ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел: Модернизация профессионального образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Степанова Ольга Леонидовна

О. Л. Степанова

O. L. Stepanova

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

INFORMATION TECHNOIOGIES AND SOCIALIZATION OF THE TRAINED

Аннотация. В статье описаны особенности социализации молодежи в условиях информатизации образования. Показано, что изменение институтов, каналов и механизмов социализации под воздействием интернета, социальных сетей и информационных технологий вызывает изменения самого процесса социализации и его результатов. Это требует изменения всей системы образования как важнейшего элемента социализации индивида.

Annotation. In article features of socialization of youth in the conditions of education informatization are described. It is shown that change of institutes, channels and mechanisms of socialization under the influence of the Internet, social networks and information technologies causes changes of the process of socialization and its results. It demands change of all education system as most important element of socialization of the individual.

 

Информационные процессы и виртуальная реальность вносят свой, специфический, вклад в процесс социализации молодежи. Изменения касаются всех аспектов социализации: институтов, агентов, каналов и механизмов. В связи с этим изучение характера влияния информатизации вообще и информационных технологий на процессы социализации обучающихся крайне необходимо.  

Социализация – это процесс интеграции индивида в  различные типы социальных общностей посредством усвоения им всей совокупности имеющихся в обществе социальных ценностей, норм, поведенческих стереотипов, элементов культуры, на основе которых формируется социально значимые черты личности. Сущностью процесса социализации обучающихся является усвоение ими социального опыта, получаемого в процессе общения, учебной и внеучебной деятельности и взаимодействия, преобразование этого опыта в собственные ценности, установки, ориентации,  его активное воспроизведение через деятельность в системе социальных связей и отношений.

Вторжение в жизнь человека виртуальных форм общения не отменяет необходимости и закономерностей непосредственного общения между людьми. Более того, новые формы опосредованного общения базируются на этом опыте «живого» общения человека, а все социально-психологические реакции и вытекающие из них социально-педагогические эффекты экстраполируются на все процессы, протекающие в информационной социализации [1; 4]. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме peaльного времени» в любой точке мира, не выходя из дома [5].

Интернет занимает ключевую позицию в современном информационно-коммуникационном пространстве, обеспечивая доступ человека к медиа и информационным ресурсам различного типа и вида. Виртуальный мир отодвигает на второй план классические институты социализации – семью, школу, реальных друзей и сверстников [1, с. 36].  Можно поспорить с мнением Н.В. Уголькова о том, что Интернет для старших школьников стал альтернативным институтом социализации [12, с. 151], посредством которого происходит формирование составляющих информационной культуры, информационного мировоззрения, опирающейся на понимание выдающейся роли информации в общественной жизнедеятельности человека. Но мы солидарны с автором в том, что интернет не должен заменить и подменить роль классических институтов социализации молодежи и что необходимо учитывать (и использовать) уникальный социально-педагогический потенциал социализирующей интернет-среды – ее доступность, мобильность и оперативность, относительную безопасность и анонимность, свободу самовыражения, способные активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации старших школьников в Интернете. Интернет – мощный агент социализации применительно не только к сетевым сообществам, но и к тому реальному обществу, в котором человек живет [9, с. 85]. Главный парадокс социальных сетей в том, что он сближает людей, находящихся далеко, но отдаляет от тех, кто находится рядом с нами [10].

Вместе с тем, следует помнить о негативном влиянии интернета и компьютерных технологий. Социальные сети, будучи прогрессом для общества в целом, стали регрессом для межличностного общения между людьми. У человека, коммуницирующего преимущественно в социальных сетях, затрудняется установление и воспроизведение реальных взаимодействий, понимание социального устройства и нюансов взаимоотношений [6, 7]. По мнению ученых, компьютеризация современного общества в ряде случаев приводит к стойкому зависимому поведению, сравнимому с другими видами аддикции. Более того, китайские ученые отметили, что Интернет-зависимость имеет разрушительную силу относительно и физического здоровья человека [11, с. 439].

