МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Комф Наталья Владимировна , Белокопытова Анна Николаевна

УДК 376

Н. В. Комф, А. Н. Белокопытова

N. V. Komf, A. N. Belokopytova

Комф Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории, ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», г. Абакан, Россия.
Белокопытова Анна Николаевна, учитель английского языка высшей категории, ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения», г. Абакан, Россия.

Komf Natalya Vladimirovna, teacher of history and social studies of the highest category, State Budgetary Educational Institution of the Russian Federation «Boarding school for children with visual impairments», Abakan, Russia.
Belokopytova Anna Nikolaevna, English teacher of the highest category, State Budgetary Educational Institution of the Russian Federation «Boarding school for children with visual impairments», Abakan, Russia.

 

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

METHODS OF SOCIAL DESIGNING AS A MEANS OF DEVELOPING SOCIAL COMPETENCIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS WITH DISABILITIES

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме применения технологии социального проектирования при обучении детей с ОВЗ. Приводятся примеры проектов, направленные на развитие социальной компетентности, формирования индивидуальной модели социального поведения детей с ОВЗ (в том числе в условиях дистанционного обучения).

Annotation. The article is devoted to the problem of using the technology of social design in educational system of children with disabilities. Examples of projects aimed at the development of social competence, the formation of an individual model of social behavior for children with disabilities (including in the context of distance learning).

Ключевые слова: социальное проектирование, организация социальных практик, организация образовательной деятельности для детей с ОВЗ.

Keywords: social design, organization of social practices, organization of educational activities for children with disabilities.

 

Под социальным проектированием в современной педагогике понимают специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [1].

Авторы статьи преимущества социального проектирования видят в отсутствии при применении данной технологии необходимости придерживаться детально прописанного плана действий с четко определенными целями, задачами и этапами. В процессе реализации социальных проектов деятельность организуется для решения конкретных социально-значимых проблем. Эта форма работы отвечает базовым потребностям детей в подростковом периоде, таким как потребность в развитии и обучении через жизненную практику (подросток не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт), потребность в интересных жизненных событиях, потребность в творческом самовыражении и самореализации [2].

Применение методов социального проектирования в образовательной деятельность учащихся всегда направлено на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения и так называемых «мягких» навыков, которые позволят нынешним ученикам эффективно и самостоятельно разрешать проблемные профессиональные ситуации в будущей профессиональной деятельности.

Это тем более востребовано при организации образовательной деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии, так как очевидно, что именно эти школьники оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации. Они ограничены в передвижении, ограничены в использовании сенсорных каналов восприятия, эти ученики не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, так как часто он остается им недоступен. Сложности в формировании высших психических функций, отрицательные эмоциональные переживания, и, как следствие, хроническая неудовлетворенность амбиций личностного характера могут приводить к патологическим изменениям в духовном мире подростка, искажениям в формировании личности [3].

В школе-интернате обучаются дети различных нозологических групп. Большинство из них имеют различную степень патологии зрения. Эти ребята обучаются очно, по традиционной классно урочной системе. Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и иммунной системы – это отдельная группа учащихся, для которой предусмотрено дистанционное образование. В этих условиях для школы важно не только обеспечить образовательный процесс, но и создать условия для полноценной социализации детей, лишенных возможности обучаться при непосредственном общении со сверстниками. С 2010 года Центре Дистанционного Образования, который является структурным подразделением школы-интерната реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции учащихся и их родителей. Это совместные экскурсионные поездки по Республике Хакасия, тематические встречи в школе, в местах отдыха в г. Абакане, на природе. При невозможности личного присутствия ребят школа обеспечивает их онлайн-участие в мероприятиях, используя современное техническое оснащение (на мероприятиях классов, школы: тематические классные часы, концерты, встречи с интересными людьми, школьные акции). Ребята имеют возможность участвовать во всех конкурсных мероприятиях школы как индивидуально, так и в командах.

Но опыт конкретного социального взаимодействия невозможен без участия в решении конкретных социальных вопросов, пусть и на уровне школьного понимания этих проблем. Именно поэтому успешная организации для наших учеников социальных практик во внеурочной деятельности является способом приобщения их к школьной жизни, формой включения таких детей в подростковую среду в процессе непосредственной коллективной деятельности.

