ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного физического образования

1 июля 2016 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Васильева Ольга Валерьевна

А. А. Васильев, О. В. Васильева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

Современная система образования столкнулась с серьёзным противоречием: необходимость освоения всё большего и большего предметного и метапредметного учебного материала, его усложнение и абстрагирование, необходимость формирования универсальных учебных действий столкнулось со снижением учебной мотивации у школьников, их «перегруженностью», увеличением количества не освоенных или не в должной мере осмысленных элементов учебного материала.

Для разрешения этого противоречия и повышения качества и эффективности образовательного процесса с позиций как государственного и общественного заказов, так и личностных потребностей в российской системе образования были внедрены федеральные образовательные стандарты второго поколения.

Современная образовательная доктрина предполагает базирование системы образования на фундаменте, состоящем из системно-деятельностного подхода, дифференцированного обучения и практико-ориентированности. Эти элементы не новы, но впервые они получили столь массовое, целенаправленное, планомерное внедрение. Основной из главных задач педагога  является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Введение ФГОСов второго поколения обострило «знаниевую»  проблему. Количество времени, отводимое на изучение предмета, не изменилось, а в некоторых случаях даже несколько уменьшилось. Количество знаний, умений, способов деятельности, которые должен освоить ученик, увеличилось. Кроме того, учителю необходимо организовать учебный процесс так, чтобы целенаправленно формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия, общее число которых – около пятидесяти. Каким образом учителю организовать работу учащихся, чтобы активизировать их познавательную деятельность, сделать их полноправными субъектами учебного процесса, обеспечить при минимальных временных затратах  максимальный эффект освоения учащимися учебного материала, способов деятельности? Формирование каких универсальных учебных действий сделать приоритетными?

Стандартные схемы, методы организации занятий не всегда позволяют решить поставленные педагогом профессиональные задачи. Требуется изменить сам подход к структуре организации занятия.

Понятие «современный урок» было введено в практику в 70-х годах прошлого века. Его структура включала следующие элементы: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление изученного, контроль усвоения ЗУНов, домашнее задание.

Отличительной особенностью урока в настоящее время является активное вовлечение учащихся в деятельность на всех этапах, организация проектной деятельности различной продолжительности. Вследствие этого урок как завершённый элемент учебного процесса продолжительностью 45 минут должен быть трансформирован в занятие, длительность которого может быть и несколько уроков. При этом современное занятие может иметь структуру, представленную на рисунках 1,2.

На этапе актуализации знаний учитель создаёт условия для активной деятельности учащихся, результатом которой является формулирование проблемы, цели занятия, определение его этапов. Этот этап требует от учителя педагогической виртуозности и профессионального мастерства, он должен быть достаточно непродолжителен, привести самостоятельно ученика к результату – определению темы, цели и плана работы по  её реализации.

На этапе «основная часть» ученикам предлагается посредством индивидуальной или групповой деятельности найти крупицы «знания», которые в итоге, как мозаика, позволять сделать вывод и получить «целостное знание», являющееся результатом и итогом работы по достижению сформулированной ранее цели.

В итоговой части урока осуществляется формулирование и осмысление результата работы, оценка и рефлексия деятельности как группы в целом, так и каждого учащегося. Большое значение для учебной мотивации и  формирования личностно-значимой оценки опыта деятельности приобретает обсуждение перспективы применения полученных результатов в учебной деятельности, в быту, в профессии.   

Подобная структура урока может быть успешно реализована на основе ситуационных задач.

В качестве примера рассмотрим два урока: - урок физики в 8 классе «Исследование процесса остывания чая» и урок информатики в 7 классе «Информационные модели».

Урок «Исследование процесса остывания чая» является обобщающим по теме «Виды теплопередачи».

В водной части занятия с учениками обсуждается актуальность проблемы «как быстрее остудить чай утром, когда опаздываешь». Затем ребятам предлагается прочитать текст, в котором приводятся выдержки с различных форумов о том, как можно быстрее остудить чай. Учащиеся заносят найденные  в тексте способы в таблицу, определяют наиболее приемлемые с точки зрения практической реализации. По результатам работы класс приходит к формулировке темы урока, определяет цель занятия «Выявление эффективных способов охлаждения чая». В основной части занятия учащиеся делятся на микрогруппы, каждая из которых получает  мини проектное задание, например, «Исследовать  быстроту остывания чая посредством помешивания», «Исследовать быстроту остывания чая посредством добавления сахара сразу после добавления заварки»,  «Исследовать быстроту остывания чая посредством добавления сахара через 10 минут после добавления заварки», «Исследовать быстроту остывания чая, если он находится в алюминиевой, фарфоровых кружках», «Исследовать быстроту остывания чая посредством помещения на крышку кружки льда» и т.д. Быстроту, эффективность и наглядность при проведении опытов обеспечивают компьютеризированные лаборатории, например, серии «НР». На этом этапе занятия роль учителя минимальна – он выступает по мере необходимости в роли консультанта. Учащиеся активно взаимодействуют друг с другом внутри микрогрупп. В заключительной части каждая группа презентует результаты своей работы, рассказывает о трудностях, возникших при выполнении задания. Итоги работы каждой группы отражаются в таблице, анализ которой позволяет ребятам сделать выводы о том, как практичней охлаждать чай.  Учитель вместе с учениками обсуждает характер  остывания чая, способы его охлаждения, предлагает им самостоятельно дома найти ещё способы и проверить на практике.

Урок информатики в 7 классе «Информационные модели» предполагает знакомство учащихся с видами информационных моделей.

В водной части занятия учащимся предлагается придумать дом своей мечты и представить его характеристики (описать его). В ходе дискуссии ребята приходят к выводу о том, что это можно сделать посредством трёх видов информационных моделей: образной, знаковой, смешанной. Каждая из этих моделей может включать в себя несколько способов представления. Учащиеся совместно с учителем формулируют   цель урока «Описание дома своей мечты посредством различных информационных моделей». В основной части занятия ребята индивидуально или в микрогруппах выполняют проектное задание по представлению информации о своём доме.  В заключительной части каждый из участников озвучивает результаты своей работы, обращая внимание на то, какую и почему он выбрал модель для описания той или иной информации о своём доме. По итогам выступления учащиеся делают вывод о том, в каком случае какая информационная модель будет эргономичнее и нагляднее.  

Ситуационная задача позволяет активизировать познавательную деятельность учащегося, преобразовать рассматриваемую проблему в личностно-значимую, создать мотивацию к изучению данного материала, сделать ученика сопричастным ко всем этапам занятия – от формулирования темы задания до интерпретации, анализа и рефлексии его результатов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Васильев А.А., Спиридонова Е.Г. «Особенности организации внеурочной деятельности по физике и химии в соответствие с ФГОС» [электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.arsu.kz/ru/content/
  2. Васильев А.А. Акмеологический подход к профессионально-педагогической подготовке современного учителя физики [текст] / Приоритеты развития высшего образования России: Сборник материалов научных и методических трудов научно-педагогических работников. В 4-х ч. – Ч.1. Современные тенденции развития высшего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2014. – С. 213-220.
  3. Материалы работы методической школы «Лаборатория профессионального мастерства - 2015» [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.drofa.ru/
  4. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 237 с.
  5. Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений. Методическое пособие / Г.Г. Никифоров и др. – М.: Дрофа, 2005. – 396 с.
PDF