ПОДГОТОВКА ИНФОРМАТИКОВ-АНАЛИТИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Раздел: Разработка методического обеспечения
Журнал: Методика обучения студентов педагогических вузов
3 декабря 2009 г.
Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна
И. В. Сликишина
ПОДГОТОВКА ИНФОРМАТИКОВ-АНАЛИТИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Открытие новой специальности «Прикладная информатика в образовании» в Кузбасской государственной педагогической академии способствовало созданию новых рабочих программ по некоторым дисциплинам подготовки специалистов. Одной из таких дисциплин стала «Реинжиниринг бизнес-процессов в образовательном вузе».
В соответствии со стандартом специальности «Прикладная информатика в образовании», нашим вузом подготавливаются специалисты, которые будут востребованы департаментами образования, в сфере дополнительного образования и непосредственно в учебных заведениях. В результате подготовки специалист «Информатик-аналитик в области образования» должен будет обеспечивать следующие процессы:
- создание информационной среды глобального и локального уровня
- внедрение информационных и коммуникационных технологий во все сферы деятельности учебного заведения
- проектирование, разработку и поддержку информационных объектов и др.
Рассмотрим проблему коммерциализации учебных заведений в современном обществе. В классической экономической теории, образовательное учреждение не может приносить прибыль, потому что это затратное предприятие. Государственная политика развитых стран поддерживает идею постоянных капиталовложений в сферу образования. Здесь работают экономические законы развития общества, в соответствии с которыми, чем больше средств вложено в образование, тем выше прибыль от специалистов на рабочих местах в будущем. В наши дни, в России, вследствие повсеместной капитализации, даже учебные заведения перестроились на коммерческую деятельность. Это сказалась на всех уровнях образовательной системы - начиная с детских садов и заканчивая вузами.
Кроме вышеупомянутой проблемы, в 90-х годах прошлого века, был очень низкий уровень рождаемости в Российской Федерации. Поэтому вузы страны сейчас испытывают острый дефицит абитуриентов, что вызывает всплеск конкурентной борьбы.
Поэтому, естественным выходом из создавшейся ситуации является реинжиниринг бизнес процессов вуза. В процессе подготовки специалистов, способных решить поставленную задачу, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- Понятие реинжиниринга.
- Бизнес процессы современного вуза.
- Базовые методологии реинжиниринга бизнес процессов.
- Применение ИТ в качестве основной методологии реинжиниринга бизнес процессов вуза.
Поскольку первые три вопроса достаточно хорошо освещены специалистами [1,2], остановимся на четвертом.
Основа деятельности специалиста в реинжиниринге - это моделирование процессов. Моделирование свойственно любой деятельности, особенно процессуальной. Моделирование с применением информационных технологий - это основная практическая составляющая подготовки специалистов в области «Прикладная информатика в образовании».
В качестве основного инструмента используем простейшее средство из пакета свободного программного обеспечения - Ubrello, Это средство для работы с диаграммами UML, которое, как утверждают разработчики, может быть полезным и в процессе разработки программного обеспечения, особенно на стадиях анализа и проектирования. Поскольку стадия анализа и проектирования - наиболее важная стадия реинжиниринга любого бизнес процесса, можно считать владение основами UML - обязательным пунктом подготовки специалиста «Информатик-аналитик».
Как дополнение к бесплатному ПО, можно использовать ReThink фирмы Gensym - программный инструмент для графического проектирования, моделирования и оперативного управления бизнес процессами. При использовании ReThink появляется возможность исследовать альтернативные решения благодаря легкому в использовании, по словам пользователей, моделированию и инструментальным средствам программного обеспечения. G2 ReThink быстро отвечает на такие вопросы как:
- Где находятся узкие места в моей работе, и как я могу изменить потоки, принципы и практические методы для того, чтобы их ликвидировать?
- Как я могу гарантировать, чтобы мои производственные процессы были достаточно гибкими для того, чтобы в будущем можно было соответствовать изменяющимся уровням потребностей и ресурсов?
- Какие ресурсы нам потребуются для того, чтобы удовлетворять требуемым уровням обслуживания по новой сфере деятельности?
Используя программы моделирования, студенты специальности «Прикладная информатика в образовании» получат следующие навыки: структурирование информации в определенной предметной области, построение дерева целей любого процесса, распределение ролей между участниками любого процесса, распределение ресурсов между потребителями и др. В дальнейших статьях мы планируем рассмотреть вопросы теоретической и практической подготовки специалистов по дисциплине «Реинжиниринг бизнес процессов в образовательном учреждении».
Литература
1. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Основные принципы построения конкурентной модели управления бизнес-процессами в современном высшем образовательном учреждении. - Материалы конференции Управление экономическими системами: концепции стратегии и инновации развития, 2007г., г.Хмельницкий
2. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи: Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. Изд-во Манн, Иванов и Фербер 2007, 288 с.
3. Попов Э.В., Шапот М.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии. - Открытые системы, 1996г.. 31 Постоянный URL статьи http://www.osp.ru/os/1996/01/178805/
4. Приложение G2 ReThink для управления производственными процессами на основе правил. http://www.ntpdubna.ru/rethink.htm
5. Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. - Материалы семинара "Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании". Москва: ЦРДЗ, 1996.