В 2018 году группой педагогов школы-интерната был разработан курс внеурочной деятельности (кружок «ArtMile» («Миля искусства» ), предусматривающий создание красочного баннера, отражающего особенности нашего региона для презентации Республики Хакасия на XXIX Олимпийских играх в г.Токио. Этапы реализации проекта включали в себя следующее:

  1. Выбор школы-партнера: им стала школа из Японии, где так же обучаются ребята с различными отклонениями в развитии.
  2. Обсуждение темы будущего проекта, в ходе которой было решено выбрать тему «Мир, в котором мы живем».
  3. Поиск партнеров проекта в Республике Хакасия, ими стали:
    • Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова, работники которого проводили для учащихся школы-интерната экскурсии по истории Хакасии и хакасской древней культуры;
    • Заповедник «Хакасский», работники которого провели для наших ребят экологический урок.

В процессе реализации проекта школьники из Японии познакомились с культурой России, приглашая российских граждан, проживающих на территории страны, например, они проводили «Дни русской кухни».

Педагоги и учащиеся школы-интерната, в свою очередь, изучали культуру и быт народов Японии.

Работа над проектом проводилась с сентября 2019 года по февраль 2020 года. Совместное панно, посвященное культуре и природе двух народов, было создано и сегодня находится в Японии, так как предполагалось, что баннеры будут представлены на Олимпийский играх в Японии в 2020, как «Аллея дружбы», но, пандемия 2020 года не позволила завершить проект намеченным образом.

Безусловно, международный проект «Japan Art Mile» носит культурно-образовательный характер и способствует установлению взаимопонимания между различными нациями через искусство. Его задачей является воспитание поколения, которое уважает культуру различных народов и умеет сотрудничать в условиях глобализации международного развития.

В заключение была проведена скайп-встреча участников проекта, в ходе которой стороны поблагодарили друг друга и выразили надежду, что будут и другие совместные проекты.

Считаем важным, что одним из результатов участия в проекте стало повышение интереса и мотивации детей к обучению английского языка, так как общение участников проходило именно с его использованием. Данный опыт был положительно оценен родителями и другими учащимися школы-интерната.

Еще одним интересным опытом социального проектирования в 2018 году стал проект «Путешествия онлайн» с обучающимися Центра дистанционного образования (ЦДО), который состоял из двух подтем: «Почему урочище Сундуки является уникальным местом в мире?», «Могу ли я стать путешественником (на примере однодневного путешествия на Сундуки)».

При реализации проекта педагоги ЦДО решали задачи обучения школьников исследовательским методам, навыкам работы в команде знакомства с особенностями природы и культуры Хакасии.

Сначала ребята, разделенные на группы, определялись с видом проектной деятельности. Далее, идентифицировали задачи, разрабатывали план действий, анализировали источники информации и обменивались имеющимися материалами.

Самая интересной частью этого совместного дела, безусловно, стала туристическая поездка в места, определенные как темы проекта.

В заключении, был проведен коллективный анализ эффективности работы учеников и учителей и достигнутых результатов.

Первые два этапа проходили в дистанционном режиме, ребята и педагоги встречались, общались в общем чате: выбирали общую тему. Ей стал вопрос: «Могу ли я стать путешественником (на примере однодневного путешествия на Сундуки)», по итогам которого было решено создать информационный буклет об урочище «Сундуки» и словарь юного туриста «Путешествие за один день». Для ее освящения в проекте был организован всеохватывающий поиск информации об урочище «Сундуки» по различным вопросам: что говорят известные люди о путешествии в «Сундуки», когда лучше всего посетить это место, как должен вести себя турист в сакральных местах, доступные для инвалидов способы путешествия и т.д. Далее были определены: маршрут путешествия, расчет стоимости, согласовано минимальное снаряжение и питание. Наконец, однодневное путешествие в Урочище Сундуки состоялось, определены и будущие направления развития проекта – составление словаря юного туриста «Путешествие за один день»: разговорник на русском, английском, хакасском языках (с приложением по шрифту Брайля) и буклета «Урочище Сундуки – детский взгляд». Опыт проектной деятельности с вовлечением в нее учащихся с ОВЗ продолжен и в 2020 году – сейчас на стадии реализации в школе запущен совместный проект «Особенный туризм для особенных гостей», в котором ученики школы-интерната являются партнерами сообщества предпринимателей Республики Хакасия в сфере туризма, выступая в качестве экспертов туристических маршрутов. Эта деятельность активно поддерживается не только педагогами и детьми, но и родителями учащихся, что, безусловно, говорит о ее востребованности и полезности. Педагоги же получают здесь бесценный методический опыт работы с детьми с отклонениями в здоровье по направлению их социализации и адаптация в общественной жизни.

Список литературы

  1. Никитина, Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие [Электронный ресурс]. / Г. В. Никитина. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 33-35. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1334/
  2. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст]. / Е. В. Емельянова. – СПб. : Речь, 2008. – 336 с.
  3. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие [Текст]. / Т. В. Егорова. – Балашов : Изд-во «Николаев», 2002.

PDF