РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Раздел: Адаптивные возможности образования на основе ИИ (доступность для лиц с ограниченными возможностями)
Журнал: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»
26 июня 2025 г.
Авторы: Кубицкая Милена Сергеевна , Вагапов Винер Зуфарович
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 5 (98). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.851
М. С. Кубицкая, В. З. Вагапов
M. S. Kubitskaya, V. Z. Vagapov
Кубицкая Милена Сергеевна, магистрант, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий «СФ УУНиТ», г. Стерлитамак, Россия.
Вагапов Винер Зуфарович, к. ф.-м. н, доцент, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий «СФ УУНиТ», г. Стерлитамак, Россия.
Kubitskaya Milena Sergeevna, master's student, Sterlitamak branch of Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak, Russia.
Vagapov Viner Zufarovich, PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Sterlitamak branch of Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak, Russia.
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассматриваются роли цифровых технологий и искусственного интеллекта в развитии инклюзивного образования (ИИ). Описываются преимущества использования ИИ для персонализации обучения, снижения когнитивной нагрузки и повышения доступности образовательных ресурсов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются ключевые проблемы интеграции цифровых технологий в инклюзивную образовательную среду.
Annotation. The article examines the roles of digital technologies and artificial intelligence (AI) in the development of inclusive education. It describes the benefits of using AI to personalize learning, reduce cognitive load, and increase the accessibility of educational resources for students with disabilities. It analyzes the key issues of integrating digital technologies into an inclusive educational environment.
Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровые технологии, адаптивное обучение, искусственный интеллект, образовательные платформы, цифровая грамотность, педагогическая подготовка, доступность образования.
Keywords: inclusive education, digital technologies, adaptive learning, artificial intelligence, educational platforms, digital literacy, teacher training, accessibility of education.
В России благодаря принятому закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, инклюзивное образование стало одним из ключевых направлений в образовательной политике и практике [5]. Этот закон способствовал официальному признанию инклюзивного подхода к обучению, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Закон стал основой для изменения образовательной парадигмы, подчеркивая важность ученика как личности, а не просто как объекта обучения. В результате произошла трансформация принципов и методов преподавания во всей системе образования.
Идея создания инклюзивных школ, мировой общественностью, была обозначена в документах Всемирной конференции по образованию 1994 года в Саламанке (Испания). На этой же конференции официально был зафиксирован термин «инклюзивное образование», который трактуется как образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности [3, с. 9-10]. Согласно принципу данной декларации, обычные школы должны принимать всех детей независимо от их физического, интеллектуального или другого состояния здоровья и создавать для них условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на потребности детей [2].
Внедрение инклюзивного образования в школы оказалось непростой задачей. Как любое нововведение в «традиционную» систему инклюзивное образование столкнулось с рядом проблем таких как: нехватка подготовленных педагогов, недостаточная адаптация учебных программ и дефицит ресурсов. На примере нехватки квалифицированных педагогов можно отметить, что многие учителя не обладают необходимыми знаниями и навыками для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а недостаточное финансирование усугубляет ситуацию, ограничивая доступность специализированных материалов и технологий, которые могли бы поддерживать процесс инклюзии. Аналогичные проблемы проявляются и в контексте цифровизации образования, где нехватка квалифицированных кадров и ресурсов также негативно сказывается на эффективности внедрения новых технологий в образовательный процесс. Но несмотря на все сложности, сегодня цифровизация образования открывает новые возможности для инклюзивного обучения, позволяя лучше адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям учащихся. По словам А. Ю. Уварова: «цифровые технологии превратились в повседневный инструмент, доступный массовой школе, а их потенциал для совершенствования образовательного процесса значительно вырос» [4, с. 28].
Благодаря цифровым технологиям обучение становится более доступным для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В образовательном процессе активно применяются адаптивные образовательные платформы, которые позволяют учиться в удобном темпе. Конечно, заявлять, что одни и те же цифровые технологии обеспечат равный доступ для всех – ошибочно. Тем не менее, если рассматривать отдельные группы, то, например, программы распознавания речи и текста существенно помогают учащимся с нарушениями слуха и зрения. Онлайн-коммуникация предоставляет возможность получать образование из любой точки мира, что особенно важно при ограниченной мобильности.
