ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта
Журнал: Организация образовательного процесса средствами современных технологий: педагогический и технологический аспекты
2 июля 2025 г.
Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна , Васковская София Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 6 (99). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 372.8
С. А. Васковская, И. В. Сликишина
S. A. Vaskovskaya, I. V. Slikishina
Васковская София Александровна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Сликишина Ирина Викеньтевна, к. п. н., доцент, зав. кафедрой, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.
Vaskovskaya Sofiya Alexandrovna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Slikishina Irina Vikentevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Head of Department, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
THE USE OF NEURAL NETWORKS IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения нейросетевых технологий (ChatGPT, Midjourney, Canva и др.) в проектной деятельности учащихся. Анализируются этапы работы над проектом, где искусственный интеллект (ИИ) может выступать в роли помощника: от генерации идей до подготовки презентации. Приводятся практические рекомендации для педагогов по интеграции ИИ-инструментов в образовательный процесс с учетом академической честности и критического мышления.
Annotation. The article discusses the possibilities of using neural network technologies (ChatGPT, Midjourney, Canva, etc.) in students' project activities. The stages of work on a project where AI can act as an assistant are analyzed: from generating ideas to preparing a presentation. Practical recommendations for teachers on the integration of I-tools into the educational process, taking into account academic integrity and critical thinking, are given.
Ключевые слова: искусственный интеллект, проектная деятельность, цифровые технологии, образование, нейросети.
Keywords: artificial intelligence, project activity, digital technologies, education, neural networks.
Современное образование активно внедряет цифровые технологии, включая искусственный интеллект (ИИ). Нейросетевые алгоритмы, такие как ChatGPT и Midjourney, позволяют оптимизировать учебный процесс, особенно в проектной деятельности, развивающей у учащихся soft skills (критическое мышление, креативность, командную работу). Актуальность исследования обусловлена ростом популярности ИИ-инструментов и их потенциальной пользой в образовательных проектах. Цель работы – изучить возможности нейросетей в организации проектной деятельности и разработать рекомендации для педагогов [1]. Искусственный интеллект (ИИ) предлагает решения, которые могут значительно упростить административные задачи, такие как разработка практических рекомендации для учителей.
Рассмотрим, что такое проект и его структура.
Проект – это целенаправленная деятельность, ограниченная по времени и ресурсам, направленная на создание уникального продукта.
Основные этапы, включают в себя: идею и постановку цели, планирование (сроки, роли, задачи), исследование (сбор и анализ данных), реализация (создание продукта), контроль и оценка и презентация.
Особенность проектной деятельности в обучении, это развитие soft skills (коммуникация, тайм-менеджмент, работа в команде), повышение мотивации через практико-ориентированный подход.
Рассмотрим нейросети, как инструмент поддержки.
ИИ-сервисы помогают генерировать идеи, планировать этапы работы, обрабатывать данные, создавать контент (тексты, изображения, код) [2].
ИИ можно использовать на разных этапах проекта [3]:
- Идея и цель (Генерация тем);
- Планирование (Составление графика);
- Исследование (Поиск и анализ данных);
- Реализация (Создание текстов и визуализаций);
- Контроль (Проверка качества);
- Презентация (Подготовка слайдов).
Выделим несколько практических рекомендаций для педагогов [4]:
- Обучайте школьников работе с ИИ (мастер-классы по Canva [5], ChatGPT [6]);
- Контролируйте достоверность данных – нейросети могут ошибаться;
- Соблюдайте академическую честность – объясните правила цитирования;
- Автоматизируйте рутинные задачи (генерация шаблонов, проверка работ).
После изученной информации приведём конкретный пример использования нейросетей в проекте. Например, возьмём тему «Создание интерактивного экологического пособия». Рассмотрим основные этапы, на которых возможно применение ИИ:
- Идея: ChatGPT предложил 3 формата пособия (выбрали PDF);
- Планирование: Notion AI составил план и распределил роли;
- Исследование: Perplexity AI искал данные о загрязнении океанов;
- Дизайн: Midjourney создал иллюстрации, Canva – инфографику;
- Программирование: ChatGPT помог с интерактивными элементами PDF.
По итогу проделанной работы можно предположить, что ученики создадут пособие на 40 % быстрее благодаря ИИ.
Таким образом, внедрение нейросетей упрощает организацию проектной деятельности, но требуют критического осмысления. ИИ не заменяет педагога, но становится его помощником, освобождая время для творческих задач.
Список литературы
- Шведовская, А. А. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе: возможности и риски / А. А. Шведовская – Текст: непосредственный // Информатика и образование. – 2023. – № 5. – С. 45-52. – ISSN 0234-0453.
- Якушина, Е. В. Цифровые инструменты педагога / Е. В. Якушина. – СПб. : Питер, 2022. – 256 с. – ISBN 978-5-4461-1890-6. – (Раздел 4.3: ИИ-ассистенты в проектной работе). – Текст: непосредственный.
- DeepSeek. DeepSeek-R1: Technical Overview and Applications in Education / DeepSeek AI. – 2024. – URL: https://deepseek.com (дата обращения: 16.06.2025). – Текст: электронный.
- ЮНЕСКО. Рекомендации по этическому использованию искусственного интеллекта в образовании / ЮНЕСКО : [сайт]. – 2022. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000380607 (дата обращения: 16.06.2025). – Текст: электронный.
- Canva. Design for Education: Tools and Templates / Canva Pty Ltd. – 2024. – URL: https://www.canva.com/education/ (дата обращения: 16.06.2025). – Текст: электронный.
- OpenAI. ChatGPT: Optimizing Language Models for Dialogue / OpenAI : [сайт]. – 2023. – URL: https://openai.com/blog/chatgpt (дата обращения: 01.06.2025). – Текст: электронный.
© Васковская С. А., Сликишина И. В., 2025