АВТОМАТИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА. КАК ИИ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ РАЗЛИЧНЫМИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ЗАДАЧАМИ В ШКОЛЕ И УНИВЕРСИТЕТЕ, ТАКИМИ КАК РАСПИСАНИЕ УРОКОВ, РЕГИСТРАЦИЯ СТУДЕНТОВ И УЧЕТ ФИНАНСОВ

Раздел: Эффективность и управление ресурсами с использованием ИИ

Журнал: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»

26 июня 2025 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна , Свиридова Дарья Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 5 (98). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.851

Д. А. Свиридова, И. В. Сликишина

D. A. Sviridova, I. V. Slikishina

Свиридова Дарья Андреевна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Сликишина Ирина Викеньтевна, к. п. н., доцент, зав. кафедрой, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Sviridova Darya Andreevna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Slikishina Irina Vikentevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Head of Department, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РАБОТА. КАК ИИ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ РАЗЛИЧНЫМИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ЗАДАЧАМИ В ШКОЛЕ И УНИВЕРСИТЕТЕ, ТАКИМИ КАК РАСПИСАНИЕ УРОКОВ, РЕГИСТРАЦИЯ СТУДЕНТОВ И УЧЕТ ФИНАНСОВ

AUTOMATED ADMINISTRATIVE WORK: HOW AI CAN MANAGE VARIOUS SCHOOL AND UNIVERSITY ADMINISTRATIVE TASKS SUCH AS CLASS SCHEDULE, STUDENT REGISTRATION AND FINANCIAL ACCOUNTING

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность автоматизации различных административных процессов в образовательных учреждениях с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Описываются примеры успешных практик внедрения решений ИИ в образовательные учреждения.

Annotation. The article examines the possibility of automating various administrative processes in an educational institution using artificial intelligence (AI). Examples of successful practices for implementing AI solutions in educational institutions are described.

Ключевые слова: автоматизация административных процессов, искусственный интеллект, административная работа.

Keywords: automation of administrative processes, artificial intelligence, administrative work.

 

В современном мире использование искусственного интеллекта (ИИ) стало неотъемлемой частью различных сфер деятельности, включая образование. Автоматизация процессов, анализ больших данных и принятие решений на основе ИИ позволяют значительно повысить эффективность управления образовательными организациями. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием технологий и их интеграцией в образовательные процессы, что открывает новые возможности для улучшения качества образования и управления учреждениями. Искусственный интеллект (ИИ) предлагает решения, которые могут значительно упростить административные задачи, такие как составление расписания, регистрация студентов и учет финансов. В данной статье мы рассмотрим, как ИИ может революционизировать административную работу в школах и университетах [3].

История применения ИИ в образовательной сфере началась с создания первых экспертных систем в 1960-х годах, которые использовались для решения административных вопросов. По мере развития технологий и увеличения объема доступных данных возможности ИИ существенно возросли. Сейчас многие учебные заведения применяют ИИ для анализа успеваемости студентов, прогнозирования результатов, оптимизации расписания и выполнения иных задач. Тем не менее, эта область всё ещё находится на начальной стадии развития, и требуется дальнейшее исследование и разработке новых решений [1].

Некоторые исследователи и практики полагают, что ИИ может полностью взять на себя административные процессы в образовательных учреждениях. Эта концепция базируется на том, что автоматизация рутинных операций, таких как составление расписания, учёт посещаемости, обработка документов и заявок, поможет существенно сэкономить время и ресурсы [1].

Другие специалисты считают, что ИИ следует использовать как инструмент поддержки, а не замену человеческому фактору. В таком подходе ИИ занимается анализом данных и предоставляет рекомендации, помогая администраторам и педагогам принимать более взвешенные решения. К примеру, он может анализировать информацию о посещаемости и успеваемости учащихся, определять тех, кому нужна дополнительная помощь, и предлагать персонализированные учебные планы. Вспомогательная роль ИИ позволяет сохранить контроль и ответственность за образовательный процесс у людей, одновременно повышая его эффективность и качество [1].

