О ПРЕИМУЩЕСТВАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: Формирование стратегии и тактики обучения, основанных на эффективных моделях, основанных на больших данных, нейронных сетях и машинном обучении
Журнал: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»
26 июня 2025 г.
Авторы: Антонова Надежда Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 5 (98). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378
Н. А. Антонова
N. A. Antonova
Антонова Надежда Александровна, к. п. н., доцент кафедры иностранных языков № 2, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», г. Чебоксары, Россия.
Antonova Nadezhda Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages No. 2, «Chuvash State University named after I. N. Ulyanov», Cheboksary, Russia.
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ON THE ADVANTAGES OF MODERN METHODS OF TEACHING ENGLISH BASED ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE
Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества современных методов преподавания английского языка на основе искусственного интеллекта перед традиционными методами.
Annotation. This article discusses the advantages of modern methods of teaching English based on artificial intelligence over traditional methods.
Ключевые слова: преподавание английского языка, искусственный интеллект, ИИ, традиционные методы, преимущества.
Keywords: English language teaching, ELT, artificial intelligence, AI, traditional methods, advantages.
За последнее десятилетие искусственный интеллект (ИИ) значительно преобразил всю область преподавания английского языка (ELT) с помощью различных инновационных приложений и инструментов, полезных как для учащихся, так и для преподавателей. На основе ИИ был создан ряд адаптивных обучающих платформ, использующих аналитику данных и машинное обучение для персонализации обучения английскому языку. Все исследовательские инициативы в этой области направлены на оптимизацию и повышение эффективности этих программ [8]. Примером в этом направлении являются платформы изучения языка на основе ИИ, которые могут анализировать уровень владения языком учащихся [2, c. 16]. Существуют такие популярные платформы, как Duolingo, RosettaStone, FluentU или Memrise. У каждой из них свой подход и особенности, но все они предлагают персонализированный подход, чтобы помочь учащимся изучать английский язык в своем собственном темпе [7]. Все эти платформы для изучения языка имеют некоторые общие аспекты: геймификацию и визуальную помощь. В современной педагогике доказано, что эти два элемента являются значительной поддержкой в процессе обучения.
NLP (Natural Language Processing) или обработка естественного языка – это фундаментальная технология ИИ, которая позволяет машинам понимать и генерировать человеческий язык. NLP поддерживает различные приложения для изучения языка, такие как чат-боты, виртуальные репетиторы языка и инструменты оценки владения языком. Системы распознавания речи на основе ИИ могут анализировать произношение учащегося и предоставлять обратную связь. Это особенно полезно для улучшения навыков говорения и аудирования [1, с. 11]. ИИ можно использовать для анализа английских текстов, включая книги, статьи и онлайн-контент. Выделяя ключевой словарный запас, грамматические структуры и контекстное использование, ИИ может помочь учащимся сосредоточиться на важных аспектах языка. Чат-боты и виртуальные репетиторы на основе ИИ могут вступать в беседы с учащимися. Они предоставляют обратную связь по грамматике, словарному запасу и произношению в режиме реального времени, делая процесс обучения интерактивным.
Все эти платформы, приложения и инструменты ИИ, созданные специально для цифровой системы обучения, способствуют вовлеченности, адаптированы к профилю учащегося и обеспечивают немедленную обратную связь и персонализированные задания для получения положительного результата процесса обучения.
Что касается традиционных методов, то в истории преподавания английского языка было несколько популярных методов, выбранных педагогами в этой области, некоторые из них более эффективны, другие менее [3, 5]. Метод грамматики-перевода (GTM) является самым популярным среди традиционных. Подход является дедуктивным, с упором на осознанное обучение. Интенсивно используется родной язык учащихся; используемые методы – переводы, чтение текстов, грамматические и словарные упражнения [4]. Роли преподавателя следующие: менеджер, координатор и оценщик учащихся, взаимодействие в классе происходит, в частности, между преподавателем и учащимися (фронтальный подход). Аудио-лингвальный метод (ALM) был разработан в США во время Второй мировой войны. Основная цель состоит в том, чтобы учащиеся научились использовать язык в коммуникативном режиме, посредством представления словарного запаса и грамматики в диалогах, которые изучаются путем повторения и имитации [6]. Грамматика преподается индуктивно. Упражнения, которые развивают способность получать письменные сообщения и способность выражать себя в письменной форме, направлены на развитие навыков общения. Используемые методы: диалоги, ролевые игры, грамматические и словарные упражнения. Родной язык учащихся не используется. Преподаватель – это тот, кто контролирует учащихся и тот, кто предоставляет языковую модель, учащиеся же являются имитаторами. Взаимодействие происходит между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися. Последний традиционный метод называется Презентация, Практика и Воспроизведение (PPP). Это британский вариант аудио-лингвального метода. Он состоит из трех этапов. На первом этапе преподаватель вводит элементы языка, которые необходимо усвоить. Второй этап – практика, на котором учащиеся с помощью различных упражнений отрабатывают предложенный преподавателем материал. Третий этап относится к использованию языка, представленного и усвоенного учащимися. Как и в аудио-лингвальном методе, лексика и грамматика преподаются индуктивно. Моделью является преподаватель, который координирует деятельность учащихся, данный метод основан на коммуникации.
