ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ И СВЯТЫЕ МЕСТА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛАДЕЗЬ РОДНОГО КРАЯ

Раздел: Теория и практика обучения школьников

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Вервекин Валерий Григорьевич , Логунова Елена Павловна

УДК 371

Е. П. Логунова, В. Г. Вервекин

E. P. Logunova, V. G. Vervekin

Логунова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясинецкого», г. Новокузнецк.
Вервекин Валерий Григорьевич, к.п.н., учитель технологии, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого», г. Новокузнецк.

Logunowa Elena Pawlowna, teacher of Russian language and literature, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.
 Vervekin Valery Grigorievich, Ph.D., technology teacher, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ И СВЯТЫЕ МЕСТА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛАДЕЗЬ РОДНОГО КРАЯ

ORTHODOX CHURCHES AND HOLY PLACES AS THE HISTORIC STOREHOUSE OF NATIVE LAND

Аннотация. В статье раскрывается содержание экспериментальной проектной деятельности по ознакомлению подрастающего поколения с православной культурой родного края, интегрированным подходом при оформлении результатов.

Abstract. The article reveals the contents of the experimental, project activities to familiarize the younger generation with the Orthodox culture of his native land, the integrated approach in the design of results.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, русский язык, технология, православная вера.

Keywords: inclusive education, Russian language, technology, Orthodox faith.

 

В 2016 году в «Православной гимназии» с апреля месяца проводится проектная деятельность при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива». Цель этой работы познакомить гимназистов «Православной гимназии во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого» со святыми местами и памятниками православной культуры. Учителя и гимназисты посетили святые места города Салаира: Храм и Святой источник Петра и Павла. Гостеприимно встретила нас и Горная Шория. В поселке Мундыбаш мы побывали в храме Успения Пресвятой Богородицы и в часовне Андрея Первозванного. В Междуреченске посетили Храм Всех Святых и часовню Святой великомученицы Варвары, которая является покровительницей шахтерского труда. Особое впечатление произвел на всех храм Троицы Живоначальной, который находится в небольшом шахтерском городке Осинники. Этот величественный храм, как будто бы приглашал с ним поздороваться и окунуться в божественную благодать. Конечной остановкой был Свято-Ильинский источник. Завершающей экскурсией была поездка в храм Целителя Пантелеимона в п. Кузедеево. Этот воскресный осенний день подарил нам много положительных эмоций. Святой источник и фотографии, сделанные на память, навсегда останутся в наших сердцах и душах.

Во время экскурсий гимназисты познакомились с историей храмов, внутренним убранством, святынями, иконами, панагиями. Преподаватели вместе с ребятами делали фотографии, обмер здания церкви и святых мест (поклонных крестов, святых источников).

Вместе с нами в мероприятиях участвовали студенты мобильной педагогической бригады Физико-математического и технолого-экономического факультета [6]. Для детей воскресных школ посещаемых приходов во время экскурсий они проводили мастер-классы по гончарному, свечному, ткацкому, ложкарному ремеслам и художественной обработке кожи. Как показывает практика, эти традиционные православные ремесла очень интересны детям [3,5]. Зачастую к этой работе присоединяются и взрослые. С огромным интересом они ткут пояса, выкручивают на гончарном круге различные чаши и подсвечники.

Знакомство с ремеслами дает возможность познакомиться с основами православной культуры, ее историей [2]. Дети узнают для себя очень много нового, студенты получают весомую педагогическую практику по внеклассной работе с детьми [5].

Бригада существует восемь лет и за это время проехала Алтайский край, республику Алтай и Хакассию, Кемеровскую область. Студенты проводили мастер-классы с детьми коренных малочисленных народов шорцами, телеутами и др. по кузнечному ремеслу, изготавливали луки, стрелы, лыжи, проводили курс молодого охотника, изготавливали национальные куклы [1]. Именно проведение мастер-классов во время работы с детьми, как показывает практика, дает положительные результаты в духовно-нравственном воспитании [4], в том числе и при знакомстве со святыми местами родного края.

