МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ» В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

30 мая 2025 г.

Авторы: Улендеева Наталия Ивановна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373.5.026

Н. И. Улендеева

N. I. Ulendeeva

Улендеева Наталия Ивановна, к. п. н, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационных технологий управления, ФКОУ ВО «Самарский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказаний, г. Самара, Россия.

Ulendeeva Natalya Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of Humanities, Socio-Economic and Information Technologies of Management, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Samara, Russia.

 

МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ» В ВУЗАХ ФСИН РОССИИ

A PROJECT-BASED LEARNING MODEL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT MANAGEMENT DISCIPLINE IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

 

Аннотация. В статье проведен анализ применения элементов современных моделей обучения к использованию при реализации учебной дисциплины «Управление проектами», что позволило автору сформулировать выводы о целесообразности внедрения проектного обучения, которое успешно может использовать цифровые сервисы для поиска информации, обоснования проблемы проекта, планирования, организации работ и презентации проекта.

Annotation. The article analyzes the application of elements of modern learning models to use in the implementation of the academic discipline «Project Management», which allowed the author to formulate conclusions about the feasibility of implementing project-based learning, which can successfully use digital services to search for information, justify the project problem, planning, work organization and presentation of the project.

Ключевые слова: проект, модель обучения, управление проектами, пенитенциарная система.

Keywords: roject, learning model, project management, prison system.

 

Современный период развития образования характеризуется внедрением различных форм, моделей, подходов, технологий обучения на всех уровнях образования, что диктуется широкими возможностями использования информационно-коммуникационных сервисов и цифровых инструментов.

Внедрение в ученые планы Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения по специальности «Правоохранительная деятельность» учебной дисциплины «Управление проектами» потребовало пересмотра моделей обучения, так как целью изучение дисциплины стало формирование универсальных компетенций по реализации проекта на всех этапах его жизненного цикла и развитие навыков обучающихся по созданию эффективных проектных команд [4].

Анализ литературы по проблеме выбора применения наиболее эффективной технологии обучения дисциплине «Управление проектами» в ведомственном вузе пенитенциарной системы показал наличие различных моделей организации образовательного процесса, которые могут способствовать решению целей дисциплины.

Рассмотрим характеристики некоторых моделей обучения, которые на наш взгляд могут содержать деятельностных компоненты, позволяющие сформировать элементы проектного управления у обучающихся ведомственного вуза: выбор темы, определение проблемы, разработка и организация плана проекта, осуществление запланированной проектной деятельности, презентация проекта и оценка и анализ результатов проекта.

Так в работе Г. В. Нарыковой описывается культурологическая модель обучения, направленная на удовлетворение современных культурных требований субъектов образования. Целевыми ориентирами рассматриваемой модели выступают сформированные универсальные компетенции по привитию обучающимся духовной культуры, усвоение ими духовных ценностей и ориентиров жизнедеятельности [3; 7]. Автор также выделяет для изучения характеристики модели предоставления разнообразных образовательных услуг, выступающей ориентиром для выполнения социального заказа, требований социальной среды. При разработке и реализации данной модели следует учитывать возможности образовательных программ, строящихся по принципам здоровой конкуренции и свободного выбора [3; 7].

В исследовании Д. А. Орловой представлены результаты широкого использования и апробации на различных уровнях образования модели дистанционного обучения. Автор подчеркивает, что основанная на принципе удалённого друг от друга расположения педагога и обучающегося и их связи через современную систему информационных телекоммуникативных средств позволяет качественно проводить учебные занятия. Однако профессионализм педагога, его навыки по владению цифровыми инструментами и информационно-коммуникационными средствами обучения выступает на первое место. Педагог должен в совершенстве уметь применять принципы активизации познавательной активности в процессе удаленного доступа к реализации онлайн занятия, «держать» во внимании действия «дистанционных» обучающихся [5; 7]. Автор также сравнивает модель концентрированного обучения с традиционной модульной технологий. Но в рассматриваемой модели внимание педагогов и студентов сосредоточивается на изучении одной-двух дисциплин за счёт сокращения числа одновременно изучаемых дисциплин, концентрации изучения учебного материала на определённых повторяющихся отрезках времени, а не на сокращении времени за счет модульного содержания одной дисциплины [5].

Придерживаясь мнения М. В. Кларина к классификации моделей обучения, Г. Э. Голышева выделяет характеристики инновационных моделей организации образовательного процесса, которые разрабатываются для решения определённых образовательных проблем и подразумевают широкую самостоятельность обучающихся. К инновационным моделям автор относить модель BYOD – «приноси свое собственное устройство». Методический подход в организации образовательной деятельности обучающихся при данной модели обучения использует работу с информацией (поиск, анализ, систематизация, визуализация, конкретизация, сравнение, демонстрация и т.п.) с использованием личных мобильных устройств обучающихся [1].