Особую значимость в этой области приобретает искусственный интеллект (прим. далее «ИИ»). ИИ стал мощным инструментом, позволяющим не только анализировать уровень подготовки учащихся, но и формировать персонализированные траектории обучения. Это особенно актуально для детей с ОВЗ, так как такие технологии способны учитывать широкий спектр индивидуальных потребностей – от темпа восприятия до предпочтительного формата подачи информации. Алгоритмы способны отслеживать прогресс ученика, выявлять его пробелы в знаниях и предлагать адаптированные задания, а также корректировать учебный план в режиме реального времени. Акцентируем внимание на том, что ИИ доступен круглосуточно: ему не нужен сон, отдых и другие биологические потребности, как человеку, поэтому он может выступать в роли наставника 24/7. ИИ способствует созданию интеллектуальных помощников и чат-ботов, которые выполняют функции тьюторов, оказывая поддержку учащимся в процессе освоения материала. Например, голосовые ассистенты могут озвучивать текст, давать пояснения, а также помогать в навигации по образовательной платформе. Системы на базе ИИ способны предсказывать возможные трудности в обучении и заблаговременно предлагать индивидуальные решения, что делает процесс обучения более эффективным и адаптивным. Еще одно важное преимущество – отсутствие эмоционального давления: ИИ не оценивает и не утомляется, что снижает уровень стресса у обучающихся. Благодаря этому учащиеся могут задавать любое количество вопросов и изучать материал в собственном темпе, не опасаясь осуждения.
Ознакомимся с некоторыми примерами успешного внедрения инклюзивных технологий: образовательные игры от SpecialEffect, организация, которая предоставляет образовательные игры и технологии для детей и взрослых с физическими ограничениями. Благодаря технологиям как: специальные игровые контроллеры и программное обеспечение для адаптации игрового опыта; SMART Technologies предоставляет интерактивные доски и образовательное программное обеспечение, которое способствует активному участию всех студентов. Они используют технологии в приложении для совместной работы [1, с. 347]. В их продуктах уже реализованы элементы искусственного интеллекта, например, автоматическое распознавание рукописного текста и адаптация заданий.
Несмотря на явные преимущества цифровизации, внедрение технологий в инклюзивное образование сталкивается с рядом серьезных проблем. Одной из основных является недостаточная подготовка педагогов. Многие учителя, как мы писали ранее, не обладают необходимыми знаниями и навыками для работы в цифровой образовательной среде, навыками для работы в инклюзивных классах, что может привести к негативным последствиям как для учащихся с особыми потребностями, так и для всего класса [4]. Сохраняются также проблемы нехватки методических разработок, технического оснащения, а также низкого уровня цифровой и информационной грамотности среди педагогов и учащихся. Всё это тормозит процесс внедрения ИИ и других цифровых решений в образование.
Игнорирование проблемы подготовки педагогов может привести к снижению качества образования для детей с особенностями развития. Без адаптированных программ и цифровых инструментов, направленных на поддержку инклюзивного обучения, многие дети не смогут полноценно участвовать в образовательном процессе. Кроме того, неподготовленные учителя могут испытывать трудности в организации учебного процесса, что негативно скажется на всей системе образования.
Для эффективного внедрения цифровых технологий, включая искусственный интеллект, в инклюзивное образование необходимо разрабатывать специализированные программы повышения квалификации для педагогов, внедрять современные образовательные платформы в учебный процесс, а также обеспечивать методическую поддержку учителей. Государственная образовательная политика должна учитывать важность цифровизации инклюзивного обучения и предусматривать комплексные меры по подготовке специалистов, способных работать в новой цифровой среде.
Происходит инновация, которую можно интерпретировать как преобразование научно-технического прогресса в реальный процесс, воплощенный в новых продуктах и технологиях. Инновация в образовании – это внедренное новшество, призванное обеспечить эффективный рост качества образования [5, с. 28]. Как пишет Баланов А.Н.: «Роль цифровых технологий в обеспечении равного доступа к образованию критически важна, поскольку они помогают устранить географические, физические и информационные барьеры, которые могут ограничивать доступ к образованию» [1, с. 343]. Инклюзивное образование и цифровые технологии – это два взаимосвязанных направления, которые совместно создают новые возможности для обучения. Инвестирование в развитие цифровых образовательных ресурсов, обучение педагогов и создание адаптированной учебной среды – это шаг к построению общества, в котором каждый имеет равные возможности для получения знаний и реализации своего потенциала.
Список литературы
- Баланов, А. Н. Цифровизация в образовательной сфере: учебное пособие для вузов : пособие / А. Н. Баланов. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 337 с. – Текст: непосредственный.
- Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика : пособие / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. – Москва: Транзит-ИКС, 2009. – 127 с. – Текст: непосредственный.
- Енокаева, С. С. Инклюзивное образование школьников с ограниченными возможностями здоровья в сфере физической культуры : учебно-методическое пособие / С. С. Енокаева. – Карачаевск: КЧГУ, 2022. – 164 с. – Текст: непосредственный.
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования : серия коллективных монографий / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с. – Текст: непосредственный.
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция) // Консультант Плюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.02.2025). – Текст: электронный.
© Кубицкая М. С., Вагапов В. З., 2025