ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы III Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
30 мая 2025 г.
Авторы: Хайрутдинова Лилия Рафильевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 4 (97). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378
Л. Р. Хайрутдинова
L. R. Khairutdinova
Хайрутдинова Лилия Рафильевна, ст. преподаватель, ЧОУ ВО Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, г. Казань, Россия.
Khairutdinova Lilia Rafilievna, Senior Lecturer, Kazan Innovation University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia.
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Аннотация. Превентивный подход посредством образования имеет важное значение для воспитания поколения, которое будет осознавать негативные последствия коррупции и противодействовать ей. Результаты анализа показывают, что антикоррупционное образование в образовательных учреждениях имеет значительный потенциал в формировании антикоррупционного поведения и правового воспитания. Интеграция курсов, в образовательные программы изучающих понятие, направления и последствия коррупции и формирование антикоррупционного поведения является правовой стратегией антикоррупционного образования и играет значительную роль в минимизации коррупции.
Annotation. A preventive approach through education is essential for raising a generation that will be aware of the negative effects of corruption and counteract it. The results of the analysis show that anti-corruption education in educational institutions has significant potential in shaping anti-corruption behavior and legal education. The integration of courses into educational programs that study the concept, directions and consequences of corruption and the formation of anti-corruption behavior is a legal strategy for anti-corruption education and plays a significant role in minimizing corruption.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное образование, цифровизация, цифровые права, противодействие коррупции, просвещение.
Keywords: corruption, anti-corruption education, digitalization, digital rights, anti-corruption, enlightenment.
Коррупция является причиной многих последствий. Ежегодно в России проводятся различного уровня форумы, конференции, конкурсы, связанные с обсуждением вопросов по противодействию и профилактике коррупции.
Антикоррупционное образование – это альтернативный подход к борьбе с коррупцией, направленный на продвижение этических ценностей и формирование культуры честности и неподкупности в обществе [4].
Антикоррупционное образование является основополагающим в воспитании, обучении и освоением определенных компетенций обучающимся и повышения их квалификации. Антикоррупционное образование является основным процессом и важным этапом в предупреждении коррупции. С теоретической и практической точки зрения, это процесс формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Так, исходя из статистических данных опубликованных на сайте Генеральной прокуратуры РФ, за первые 6 месяцев 2024 года в России выявили 10 251 человека, совершивших коррупционные преступления (рис. 1). Анализ статистики показывает, что с 2011 года, это самые высокие показатели по количеству лиц привлеченных к ответственности за коррупционные преступления [2].
Рисунок 1. Статистические данные Генеральной прокуратуры РФ о лицах,
совершивших коррупционные преступления
В связи с чем, антикоррупционное образование должно быть внедрено комплексно от начального до высшего образования. Посредством образования и просвещения в области борьбы с коррупцией с раннего возраста оно может воспитать человека с более интроспективной личностью, так что когда придет время самостоятельно принимать решения, совершать сделки, тем самым они больше не будут легко поддаваться влиянию и будут иметь достаточные и необходимые знания о борьбе с коррупцией [1, 5].
В практике антикоррупционного образования мы должны не только следовать образовательной теории и установленным правилам, но и понимать практические способы, инструменты борьбы с коррупцией и знать, как их применять.
Организация антикоррупционного образования должна продолжаться на всех уровнях образования с использованием различных форм и методик, исходя из учета возрастных критериев обучающихся [4, с. 1].
Так, например, согласно утвержденной программе образовательного учреждения «Правовое просвещение и повышение антикоррупционной компетентности обучающихся», установлено, что «в начальной школе антикоррупционное образование реализуется через программы, направленные на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Формы здесь могут быть самыми разнообразными: уроки, классные часы, конкурсы, игры.
Средние и старшие классы включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательные предметы, участие в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д. Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников» [10].
На уровне среднего профессионального образования направлено на формирование антикоррупционного мировоззрения, обучения навыкам противодействия коррупционным преступлениям.
Антикоррупционное образование в высших учебных заведениях должно строиться на стратегических подходах к привитию честности, справедливости, правосознания и правовой культуре как будущим профессионалам, с развитием их компетенций, которые позволят студентам определять коррупционное поведение, противодействовать коррупционным сделкам и формировать антикоррупционную культуру в обществе [12].
По своей классификации, антикоррупционное образование делится на базовое, профессиональное и дополнительное.
- Базовое антикоррупционное образование направлено на обучающихся и предполагает пропаганду правового поведения, обучение навыку распознания коррупционного характера тех или иных действий. Воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции [11].
- Профессиональное антикоррупционное образование направлено на специализированное изучение практик противодействия коррупции, ориентирована на специалистов в сфере государственного, муниципального управления.
- Дополнительное антикоррупционное образование «предусматривает совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, на основе нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции, методологических и методических подходов в области противодействия коррупции, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [9].
Некоторые зарубежные авторы, антикоррупционное образование предлагают разделить на: явное двустороннее антикоррупционное образование, скрытое двустороннее антикоррупционное образование, явное одностороннее антикоррупционное образование и скрытое одностороннее антикоррупционное образование на основе системы концепций идеального типа типологической парадигмы [6].
По мнению П. А. Кабанова, «для повышения качества антикоррупционного образования в России, необходимо чтобы педагогические работники образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования проходили курсы повышения квалификации по программам дополнительного образования по антикоррупционной тематике, утвержденных (рекомендованных) уполномоченным государственным органом. Основными целями повышения квалификации педагогических работников должны стать – повышение педагогической и специальной профессиональной антикоррупционной компетентности» [8].
