ВОЗМОЖНОСТИ CHATGPT В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Мониторинг образования с использованием ИИ (качественная аналитика, прогнозирование, надзор в административных целях)

Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Искусственный интеллект в образовании. Современные достижения и перспективы применения: в генерации знаний, управлении, обучении, оценке результатов обучения и формировании компетенций обучающихся»

22 мая 2023 г.

Авторы: Читайло Артем Иванович

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 004.89

А. И. Читайло

A. I. Chitailo

Читайло Артем Иванович, старший преподаватель, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Chitailo Artyom Ivanovich, senior lecturer, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ВОЗМОЖНОСТИ CHATGPT В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

POSSIBILITIES OF THE CHATGPT IN THE ORGANIZATION OF TEACHING

 

Аннотация. В статье приведены варианты применения нейросетевой модели ChatGPT в качестве вспомогательного инструмента для организации образовательного процесса.

Annotation. The article presents possibilities of using the ChatGPT neural network model as an auxiliary tool for organizing the educational process.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование.

Keywords: artificial intelligence, education, ChatGPT.

 

Развитие информационных технологий в современном мире демонстрирует не только количественные, но и качественные изменения. В 2022 году большой резонанс внутри заинтересованной части общества вызвал выпуск компанией OpenAI новой версии нейросетевой модели GPT-3 (Generative Pretrained Transformer). Ее модификация, более известная под названием ChatGPT [4], способна генерировать ответы, основываясь на обширном наборе текстов из Интернета, при этом общение с ChatGPT по логическим и семантическим связям очень напоминает общение с живым человеком. Задавая вопрос чат-боту, мы получаем не просто ссылку на информационный источник, как при работе с поисковой машиной, а развернутый ответ на естественном языке. ChatGPT имеет интерфейс обычного мессенджера, который отличается простотой и удобством для обычного пользователя, что, собственно, и определило его успех и широкое распространение. Предыдущие версии моделей GPT OpenAI, как и большинство подобных моделей других организаций, работали через API, поэтому взаимодействие с ними требовало специальных навыков и инструментов.

ChatGPT быстро продемонстрировал обширные возможности применения во многих профессиональных сферах, в том числе и в образовании. Хотя одними из первых почувствовали выгоду от его использования некоторые студенты, тем или иным способом облегчившие себе выполнение письменных работ (в частности, широкую известность получил случай, когда «написанная» с помощью ChatGPT выпускная квалификационная работа была принята и защищена), этим направлением варианты применения далеко не исчерпываются. Учителя уже нередко применяют ChatGPT для выполнения организационных и методических задач, отмечая при этом сокращение затрачиваемого времени [2]. Влияние ChatGPT признали настолько значительным, что в апреле 2023 года ЮНЕСКО выпустило краткое руководство под названием «ChatGPT и ИИ в высшем образовании» [6]. В данном документе говорится о том, что не нужно бояться использовать искусственный интеллект, а наоборот надо учиться его применять с положительным и эффективным результатом для процесса образования. Там же выделяют несколько вариантов использования ИИ: как генератора вариантов заданий, сократического оппонента, тренера по сотрудничеству, персонального тьютора, помощника в разработке и актуализации учебных планов, инструмента интерактивной учебной лаборатории, «мотиватора» в учебе и динамического оценщика.

Обобщая, можно выделить следующие возможности использования ChatGPT и его аналогов в образовании:

  • Создание контента. Материалы для лекций, лабораторных, презентаций и т. п.
  • Организационная деятельность и подготовка уроков. Написание подробных планов и технологических карт уроков и различных мероприятий.
  • Подготовка раздаточных и других материалов. Генерация изображений.
  • Написание инструкций или отзывов.
  • Помощь учащимся в выполнении домашних заданий.
  • Математические возможности. Решение арифметических задач, геометрические построения объектов и др.
  • Исправление и оценивание домашнего задания.
  • Генерация учебной аналитики. Помощь в мониторинге и оценивании качества обучения.
  • Поддержка дифференциального обучения. Разработка различных форм обучения, в том числе индивидуальных маршрутов, для людей с разными интеллектуальными и физическими возможностями.