Другой инновационной моделью обучения характеризует Г. Э. Голышева модель применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). По мнению автора данная модель развивает личностные особенности обучающихся и ориентирована на достижение индивидуальных качеств личности, поэтому еще эту модель в литературе определяют через личностно-ориентированную модель обучения. Модель ТРКМЧП развивает обобщенные знания, общие умения и навыки, способы мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение и др. [1].

Следовательно, рассмотренные элементы моделей обучения могут применяться на различных этапах изучения дисциплины «Управление проектами», поэтому вернемся к характеристике учебного курса и выделим элементы специально ориентированной деятельности обучающихся вузов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определённой проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности [2; 6].

Изучение дисциплины «Управление проектами» разделено на два модуля: теоретическое обучение и практическое обучение реализации проектов. Однако широкий перечень элементов универсальных компетенций требует организации обучения деятельностного и практико-ориентированного типа, способвующих не только формированию знаниевого компонента содержания учебной дисциплины, но и в первую очередь, сформированности умений и навыков по реализации конкретного проекта. Поэтому в нашей педагогической деятельности при организации обучения рассматриваемой дисциплине мы также изучили и обобщили опыт реализации проектной деятельности обучающихся, который активно внедрялся на рубеже XX-XXI века.

Изучение ранних исследований организации проектной деятельности обучающихся и современных подходов по обучению реализации проекта на всех этапах его жизненного цикла позволила нам сделать некоторые выводы.

  1. Современные требования образовательных стандартов содержат показатели деятельности обучающихся уже по управленческой деятельности, то есть необходимо применять модель проектного обучения при организации изучения дисциплины «Управление проектами».
  2. Широкая цифровизация образовательного процесса является положительной стороной при реализации процессов анализа существующих проблем, визуализации информационной составляющей содержания проблемы; применения специальных инструментов планирования (KANBAN-доска и др.), совместное отражение результатов выполнения этапов проекта, презентации проекта.
  3. Применение адаптивных алгоритмов и инструментов помогает преподавателям корректировать учебные проекты в реальном времени, что способствует индивидуализации проектного обучения.
  4. Работа над проектом учит анализировать информацию, вырабатывать собственные мнения и решать нестандартные задачи, что развивает критическое мышление и креативность у обучающихся.
  5. Управление проектами позволяет объединять объекты, чтобы обучающиеся могли видеть общую картину мира и понимать, как разные науки взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает интеграцию междисциплинарных связей.
  6. Преподаватель помогает обучающемуся находить свой путь в проектном обучении, работает индивидуально с каждым студентом, предоставляет поддержку и руководство в процессе освоения новых знаний и навыков. Такая наставническая деятельность педагога учит наставляемого на реальных примерах поведения, как необходимо устанавливать взаимосвязи между членами проектной команды.

Однако проектное обучение не может полностью заменить традиционные лекции, практические занятия и аттестации, необходимо разработать новые формы оценивания навыков проектного управления, что позволяет с успехом вернуться к идеи использования критериально-оценочных листов, позволяющих оценивать деятельностные компоненты работы над проектом.

Список литературы

  1. Голышева, Г. Э. Современные модели организации образовательного процесса: BYOD, ТРКМЧП, «Обучение вне стен классной комнаты» и другие. / Г. Э. Голышева. – URL: https://multiurok.ru/files/sait-rossiiskii-uchebnik-prezentatsiia-sovremennye.html (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
  2. Метод проектного обучения в высших учебных заведениях / ЛаЛаЛань : [сайт]. – URL: https://lala.lanbook.com/metod-proektnogo-obucheniya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
  3. Нарыкова, Г. В. Современные модели организации обучения / Г. В. Нарыкова. – Текст: непосредственный. // Инновационная наука. – 2019. – № 10. – С. 94-97.
  4. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2020 № 1131. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-40-05-02 (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
  5. Орлова, Д. А. Современные стили и модели организации обучения / Д. А. Орлова. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennye-stili-i-modeli-organizacii-o.6273289/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
  6. Певная, М. В. Экспертная оценка проектного российских университетах: организационные модели и эффективность профессионализма / М. В. Певная. // Международная научно-практическая конференция «Семья и работа». – Нижний Новгород, 19-20.09.2024. – URL: https://fsn.unn.ru/nauka/prezentatsii-dokladov-uchastnikov-nauchnyh-konferentsij/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.
  7. Современные модели организации обучения. виды обучения, их характеристика / Студенческий справочник: [сайт]. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/ (дата обращения: 10.03.2025). – Текст: электронный.

                                                

© Улендеева Н. И., 2025

PDF