РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Раздел: Прикладные задачи искусственного интеллекта

Журнал: Организация образовательного процесса средствами современных технологий: педагогический и технологический аспекты

2 июля 2025 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна , Нестеренко Валентина Александровна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2025. № 6 (99). infed.ru

_______________________________________________________________________

 

УДК 372.851

В. А. Нестеренко, А. Н. Дробахина

V. A. Nesterenko, A. N. Drobahina

Нестеренко Валентина Александровна, студентка, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Дробахина Анастасия Николаевна, к. п. н., доцент, КГПИ ФГБОУ ВО «КемГУ», г. Новокузнецк, Россия.

Nesterenko Valentina Aleksandrovna, student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Drobakhina Anastasia Nikolaevna, Candidate of Sciences, Associate Professor, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

RECOMMENDATIONS FOR USING NEURAL NETWORKS IN ORGANIZING PROJECT ACTIVITIES AT THE STAGE OF PREPARING MULTIMEDIA PRESENTATIONS

 

Аннотация. В статье описывается применение нейросетей на этапе подготовки мультимедийных презентаций. Выделены ключевые преимущества ИИ: автоматизация рутинных задач, повышение качества оформления и структурирования материала, развитие цифровых компетенций. Представлены рекомендации по использованию нейросетей, включая необходимость проверки информации, указания источников, применения качественного промпта, сохранения авторского вклада.

Annotation. The article describes the application of neural networks at the stage of preparing multimedia presentations. Key advantages of AI are highlighted: automation of routine tasks, improvement of content design and structuring, and development of digital competencies. Recommendations for the use of neural networks are presented, including the need to verify information, indicate sources, use high-quality prompts, and preserve the author's contribution.

Ключевые слова: нейросети, проектная деятельность, мультимедийные презентации, инструменты ИИ, образовательные технологии.

Keywords: neural networks, project activities, multimedia presentations, AI tools, and educational technologies.

 

Современные технологии искусственного интеллекта (ИИ) и нейросети активно трансформируют различные сферы человеческой деятельности, включая сферу образования. Их применение в учебном процессе открывает новые возможности для организации проектной деятельности обучающихся. Одним из ключевых этапов проектной деятельности является создание мультимедийных презентаций, предназначенных для представления результатов работы.

В качестве ключевых преимуществ применения нейросетей в процессе подготовки презентаций проекта можно выделить:

  • значительную экономию времени на рутинных операциях;
  • возможность персонализации контента;
  • доступ к профессиональным инструментам дизайна и аналитики;
  • развитие цифровых компетенций обучающихся.

Использование нейросетевых инструментов на этапе подготовки презентаций позволяет автоматизировать ряд задач: генерацию идей, подбор контента, дизайн слайдов, проверку грамотности и даже адаптацию материала под целевую аудиторию. Это значительно сокращает временные затраты, повышает качество результата и снижает нагрузку на участников проекта [1].

Оптимальный подход к применению ИИ и нейросетей предполагает разумное сочетание автоматизации технических процессов, глубокой содержательной работы учащихся и контроля со стороны преподавателя. При этом необходимо помнить, что нейросетевые технологии должны выступать в роли интеллектуальных ассистентов, а не заменять критическое мышление и творческий подход обучающихся.

Применение нейросетевых технологий для создания презентаций сопряжено с рядом ограничений, которые необходимо учитывать. Одним из ключевых недостатков является снижение уровня оригинальности и глубины содержания, поскольку нейросети зачастую воспроизводят уже известные факты. Кроме того, существует риск распространения недостоверной информации, так как искусственный интеллект может «галлюцинировать» – выдавать ложные факты или ссылки на несуществующие источники. Не менее важны и этические аспекты: необходимо указывать факт использования нейросетевых инструментов, соблюдать принципы академической честности, обеспечивать защиту персональных данных и авторских прав. Игнорирование этих требований может привести к нарушению норм научной этики [3].

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать ряд практических рекомендаций для эффективного и корректного использования нейросетей на этапе подготовки мультимедийных презентаций.