Значимым является регулярное обучение педагогических работников, сотрудников образовательных организаций, постоянное их информирование и консультирование с целью поддержания их знаний по вопросам противодействия коррупции. Антикоррупционное образование считается необходимым также по минимизации риска вовлечения сотрудников в коррупционное поведение.
Так, государство регулирует и процессы, связанные с цифровым поведением лиц, обладающих публичным статусом: в этой сфере, в частности, осуществляется комплексный мониторинг (под которым, по сути, понимаются наблюдение, анализ, оценка и прогноз) соблюдения служащим норм этики, правил, отражающих действующие в законодательстве ограничения и запреты, в социальных сетях и публичном интернет-пространстве [7, с. 285]. В условиях цифровизации образование стало более доступным. В связи с чем, необходимо обозначить цель образования, его содержание, дополнение образовательный программы и включение в них методы обучения противодействию коррупции в цифровой среде.
Традиционное понимание и практика существующего антикоррупционного образования критически затрудняют эффективность самого антикоррупционного образования. Классификационное исследование антикоррупционного образования приняло таксономический путь системы опыта, который игнорировал сопряженную связь между типичными характеристиками и системой антикоррупционного образования, диалектическую связь между обобщением опыта и рациональным отражением и интерактивную связь между типичным опытом и социальной средой. Эта классификация ограничивала эффективное развитие антикоррупционной практики. Важно изменить таксономическую парадигму на типологическую парадигму [3].
Классификация антикоррупционного образования способствует установлению открытых способов мышления антикоррупционного образования, формированию мыслей системной теории антикоррупционного образования и выявлению коррупциогенных факторов.
Полученные результаты заключаются в том, что антикоррупционное образование для студентов требует формирования знаний студентов о коррупции, её форм, правового регулирования противодействия коррупции, антикоррупционной политики государства, формирования антикоррупционного поведения.
Исходя из статистических данных и растущего числа зарегистрированных коррупционных преступлений, которые публикуются на официальных сайтах правоохранительных органах и обсуждение их распространяется в различных социальных сетях, подтверждает эффективность работы сотрудников правоохранительных органов.
Коррупция продолжает представлять собой основную проблему для государства, общества, каждого человека и организаций, особенно которые осуществляют свою деятельность и в других странах (согласно действующим международным стандартам по борьбе с коррупцией, организация может быть привлечена к уголовной ответственности (Бельгия, США, Франция, Норвегия, Дания и т.д.), если она не принимает все необходимые и разумные организационные меры для противодействия коррупции).
Список литературы
- Heliany, I., Asmadi, E., Sitinjak, H., &Lubis, A. The role of corruption education in combating corruption crimes in the future // Jurnal Pembaharuan Hukum. (2023). https://doi.org/10.26532/jph.v10i2.32344.
- Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации // Новости – Генеральная прокуратура РФ. – URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94616909 (дата обращения: 15.03.2025). – Текст: электронный.
- Jagad Aditya Dewantara, YudiHermawan, DadangYunus, W. Prasetiyo, EfrianiEfriani, F. Arifiyanti and T. H. Nurgiansah. Anti-corruption education as an effort to form students with character humanist and law-compliant // Jurnal Civics: Media KajianKewarganegaraan, 18 (2021): P. 70-81. https://doi.org/10.21831/JC.V18I1.38432.
- Jean de Dieu Basabose. Anti-corruption Education as an Alternative Approach to Corruption // Anti-corruption Education and Peacebuilding (2019). https://doi.org/10.1007/978-3-030-03365-1_7.
- Kabanov P.A., Khairutdinova L.R. Anticorruption enlightenment in the Russian Federation: Practice of organization and prospects of development // Social Science Research Network. - 2019. – № 1. – P. 1-18.
- Zhang Xianfen et al. Analysis of the Ideal-types of Anti-corruption Education. // Journal of Guangzhou University (2015).
- Голоманчук, Э. В. Антикоррупционное обучение государственных и муниципальных служащих как элемент цифровизации государственного управления / Э. В. Голоманчук, О. А. Астафурова, Т. А. Омельченко. – Текст: непосредственный. // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 12 (92). – С. 284-290.
- Кабанов, П. А. Инновации антикоррупционного образования в России: проблемы и перспективы / П. А. Кабанов – Текст: непосредственный. // Актуальные проблемы государственно-правовых образований: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 250-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля, реформатора и ученого М. М. Сперанского / под ред. Е. Е. Тонкова и В. Ю. Туранина. – Белгород: ИД «БелГУ», 2022. – С. 71-75.
- Приказ Минтруда России от 31.05.2022 № 331н «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в области противодействия коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 09.03.2025). – Текст: электронный.
- Российская Федерация. Программы. Программа МОУ «Гимназия г. Переславля-Залесского» "Правовое просвещение и повышение антикоррупционной компетентности обучающихся" от 01.09.2016 № б/н // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016 11. Сущность и содержание антикоррупционного образования. Организация антикоррупционного образования. – URL: https://edu.cnppm.ru/pluginfile.php/6067/mod_resource/content/1/content%20and%20essence.docx (дата обращения: 09.03.2025). – Текст: электронный.
- Хайрутдинова, Л. Р. Антикоррупционное образование в образовательной системе России / Л. Р. Хайрутдинова. – Текст: непосредственный. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 6-7 (10-11). – С. 4-7.
© Хайрутдинова Л. Р., 2025