СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ МОДЕЛИ ВУЗ – ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Авторы: Улендеева Наталия Ивановна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378.09
Н. И. Улендеева
N. I. Ulendeeva
Улендеева Наталия Ивановна, к. п. н, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационных технологий управления, ФКОУ ВО «Самарский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказаний, г. Самара, Россия.
Ulendeeva Natalya Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Humanities, Socio-Economic and Information Technologies of Management, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, Russia.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ МОДЕЛИ ВУЗ – ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
NETWORKING IN THE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UNIVERSITY – TERRITORIAL AUTHORITY MODEL: IMPLEMENTATION EXPERIENCE
Аннотация. В статье описан практический опыт реализации сетевого взаимодействия между образовательной организацией (базовая организация) Федеральной службы исполнения наказаний и территориальным органом пенитенциарной системы, выступающей организацией-заказчиком, при реализации программ дополнительного профессионального обучения по должности «Младший инспектор» и «Инспектор».
Annotation. The article describes the practical experience of implementing network interaction between the educational organization (basic organization) of the Federal Penitentiary Service and the territorial body of the penitentiary system, acting as the contracting organization, in the implementation of additional professional training programs for the positions of «Junior Inspector» and «Inspector».
Ключевые слова: сетевая форма обучения, базовая организация, организация-заказчик, уголовно-исполнительная система.
Keywords: online form of education, basic organization, customer organization, penal enforcement system.
Необходимость организация образовательного процесса в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с учетом ограничений, установленных в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации потребовала внесения изменений в формы организации обучения по всем образовательным программам (ОП), в том числе и программам дополнительного профессионального образования.
Наибольшие сложности при реализации ОП возникли при организации обучения сотрудников, впервые принятых на службу в должности младшего и среднего начальствующего состава. Актуальность проблемы организации обучения рассматриваемой категории слушателей затрагивала процессы обучения материалам, ограниченного пользования, и дисциплинам, отражающим формирование навыков и умений слушателей по осуществлению тактико-специальной деятельности с применением специальных средств обеспечения режима, безопасности и т.п.
Данная проблема была частично решена с внедрением сетевой формы реализации ОП, когда образовательная организация (ОО) ФСИН России заблаговременно заключает с комплектующими территориальными органами (ТО) ФСИН России соответствующие двухсторонние договоры о сетевом взаимодействии.
В соответствии с положениями приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на территории Российской Федерации» в условиях COVID-19, в управлении профессионального образовании ФСИН России были разработаны методические рекомендации по применению сетевой формы обучения и дистанционных образовательных технологий для обучения слушателей по программам профессиональной подготовки по должности служащего «Младший инспектор» и по должности служащего «Инспектор».
Рассмотрим подробнее практический опыт реализации сетевой формы обучения слушателей основных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по должности служащего «Младший инспектор» и «Инспектор».
Для реализации рассматриваемых программ от ОО потребовалась большая перестройка и внесение изменений в образовательное пространство:
- разработка нормативного регулирования сетевой формы реализации ОП посредством создания проектов договоров о сетевом взаимодействии, в котором прописаны условия реализации ОП со стороны ОО и ТО, положений об организации обучения в сетевой форме, положений о текущей, промежуточной и итоговой аттестации, об изучении материалов ограниченного пользования и т.д.;
- в педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава была включена обязательная работа по разработке электронных учено-методических материалов, охватывающих содержание ученых дисциплин;
- ускоренное ознакомление с возможностями электронной образовательной среды вуза, позволяющей создавать электронные ученые курсы дисциплин на дистанционных платформах обучения и тестирования «MOODLE», в системе управления учебным процессом «Магеллан» и т.д.;
- организация и проведение дистанционных занятий по средствам видео-конференц-связи (далее – ВКС) и информационно-коммуникационных технологий взаимодействия и работе с информационным контентом.
В соответствии с договором о сетевой форме реализации программ образовательная организация ФСИН России доводит до учреждений и органов УИС информацию о проведении учебных занятий, путем направления служебных писем. В служебных письмах доводится: порядок получения доступа (логины, пароли) ответственных сотрудников и слушателей к ЭИОС образовательной организации ФСИН России, где размещен учебный курс, его учебно-методическое обеспечение, расписание учебных занятий, порядок взаимодействия сотрудников образовательной организации ФСИН России (служебные телефоны, адреса ведомственной электронной почты и т.д.).
Для взаимодействия с учреждениями УИС, для каждой учебной группы в образовательной организации ФСИН России закрепляется куратор, осуществляющий обратную связь и координацию с учреждениями и органами УИС посредством ведомственной электронной почты, коммуникационного сервиса «Автоматизированное рабочее место государственного служащего» (далее – АРМ ГС), ВКС, ведомственной связи посредством специализированного аппаратно-программного устройства – FTP сервера (далее – FTP сервер) [1; 2].