Во-первых, презентация должна отражать личный вклад учащегося, а не только работу ИИ. Нейросетевые инструменты могут использоваться как вспомогательные средства для генерации идей, составления черновиков, формулирования ключевых тезисов и построения логической структуры выступления. Однако окончательная редакция и выводы должны быть авторскими. Также будет этичным использовать нейросети для корректуры, улучшения стилистики текста и проверки грамматических ошибок [3].

Во-вторых, если часть работы или её оформление осуществлялись с помощью искусственного интеллекта, это должно быть честно указано (особенно в академических и научных работах).

В-третьих, важно учитывать, что современные нейросетевые модели могут воспроизводить фрагменты чужих текстов, изображений или идей без указания на источник. Для минимизации риска непреднамеренного плагиата рекомендуется использовать системы проверки оригинальности, такие как Copyscape, Turnitin, Google Reverse Image Search. Также целесообразно запрашивать у нейросети ссылки на источники информации. При этом следует помнить, что нейросеть может предоставить ссылку вне контекста или даже выдумать цитату – поэтому проверка достоверности источников остаётся обязательной [2].

В-третьих, немаловажно помнить, что современные нейросетевые модели могут воспроизводить фрагменты текстов или изображений без явного указания на источник. Для минимизации риска непреднамеренного плагиата рекомендуется использовать системы проверки оригинальности (например, Copyscape, Turnitin, Google Reverse Image Search). Также целесообразно запрашивать у нейросети ссылки на источники информации.

В-четвертых, качество генерируемого ИИ-ответа напрямую зависит от точности и детализации запроса – промпта. Чтобы создать эффективный промпт, нужно избегать абстрактных формулировок и использовать максимально точные и конкретные вопросы. Так же рекомендуется предоставлять нейросети подробный контекст, так как он может повлиять на точность и полноту ответа.

В-пятых, искусственный интеллект может «галлюцинировать» – то есть генерировать ложную информацию, несуществующие ссылки или неточные данные. Поэтому любая информация, полученная с помощью ИИ, должна быть обязательно проверена [2].

В-шестых, нейросетевые технологии могут быть использованы не только для создания и оформления презентации, но и для подготовки к её защите. Например, существуют специализированные сервисы, такие как Presentious AI, которые анализируют темп речи, громкость и паузы в выступлении, а также Hume AI, позволяющий записать презентацию и получить «тепловую карту» эмоций аудитории [3].

Считаем, что соблюдение предложенных рекомендаций будет способствовать повышению качества мультимедийных презентаций и формированию у обучающихся ключевых навыков работы с искусственным интеллектом, востребованных в современной профессиональной деятельности.

Однако важно сохранять баланс между возможностями цифровых технологий и принципами академической честности, а также между инновациями и традиционными образовательными ценностями.

Список литературы

  1. Искусственный интеллект в образовании: возможности, методы и рекомендации для педагогов : учебно-практическое пособие / под ред. С. О. Крамарова. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2025. – 99 с. – (Наука и практика). – ISBN 978-5-369-01968-9.– URL: https://znanium.ru/catalog/product/2173231 (дата обращения: 11.06.2025). – Текст : электронный.
  2. Искусственный интеллект в образовании: инструменты, вызовы и перспективы для студентов и преподавателей // Яндекс.Образование : [сайт]. – URL: https://education.yandex.ru/knowledge/iskusstvennii-intellekt-v-obrazovanii-instrumenti-vizovi-i-perspektivi-dlia-studentov-i-prepodavatelei (дата обращения: 16.06.2025). – Текст : электронный.
  3. Скрипниченко, П. Как применять искусственный интеллект в сфере образования / П. Скрипниченко – Текст : электронный. – URL: https://kontur.ru/talk/spravka/56138-iskusstvennyy_intellekt_v_sfere_obrazovaniya (дата обращения: 16.06.2025).
  4. Хан, С. Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта : научно-популярное издание / С. Хан. Москва : Альпина ПРО, 2025. – 192 с. ISBN 978-5-206-00384-0. URL: https://znanium.ru/catalog/product/2206682 (дата обращения: 16.06.2025). Текст: электронный.

                                                

© Нестеренко В. А., Дробахина А. Н., 2025

PDF