ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛО ПУТИ…
Раздел: ИТ в образовании
Журнал: Использование ИКТ в учебном процессе
5 июля 2012 г.
Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна
И. В. Сликишина
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛО ПУТИ…
Сегодня многие вузы России начинают внедрять системы дистанционного образования. Это позволяет значительно увеличить контингент студентов, расширить границы подготовки, проводить курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку.
Что же нужно для реализации такой формы образования? От студента требуется всего лишь персональный компьютер и доступ к Интернет. Вузу придется организовать работу с использованием какой-либо программной платформы для организации сетевого доступа к учебным материалам преподавателям и студентам. Существует достаточно большой набор сред для реализации дистанционного образования. Это и платные системы, с определенными достоинствами и недостатками, с хорошо организованной поддержкой и перспективными направлениями. Это и бесплатные системы, которые используются не только в российских вузах, но и за рубежом.
Итак, какие же достоинства для студентов подразумевает дистанционная форма обучения?
- Возможность учиться не выходя из дома – любой вуз страны, имеющий практику дистанционного обучения доступен каждому, независимо от места проживания.
- Возможность выбора собственного темпа при изучении нового материала и практического усвоения. Что явно способствует повышению успешности образования.
- Сокращение материальных затрат. Практика показывает, что оплата дистанционного образования обходится дешевле, чем очного. Вуз экономит на помещениях, обслуживающем персонале. Преподаватели работают в другом режиме – что положительно сказывается на экономии средств.
- Возможность сдачи зачетов и экзаменов в виде теста, не испытывая стресса от общения с преподавателем. Пусть даже организация сдачи экзаменов подразумевает работу с камерой в режиме он-лайн – все равно, сидя на своем рабочем месте или дома, студент находится в более комфортной обстановке.
- Возможность учиться, не оставляя работу. Даже заочное обучении вызывает необходимость два раза в год брать отпуск на работе и посещать занятия в вузе. Дистанционное образование позволяет так распределять свое время, что появляется прекрасная возможность и работать, и учиться, не испытывая трудностей.
Тем не мене, как бы не прекрасно все выглядело на первый взгляд, существует ряд недостатков в дистанционной форме обучения. Со стороны студента возникают следующие проблемы:
- Необходима строгая самодисциплина. Для того, чтобы все таки получить образование, не имея жестких временных рамок и не подвергаясь контролю со стороны куратора и преподавателей - необходим столь высокий уровень мотивации для обучения, которого нет у большинства современных студентов. Поэтому, как показывает практика, дистанционно успешно учатся более взрослые люди. Это или остро необходимое первое высшее образование – это относится к уже работающим людям, которые в свое время по каким-то причинам не смогли окончить вуз. Или это специалисты, получающие уже второе высшее образование – для дальнейшего карьерного роста. Вчерашние школьники – сегодняшние студенты не обладают, к сожалению, необходимым запасом стойкости для того, чтобы учиться самостоятельно.
- Недостаточная практическая подготовка и полное отсутствие производственной, преддипломной и какой-либо другой практики. К сожалению, дистанционная форма образования пока не располагает возможностями сотрудничать с предприятиями для организации практики студентов дистанционной формы обучения. Это, в том числе, влияет и не дальнейшее трудоустройство выпускников. Не все работодатели готовы принять дистанционную форму образования, как достаточную.
- Необходим высокий уровень владения персональным компьютером. Хотя сегодня практически каждый человек так или иначе имеет дело с сетевыми информационными ресурсами, тем не менее на первых порах обучения возникает ряд проблем адаптационного характера. Чем больше студент проводит времени в образовательной системе – тем меньше становится этих проблем. Будем считать это временной трудностью.
Со стороны преподавателей, работающих в дистанционной системе обучения также возникает ряд трудностей.
- Недостаточно высокий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава вузов к применению информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Исходя из того, что работа дистанционно со студентами подразумевает использование специальных методик – к подготовке дидактических учебных материалов предъявляются дополнительные требования. Все это влияет на реализацию дистанционной системы образования в вузе.
- Отсутствие в российском образовательном пространстве документальной базы для реализации дистанционного образования. Нет стандартов для дистанционных курсов, нет примерных рабочих программ, нет учебников и так далее. Всем этим приходится заниматься с нуля, что также накладывает негативный отпечаток на всю систему в целом.
Тем не менее, все перечисленные проблемы разрешимы. Поскольку дистанционное образование позволяет индивидуализировать образование и расширять его границы – за ним будущее. Будем надеяться на дальнейшие светлые перспективы дистанционной системы образования.
Информационные источники
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/Dostoinstva_i_nedostatki_distantsionnogo_obucheniya.htm
- Дистанционное обучение: преимущества и недостатки// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.temasaratov.ru/company_category/articles/education/distancionnoe-obuchenie-preimushhestva-i-nedostatki-154/
- Дистанционное обучение - сегодняшний день// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.facultet.ru/2009/07/06/distancionnoe-obuchenie-segodnjashnijj-den.html