Взаимодействие куратора и преподавателей со слушателями осуществляется через ЭИОС, FTP-сервера, созданный для передачи текущих результатов профессионального обучения из учреждений и органов УИС, а также посредством телефонной связи, ведомственной электронной почты, АРМ ГС [3].
Для осуществления обучения образовательной организацией ФСИН России разрабатываются учебно-методические материалы по всем темам учебных дисциплин (лекции, материалы к семинарским и практическим занятиям; обзорную информацию ФСИН России, видеофильмы, презентации по направлениям деятельности, темам; алгоритм решения практических ситуационных задач; алгоритм выполнения боевых приемов борьбы, сопровождающийся иллюстрированным материалом; алгоритм выполнения практических упражнений по огневой подготовке и т.д.). Также учебно-методическое обеспечение для проведения занятий по образовательным программам включает: задания для самоконтроля, задания для обязательного выполнения и направления в образовательную организацию ФСИН России и рекомендации по их выполнению; перечень литературы, используемой при изучении каждой темы и месте ее нахождения; указания по изучению каждой дисциплины образовательной программы; учебно-методические источники, пособия, практикумы, видеофильмы, используемые для изучения каждой дисциплины, темы, перечень нормативных правовых актов, содержащих материалы ограниченного распространения (ДСП), необходимых для освоения образовательных программ; указания по проведению итоговой аттестации и перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию.
Учебно-методические материалы к учебному занятию, разработанные образовательной организацией ФСИН России, прикрепляются в созданном курсе в ЭИОС. Учебно-методические материалы, имеющие гриф ограниченного пользования «ДСП», направляются в территориальные органы ФСИН России на CD-носителе или печатном виде.
Изучение дисциплин «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка», а также практических занятий по дисциплине «Организационные основы профессиональной деятельности сотрудников УИС», имеющих ограничительную пометку «для служебного пользования» организуется на базе территориального органа. Слушатели, закрепленные для обучения по рассматриваемой программе в рамках выделенных дисциплин, организуются по кустовому признаку на территории одного-двух исправительных учреждений или спортивных площадок, площадок для отработки умений по огневой подготовке. Для них проводятся практические занятия по тактико-специальной и огневой подготовке, организуется промежуточная аттестация, выполнение контрольных заданий записываются в форме видеофайла, результаты стрельб фиксируются фотосъемкой мишеней. Далее отчетные материалы по оцениванию обучения содержанию дисциплин «Физическая подготовка» и «Огневая подготовка» передаются через представителя территориального органа в образовательную организацию, где впоследствии выставляется оценка в зачетную (экзаменационную) ведомость. Выполнение заданий по дисциплине «Организационные основы профессиональной деятельности сотрудников УИС» организуется для слушателей на базе исправительного учреждения в специальном кабинете, тетради по служебной подготовке хранятся по инструкции о документах специального пользования.
Для организации обучения в рамках сетевого договора территориальные органы ФСИН России обеспечивают сотрудникам условия для освоения образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе участие в учебных занятиях, которые в соответствии с расписанием проводятся в синхронном режиме посредством ВКС, и не менее трех часов в течение служебного дня для изучения учебного материала в асинхронном режиме [4].
Опыт сетевого взаимодействия между образовательными организациями ФСИН России и территориальными органами признан успешным. Однако при анализе образовательной деятельности были отмечено и некоторые замечания для дальнейшего использования такой формы обучения. Так, целесообразно, проводит обучающие семинары с представителями исправительных учреждений, по приказам ответственными за организацию обучения слушателей от ТО, также необходимо учитывать влияние оперативной обстановки в учреждениях УИС, когда в силу объективных причин сотрудники не должны отлучаться со своих мест службы. Для таких случаев целесообразно предусмотреть резервные дни для сдачи промежуточной и итоговой аттестации.
Список литературы
- Вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Чернышенко поручил всем федеральным ведомствам завершить переход на единую систему коммуникаций на базе типового автоматизированного рабочего места до 1 мая 2023 года. / Ространснадзор: [сайт]. – URL: https://rostransnadzor.gov.ru/news/1127 (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
- О коммуникационных сервисах автоматизированного рабочего места: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2024 года № 472 / КонсультантПлюс: [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
- Положение об электронной информационно-образовательной среде в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России / Самарский юридический институт ФСИН России: [сайт]. – URL: https://sui.fsin.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
- Улендеева, Н. И. Особенности организации обучения по образовательным программам профессионального обучения с применением сетевой формы ведомственными образовательными организациями пенитенциарной системы / Н. И. Улендеева, И. В. Попов. – Текст: непосредственный. // СНВ. – 2021. – № 4. – С. 299-308.
© Улендеева Н. И., 2025