7. – Выпуск 1. – С. 1-10.
- Козинец, П. А. Цифровизация в образовании: проблемы, риски, перспективы. / П. А. Козинец / Академия педагогических проектов Российской Федерации : сайт. – URL: https://педпроект.рф/козинец-п-а-публикация/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
- Аникеева, Е. Т. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях реализации ФГОС / Продленка.орг : образовательный портал. / Е. Т. Аникеева. – URL: https://www.prodlenka.org/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
- Кокорина, Н. А. Паспорт цифровых компетенций как модель развития цифровых навыков обучающихся / Н. А. Кокорина. – Текст: электронный. // Интерактивное образование. – 2020. – Выпуск № 92: электронная газета. – URL: https://io.nios.ru/ (дата обращения: 10.03.2025).
© Улендеева Н. И., 2025