Одним из ключевых преимуществ применения систем ИИ является автоматизация составления расписаний. В университетах, где были введены подобные системы, процесс планирования сократился на 30 %. Программа учитывает множество факторов, таких как доступность преподавателей, загруженность аудиторий и пожелания студентов, благодаря чему получилось составить более комфортное и эффективное расписание. Преподаватели также оценили нововведение, отметив повышение уровня удовлетворённости за счёт возможности более гибкого управления своим временем. ИИ может использовать алгоритмы для анализа всех этих данных, чтобы эффективно распределить занятия по времени и пространству, что позволяет еще и избегать конфликтов. В случае изменений (например, болезни преподавателя или технических неполадок), ИИ может быстро адаптировать расписание, уведомляя учащихся и преподавателей об изменениях через встроенные уведомления [4].

Ещё одним значимым направлением автоматизации является работа с заявками и зачислением студентов. В некоторых образовательных учреждениях применение ИИ для автоматизированной обработки заявок помогло снизить время ожидания для поступающих и разгрузить административный персонал. Система оценивала академические успехи и другие критерии кандидатов, что ускорило принятие решений и повысило точность отбора студентов. Также с помощью ИИ можно создать платформу, которая автоматизирует процесс регистрации, позволяя студентам загружать необходимые документы и следить за статусом своей заявки в режиме реального времени [2].

Также финансовые задачи в образовательных учреждениях часто требуют большого объема данных и точности, поэтому ИИ может автоматизировать процессы, связанные с введением бухгалтерских данных, расчетом зарплаты преподавателей и управления бюджетом. Это позволяет избежать человеческих ошибок и повысить точность учета. Использование ИИ для анализа финансовых данных позволяет предсказывать будущие расходы и доходы, что способствует более эффективному планированию бюджета и управлению ресурсами [2].

Выделим основные преимущества использования ИИ в административной работе [4]:

  1. Автоматизация рутинных задач позволяет администраторам сосредоточиться на более значимых аспектах их работы.
  2. Благодаря быстрому реагированию на запросы студентов и преподавателей, административные процессы становятся более прозрачными и удобными.
  3. Автоматизация может привести к сокращению затрат на найм дополнительных сотрудников для выполнения рутинных задач.

Таким образом, внедрение ИИ в административную работу школ и университетов может значительно повысить эффективность и улучшить качества образовательного процесса. Тем не менее, важно учитывать, что успешное использование этих технологий требует тщательной настройки и мониторинга. При правильном подходе ИИ станет незаменимым помощником в управлении образовательными учреждениями, освобождая людей для более творческой и аналитической работы.

Список литературы

  1. Беров, И. А. Перспективы ИИ в образовании: проблемы и пути решения / И. А. Беров – Текст : непосредственный // Экосистема предпринимательского университета: стратегические реакции в эпоху изменений : Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 26 мая 2023 года / Кубанский государственный университет. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2023. – С. 25-29. – EDN LAESNM.
  2. Савченко, Е. В. Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе / Е. В. Савченко. – Текст : электронный // Образование и воспитание. – 2024. – № 1 (47). – С. 9-10. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8944/ (дата обращения: 28.01.2025).
  3. Скопина, И. В. Использование ИИ в управлении образовательными организациями / И. В. Скопина. – Текст : электронный // Современные технологии управления. – 2024. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ii-v-upravlenii-obrazovatelnymi-organizatsiyami?ysclid=m6fz14x6z3620342445 (дата обращения: 26.01.2025). – Режим доступа: Научная электронная библиотека Киберленинка.
  4. Ямщиков, В. Ю. Использование искусственного интеллекта в образовании. Плюсы и минусы использования ИИ на уроках информатики / В. Ю. Ямщиков, Ф. С. Камдем – Текст : непосредственный // Естественные, математические и технические науки. Образование. Технологии. Инновации : Материалы Межрегиональной научно-практической студенческой конференции, Липецк, 07–28 апреля 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 380-384. – EDN BSSPHY.

                                                

© Свиридова Д. А., Сликишина И. В., 2025

PDF