Следует подчеркнуть наиболее негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества личности: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. Воздействие виртуальной коммуникации на пользователя, при высокой интенсивности, продолжительности и частоте виртуальных контактов, может привести к подмене реального живого общения его виртуальным суррогатом, лишенным многих необходимых компонентов [2, с.37]. При выраженной компьютерной и Интернет аддикции наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека [11, с. 441]. Нарушение социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера.

Стихийность социализации подрастающего поколения обусловлена его неспособностью в силу возраста самостоятельно оценивать риски и ограничения в использовании Интернет-ресурсов [2, с. 84]. Нечеткость и множественность социальных норм в виртуальном пространстве влечет за собой размывание границ представлений о нормативном и ненормативном, допустимом и недопустимом поведении. Порождение новых сетевых форм коммуникации опосредует формирование разнообразных схем интерпретации поведения, что может стать источником затруднений в понимании себя и других людей, барьером в адаптации к сложным жизненным ситуациям. Ограниченный сенсорный опыт пребывания в Сети при увеличении времени взаимодействия в информационном пространстве опосредует формирование особого хронотопа образа мира как «вечно длящегося настоящего», феноменов растяжения-сжатия пространства и ощущения легкости действий, размывание границ между реальным и виртуальным, вымышленным и действительным [3, с. 4].

Все это определяет значимость и остроту комплексной междисплинарной проблемы социализации подрастающего поколения в условиях информатизации общества.

Сегодня процесс социализации личности молодого человека в значительной степени осуществляется в виртуальной реальности, создаваемой интернетом и виртуальными технологиями. Такие важные изменения требуют необходимости изменения всей системы образования как важнейшего элемента социализации индивида. Педагогическая деятельность по осуществлению социализации обучающихся должна быть направлена на внедрение социально-педагогических технологий позитивного использования интернета, информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей [8, с. 224].

Новые механизмы социализации и воспитания личности, связанные с современными информационными технологиями, требуют использования в образовательном процессе более современных, технологичных, привлекательных для подростков форм образовательного взаимодействия, среди которых сетевые формы – наиболее эффективные и экономичные.

Список литературы

  1. Баткаева Е.Р. Феномен виртуализации: социологический аспект. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, 2012. – № 28. – С. 35-37.
  2. Беляева А.В., Штакк Е.А. Профилактика интернет-зависимости подростков как проблема изменяющейся теории воспитания.   // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика, 2014. – №4. – С. 82-87.
  3. Богдановская И. М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков //Психологическая наука и образование psyedu. Ru, 2015. –  Том 7.  – № 1. – С. 1-11
  4. Гордин А.И. Информационная социализация: социально-педагогический аспект // Современные исследования социальных проблем  (электронный научный журнал), 2016. – №2 (58). –  С. 3-12.
  5. Комарова И. В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе об учения / И. В. Комарова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 90–96.
  6. Кузьмина К.Е. Особенности социалиации личности в современном мире // Личность в пространстве и времени.  . 2015. – № 5. –  С. 131-137.
  7. Максимова О.А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве. // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. – № 22 (313). – С. 6-10.
  8. Маракушина И.Г. Педагогические технологии позитивного использования социальных сетей // Инновационные технологии в науке и образовании, 2015. - №1 (1). –  С. 223-224.
  9. Панова Н.В. Роль личности педагога и интернет-ссобщества в социализации подростка //  Актуальные вопросы современной науки, 2014. –  № 35. – С. 81-86.
  10. Попкова Т.А., Ярцев А.А. Педагогическая профилактика влияния социальных сетей на социализацию обучающихся //Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2015. –  Т. 1, № 3 (4). –  С. 346-348.
  11. Сычева О.В., Евтихиев Д.С. Компьютерная аддикция как фактор социальной дезадаптации несовершеннолетних // Вестник ТОГИРРО, 2014. – №3 (30). – С. 438-441
  12. Угольков Н.В. Интернет как институт социализации старших школьников : дисс.  канд.пед.наук, 13.00.01. /Угольков Николай Владимирович. – М., 2012. – 191 с.
PDF