Все эти традиционные методы изучения языка, основанные на запоминании списков слов или посещении занятий в классе, часто не обеспечивают учащихся контекстом и реальным жизненным применением знаний, необходимыми для долгосрочного удержания. В результате многим учащимся трудно запоминать и эффективно использовать новые слова в разговоре. Именно здесь появляются инструменты изучения языка на основе ИИ, обеспечивающие более интерактивный и увлекательный опыт, который улучшает удержание словарного запаса. ИИ может адаптироваться к уровню навыков учащегося, предоставляя персонализированную обратную связь и руководство, чтобы помочь им улучшить свои навыки. Такой персонализированный подход гарантирует, что учащиеся получат необходимую им поддержку для продвижения в изучении иностранного языка, не чувствуя себя подавленными или обескураженными.
Кроме того, инструменты изучения языка на основе ИИ могут предоставлять мгновенную обратную связь по поводу использовании учащимся словарного запаса, грамматики и синтаксиса, позволяя им выявлять и исправлять ошибки в режиме реального времени. Этот немедленный цикл обратной связи имеет решающее значение для закрепления правильного использования языка и предотвращения формирования вредных привычек. Кроме того, ИИ может предоставлять альтернативные способы выражения той же идеи, предоставляя учащимся более широкий спектр словарного запаса и помогая им развивать более тонкое понимание языка. Еще одним преимуществом инструментов изучения языка на основе ИИ является их способность предоставлять учащимся безопасную и непредвзятую среду для отработки навыков. Многие изучающие язык испытывают беспокойство или смущение при общении с носителями языка, что может помешать их прогрессу изучения языка. Платформы изучения языка на основе ИИ устраняют этот барьер, предоставляя терпеливого и поддерживающего собеседника, который постоянно доступен, позволяя учащимся практиковаться, не опасаясь осуждения.
В заключение еще раз хотелось бы отметить, что инструменты изучения языка на основе ИИ играют важную роль в изучении языка по всему миру. Предоставляя персонализированный, контекстно-обогащенный опыт обучения, эти инструменты помогают улучшить сохранение словарного запаса и общие языковые навыки. По мере развития технологий ИИ мы, вероятно, увидим появление еще более инновационных и эффективных решений для изучения языка, которые еще больше изменят способ, с помощью которого можно быстро усваивать и сохранять новые знания.
Список литературы
- Антонова, Н. А. Применение искусственного интеллекта при обучении иностранному языку в системе высшего образования / Н. А. Антонова – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2025. – Т. 16. – № 1 (61). – С. 8-15.
- Антонова, Н. А. Факторы, влияющие на эффективность изучения английского языка в неязыковых вузах / Н. А. Антонова – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2024. – Т. 13. – № 4 (49). – С. 13-18.
- Игнатьева, Т. С. Обучение будущих специалистов-медиков профессионально-деловому общению / Т. С. Игнатьева – Текст : непосредственный // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 мая 2020 года. Том Выпуск 7. – Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2020. – С. 157-162.
- Игнатьева, Т. С. Обучение профессионально-направленной речевой деятельности студентов-медиков на основе текстов / Т. С. Игнатьева – Текст : непосредственный // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 мая 2021 года / Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. Том Выпуск 8. – Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2021. – С. 88-94.
- Мясникова, И. А. Искусственный интеллект в медицинском переводе / И. А. Мясникова – Текст : непосредственный // Современное высшее образование: вызовы времени и актуальные решения : Материалы ХVI Международной учебно-методической конференции, Чебоксары, 25 октября 2024 года. – Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2024. – С. 157-159.
- Николаева, Н. В. Преподавание иностранных языков в условиях цифровой трансформации / Н. В. Николаева – Текст : непосредственный // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 октября 2020 года. – Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2020. – С. 241-245.
- Харитонова, О. Е. Индивидуальные образовательные траектории в обучении иностранным языкам в вузе / О. Е. Харитонова – Текст : непосредственный // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 25 мая 2022 года / Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. Том Выпуск 9. – Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2022. – С. 123-126.
- Чернова, Л. В. К вопросу о компетенциях высшего профессионального образования при инновационных технологиях обучения / Л. В. Чернова – Текст : непосредственный // Высшее образование в условиях глобализации: тренды и перспективы развития : Материалы ХII Международной учебно-методической онлайн-конференции, Чебоксары, 29 октября 2020 года / Под редакцией А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. – Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2020. – С. 165-169.
© Антонова Н. А., 2025