ЧАТ-БОТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ

Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта

Журнал: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с междун. участием «ИИ в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»

26 июня 2025 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна , Рябова Кристина Андреевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 5 (98). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 373.24

К. А. Рябова, А. Н. Дробахина

K. A. Ryabova, A. N. Drobakhina

Рябова Кристина Андреевна, магистрант, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Дробахина Анастасия Николаевна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Ryabova Kristina Andreevna, master's student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Drobakhina Anastasia Nikolaevna, Candidate of Sciences, Associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ЧАТ-БОТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ

CHATBOTS IN THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOLERS: DEVELOPMENT AND APPLICATION EXPERIENCE

 

Аннотация. Авторы делятся опытом разработки и использование чат-ботов при проведении занятий по экологическому воспитанию в детском саду. Описываются этапы разработки чат-бота, адаптированного под возрастные особенности детей, и его основные функции. Подчёркивается эффективность применения чат-ботов для экологического образования старших дошкольников и перспективность этой технологии в дошкольном образовании.

Annotation. The authors share their experience in developing and using chatbots when conducting environmental education classes in kindergarten. The stages of developing a chatbot adapted to the age characteristics of children and its main functions are described. The effectiveness of the use of chatbots for environmental education of older preschoolers and the prospects of this technology in preschool education are emphasized.

Ключевые слова: чат-бот, экологическое воспитание, дошкольники, образование.

Keywords: chatbot, environmental education, preschoolers, education.

 

С детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь. Экологическое воспитание является актуальной и важной частью формирования личности ребёнка, поскольку именно в детском возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающей среде. Поэтому экологическое воспитание в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС и учебные программы.

Одним из инструментов, обладающим потенциалом при проведении занятий, являются чат-боты – их интерактивность и адаптивность, возможность использования игровых элементов способствуют повышению мотивации и вовлечённости в образовательный процесс [2].

Для разработки чат-бота были реализованы следующие шаги:

  1. проанализирован существующий практический опыт применения образовательных чат-ботов [1, 3]. Изучение аналогичных проектов позволило нам выявить преимущества и недостатки некоторых подходов к созданию образовательных чат-ботов;
  2. формулирование требований к чат-боту.  Учет возрастных особенностей дошкольников позволил определить ключевые требования к интерфейсу, функционалу и содержанию чат-бота. Наличие интуитивно понятного и визуально привлекательного интерфейса, адаптированного под возрастные особенности восприятия, минимальная текстовая составляющая обучающего контента, способность к простому и эмоциональному взаимодействию с использованием игровых элементов являются обязательными требованиями к чат-ботам для старших дошкольников;
  3. разработка сценария  чат-бота. Был разработан и реализован сценарий чат-бота, позволяющий обеспечивать взаимодействие, оценку уровня усвоенных знаний и обратную связь, так же учитывающие возрастные особенности восприятия информации старшими дошкольниками;
  4. тестирование чат-бота.

Чат-бот разработан с помощью Domino – конструктора чат-ботов для Telegram. Выбор платформы для создания чат-бота обусловлен тем, что Domino позволяет автоматизировать задачи без применения программного кода.

Интерфейс чат-бота выполнен в виде простого кнопочного меню, дополненного картинками, привлекающими внимание (рис. 1).

Рисунок 1. Фрагмент чат-бота

Основными функциями разработанного чат-бота являются:

  • предоставление сведений о животных, растениях, воде, воздухе и земле;
  • закрепление учебного материала в процессе выполнения интерактивных занятий (например, «Найти лишний предмет», «Собери пазл»);
  • проверка полученных знаний с помощью викторин;
  • стимулирование познавательной активности через систему поощрений и положительных отзывов.

Занятия по экологическому воспитанию старших дошкольников, проведённые с использованием разработанного чат-бота, продемонстрировали высокий уровень заинтересованности детей. Активное взаимодействие с чат-ботом способствовало их вовлечению в образовательный процесс и стимулировало познавательную активность.

Полученные результаты позволяют говорить о перспективности применения подобных технологий в дошкольном образовании. Однако при использовании чат-ботов в работе с младшими дошкольниками педагогу необходимо ограничивать продолжительность их взаимодействия с технологией, учитывая возрастные, физиологические и психологические особенности.

Список литературы

  1. Астапова, А. В. Borisbot как новый интерактивный способ образования дошкольников / А. В. Астапова – Текст : электронный. // Ratio et Natura, 2023. – № 2 (8). – EDN NEZJUB.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59741775 (дата обращения: 28.04.2025).
  2. Белоконова, С. С Чат-боты как элемент геймификации для повышения вовлеченности учащихся в образовательный процесс / С. С. Белоконова, А. Н. Яковлева – Текст : непосредственный. // Информатика в школе. – 2022. – № 5 (178). – С. 70-75.
  3. Прокофьева, Е. С. История развития, структура, функции и особенности использования чат-ботов в преподавании экологии и биологии / Е. С. Прокофьева, Г. В. Абрамян – Текст : непосредственный. // Информационные технологии в экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России. – 2018. – С. 191-194.

                                                

© Рябова К. А., Дробахина А. Н., 2025

PDF