КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителей технологии
Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом
27 декабря 2016 г.
Авторы: Литова Зоя Александровна
УДК 37.035.3
З. А. Литова
Z. A. Litova
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN TECHNOLOGICAL ACTIVITIES
Аннотация. В статье приводится Концепция развития творческой активности школьников в технологической деятельности, раскрывается её структура и содержание.
Annotation. This article brings the concept of development of creative activity of students in technological activities; it reveals its structure and contents.
Ключевые слова: концепция, творческая активность, технологическая деятельность.
Keywords: concept, creative activity, technological activity.
В последние годы школа всё решительнее поворачивается к решению задач творческого развития учащихся. Задача эта сложная, базирующаяся на научной основе, требующая перестройки всей системы обучения, изучения и внедрения передового опыта в этом направлении. К сожалению, большинство исследований в области творческого развития личности ещё не носят массового характера, проводятся ради экспериментальных научных целей в ограниченный период времени и после истечения определённого срока эта деятельность затихает и постепенно прекращается. Для её поддержания и развития в учебных заведениях, кроме декларирования вышестоящими органами образования необходимости творческого развития личности школьника, необходима поддержка заинтересованности педагогических коллективов в работе по этому направлению в том числе и на государственном уровне.
В настоящее время каждое учебное заведение проводит научно-методическую работу, определяет тему исследования. Одной из таких тем может быть развитие творческой активности школьников в технологической деятельности. Предложим концептуальную идею, на которой базируется данная тема. Возможно, она заинтересует педагогических работников перед которыми стоит такой выбор.
Концепция развития творческой активности школьников в технологической деятельности заключается в том, что на основе технолого-эвристического подхода к структурированию содержания построена модель и технология развития творческой активности школьников в технологической деятельности, сочетающая в себе усвоение базовых знаний с формированием индивидуальной творческой траектории для каждого школьника, обеспечивающая оптимальную реализацию интересов личности, их активную жизненную позицию и возможность успешной адаптации в условиях современного технологического общества [1].
Концепция включает три относительно самостоятельных компонента:
- технологический: систему знаний, на основе которой формируются как теоретические знания о технологической деятельности, так и практические трудовые умения и навыки как автоматизированные компоненты умений (инвариантная часть содержания обучения);
- эвристический: овладение системой знаний, способствующих развитию творческой активности школьников в технологической деятельности к созданию образовательной продукции, выработке индивидуальной творческой траектории и качеств творчески активной в технологической деятельности личности (вариативное содержание обучения);
- педагогический, обусловливающий сочетание технологического и эвристического аспектов с помощью разработки и функционирования модели и технологии развития творческой активности школьников в технологической деятельности, способствующих образованию индивидуальной творческой траектории, обеспечивающей их активную жизненную позицию с оптимальной реализацией интересов личности и возможностей успешной адаптации в современном технологическом обществе.
Основу концепции составляют следующие положения [1]:
- Формирование технологических знаний и трудовых умений осуществляется на основе интеграции теоретического обучения с потребностями учащихся в практической деятельности и их личными ценностными ориентациями.
- Овладение учащимися творческими умениями к технологической деятельности, осуществляется на основе освоения вариативной части содержания воспитания и обучения модели развития творческой активности школьников в технологической деятельности сочетающейся с их личными интересами и жизненными планами.
- Оптимизация педагогического воздействия на процесс развития творческой активности школьников в технологической деятельности, достигается за счёт подготовленности педагогического коллектива к предстоящей работе, последовательного роста и развития творческой активности школьников в технологической деятельности, сочетающегося с формированием их индивидуальной творческой траектории.
Концепция включает в себя закономерности, принципы, педагогические условия, содержание, технологию, критерии, систему диагностики и оценки результатов развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Для более глубокого понимания концепции дадим некоторые, разработанные нами определения и пояснения.