В высшем образовании, в частности, можно выделить несколько ключевых направлений работы с чатом:

  • создание преподавателями учебных планов или рабочих программ дисциплин и рубрик оценивания;
  • создание студентами курсовых и дипломных работ;
  • подготовка практических заданий для экзаменов, что позволяет ученикам  проверить свои знания перед предстоящим экзаменом;
  • получение персонализированного отзыва о письменных заданиях для определения области роста и улучшения навыков письма.

При этом необходимо отметить ряд проблем, которые приносят подобные системы ИИ:

  1. в работах, созданных с помощью ИИ, нередко содержатся утверждения, которые искажают реальные факты или просто выдуманы;
  2. усугубляется тенденция к снижению навыков критического мышления и творчества;
  3. отмечается снижение уровня эмпатии, которую получают учащиеся.

На сегодняшний день отношение образовательных организаций к ChatGPT и аналогичным системам весьма неоднозначное. Ряд университетов запрещают их использование, опасаясь шквала плагиата (точнее говоря,  невозможности проверить степень участия студента в работе), другие же – активно используют чат-боты с ИИ. Представляется, что практика запретов не может быть долго эффективной и вопрос «использовать или нет» будет заменен на «как именно использовать». Более того, необходимо принимать во внимание, что появление СhatGPT может ознаменовать обесценивание традиционных письменных работ (эссе и подобных), которые много лет считались одной из основных форм оцениваемой учебной работы, несмотря на продолжающееся совершенствование инструментальных средств выявления заимствований (соответствующие инструменты выпустила и OpenAI [3]). В этой ситуации, помимо пересмотра способов оценивания достижений учащихся, необходимым является подчеркивание для учащихся важности самостоятельного выполнения работ, а также четкие предварительные инструкции, какие варианты использования ИИ считаются допустимыми, а какие – нет.

ChatGPT и аналогичные нейросетевые модели – это сравнительно новые инструменты, и тем удивительнее, с какой скоростью они проникают в различные сферы человеческой деятельности. При этом сами они также быстро развиваются, появляются новые версии и модификации (например, GigaChat – мультимодальная нейросеть Сбера [5]), которые позволяют им работать более эффективно и находить все новые применения. В этой ситуации лучшим вариантом видится интеграция обсуждаемых инструментов в образовательный процесс, в противном случае можно быстро оказаться в ситуации безнадежно отстающего. Само собой, на этом пути есть множество проблем и противоречий (в добавок, неоднозначен вопрос о необходимости моратория на развитие сложных нейросетевых моделей [1]), но мы уверены, что изучая технологические принципы, ограничения, оценивая риски, достоинства и недостатки инструмента, возможно найти варианты его эффективного применения.

Список литературы

  1. ТАСС. Билл Гейтс выступил против моратория на обучение мощных систем искусственного интеллекта [сайт]. – URL : https://tass.ru/obschestvo/17446009 (дата обращения : 25.04.2023).– Текст : электронный.
  2. Forbes. How ChatGPT Is Fast Becoming The Teacher's Pet. – URL : https://www.forbes.com/sites/emmawhitford/2023/03/25/how-chatgpt-is-fast-becoming-the-teachers-pet/ (датаобращения : 25.04.2023). – Текст : электронный.
  3. OpenAI. AItextclassifier. – URL : https://platform.openai.com/ai-text-classifier (датаобращения : 25.04.2023). – Текст : электронный.
  4. OpenAI ChatGPT : сайт. – URL : https://openai.com/product/chatgpt (дата обращения : 25.04.2023). – Текст : электронный.
  5. Sber. GigaChat : сайт. – URL : https://developers.sber.ru/portal/products/gigachat (дата обращения : 25.04.2023). – Текст : электронный.
  6. UNESCO. ChatGPT and Artificial Intellegence in higher education. Quick start guide : сайт. – URL : https://www.iesalc.unesco.org/wp-content/uploads/2023/04/ChatGPT-and-Artificial-Intelligence-in-higher-education-Quick-Start-guide_EN_FINAL.pdf (дата обращения : 25.04.2023). – Текст : электронный.
PDF