Технологическая деятельность – это целенаправленная организованная и упорядоченная человеческая деятельность (и изучение этой деятельности), имеющая определённый алгоритм, стандарт или норматив, критерии оценки; связанная с процессом природосообразного и культуросообразного изменения окружающего мира в различных областях: материальной, духовной, социальной, – опирающаяся на научные знания, опыт, интуицию.
Творческая активность школьников в технологической деятельности – это интегративное качество личности, которое проявляется в ценностном отношении к творчеству в технологической деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творческой деятельности, развивается в поисково-исследовательской деятельности и находит выражение в её результатах [1].
Оно объединяет признаки, свойственные активности к творчеству и человеческую инновацию в технологической деятельности. Это не отдельная черта характера, а целый комплекс её составляющих. Основные из них:
1) устойчивый интерес к творческой технологической деятельности;
2) технологическая грамотность;
3) технологическая культура;
4) изобретательность;
5) гибкость мышления;
6) нестандартность мышления;
7) сообразительность;
8) находчивость;
9) зоркость в поисках проблемы;
10) лёгкость в генерировании идей.
Нами выделены закономерности развития творческой активности школьников в технологической деятельности:
- уровень развития творческой активности ученика в технологической деятельности зависит от уровня творческой активности в технологической деятельности учителя;
- приобретение опыта творческой деятельности учащихся возможно только при включении их в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач.
В основе процесса развития творческой активности школьников в технологической деятельности лежит ряд принципов: принцип индивидуально-творческого развития, проектирования окружающей среды, приобретения личного опыта творческой деятельности, овладения и оперирования технологическими знаниями.
Предлагаемая нами концептуальная модель развития творческой активности школьников в технологической деятельности состоит из восьми блоков: методология педагогической деятельности, цели обучения и воспитания, мотивация развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, содержание обучения и воспитания, процессы обучения и воспитания, проектная деятельность, педагоги и учащиеся.
Эффективность функционирования педагогических систем зависит от таких параметров её компонентов, как соответствие целей воспитания и обучения реальному состоянию ноосферы, диагностичность целей, уровень квалификации учителей, генетические и социальные параметры учащихся, уровень развитости методологии педагогической деятельности, соответствие содержания воспитания и образования поставленным целям и реальному состоянию ноосферы, уровень мотивации познавательной деятельности учащихся в процессе воспитания и обучения, соответствие процесса воспитания и обучения и его организационных форм поставленным целям, специфике содержания воспитания и образования, уровню квалификации педагогов.
Нами также выделены организационно-педагогические, психолого-педагогические и социально-педагогические условия [2].
Организационно-педагогические условия определяются дифференциацией учащихся по группам и одновременно выстраиванием индивидуальной творческой траектории; педагогическим обеспечением смены одного этапа становления творческой активности старшеклассника другим, последовательным продвижением к более сложным этапам; обеспечением доступности решения задач для каждого на максимальной высоте сложности; технологической грамотностью старшеклассников; повышением профессиональной компетентности педагогов; организацией внеурочной и кружковой деятельности технической направленности; профессиональной ориентацией на профессии технического профиля.
Психолого-педагогические условия обусловливаются учётом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечением благоприятного морально-психологического климата и гуманистической окружающей среды; гуманизацией образовательного процесса; активным участием самого подростка в формировании творческой активности в технологической деятельности; мобилизацией средств саморегуляции личности, в структуру которых входят: самооценка, самоанализ, самоконтроль себя и своей деятельности; эффективностью диагностики процесса.
Социально-педагогические условия определяются социально-ценностной мотивацией; реальной модернизацией образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности учащегося; сотрудничеством с родителями, учреждениями дополнительного образования, предприятиями.
Список литературы
- Литова З.А. Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности: дисс. докт-ра пед. наук, Ярославль, 2005. – 413 с.
- Литова З.А. Организационно-педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности // Учёные записки КГУ. – № 2. – 2006 г. http: // lib. Kursk.ru / index. php /electronnyj – catalog.
- Литова З.А. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях // Народное образование. – 1999. – № 10. – С.173–176.