После экскурсий гимназисты написали сочинения, выпустили стенгазеты. С учителем технологии Православной гимназии В.Г. Вервекиным и выпускником ТЭФ КузГПА А.С. Мареевым мальчики изготовили макеты.

15 октября был организован Круглый стол», где дети рассказывали о проделанной работе, читали сочинения, делились впечатлениями, показывали макеты. Устные выступления гимназистов еще больше вдохновили гостей, которым захотелось посетить эти святые места.

Хочется зачитать строки из сочинения ученика 9 класса Назара Коренга, который писал про храм Всех Святых (г. Междуреченск).

Погода была замечательной, купола храма сияли под солнечным светом, увенчивая верх церкви, как огонь свечу. Внутри храма нас встретила неописуемая красота, которая завораживала и поглощала все мое внимание до такой степени, что я даже не мог слушать экскурсовода. Роспись храма, иконы в киотах – все это умноженное на масштаб переносило в другой мир, навсегда, вписывая в опыт веры новые странички. Особенно привлекли мое внимание иконы Божьей Матери «Троеручица» и «Неопалимая купина», которые, как позже объяснили, являются особо почитаемыми святынями храма.

Следующим пунктом стала часовня святой великомученицы Варвары. Она находится на видном месте, и ее трудно было бы не заметить. Она выглядела также потрясающе, как и храм Всех Святых, но в миниатюре. Это был последний пункт нашего небольшого, но впечатляющего путешествия.

Уже выходя из автобуса возле родной гимназии, пришло осознание – экскурсия закончилась. Вечером, благодаря Бога за прожитый день, я заново переживал увиденное в поездке. У меня перед глазами стояли лики святых с икон и сводов храма. Я понял – сегодня я еще больше полюбил свою веру, а значит, с меня будет больше пользы для страны и для тех, кого я люблю.

Особый интерес вызвало применение современных технологий при изготовлении макетов церквей и святых мест, поклонных крестов, святых источников. Ранее макеты изготавливались из конструкционных материалов.

Эти технологии давно применяются при железнодорожном моделизме, автомоделировании, судомоделировании.

В 2014 году гимназисты шестого класса нашей гимназии посетили церковь Успения Божьей Матери в поселке Атаманова. Батюшка рассказал историю возникновения православной церкви в селе, о ее настоятелях. Мы поднимались на колокольню, где нам рассказали о профессии звонаря. По окончании экскурсии батюшка подарил нам пакет с документацией, где были чертежи церкви и колокольни. Впоследствии по этим чертежам был изготовлен макет этой церкви из пенопласта.

В наше время 3Д-принтер применяют при изготовлении деталей по различным направлениям в медицине, архитектуре, авиации.

При поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» мы закупили 3Д-принтер и изготавливаем макеты.

Хочется подчеркнуть, что при таком подходе происходит междисциплинарная интеграция технологии, основ православной культуры, информатики, литературы и истории. Это дает возможность закрепить полученные знания на практике и расширить свой кругозор.

Список литературы

  1. Вервекин В.Г. Интегрированная программа «Шорский фольклор в декоративно-прикладном искусстве» // Этнорегиональное образование как поле научного поиска (теория и практика) / под ред. Е.Н. Чайковской и Н.А. Сандыковой. – Новосибирск, Новокузнецк, Таштагол, 2010. – С. 94-104.
  2. Логунова Е.П. Интегрированные уроки литературы и технологии на Библейские сюжеты / Е.П. Логунова, В.Г. Вервекин // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Новокузнецк, 2011. – 271 с.
  3. Вервекин В.Г. Организация технологического обучения учащихся в условиях малокомплектной школы на основе традиционных православных ремёсел / В.Г. Вервекин, В.В. Пискаленко // Подготовка конкурентоспособных выпускников профессиональных образовательных учреждений: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Новокузнецк, 2013. – 242 с.
  4. Зубова Н.О. Церковное ремесло глазами студентов / Н.О. Зубова, В.Г. Вервекин // Подготовка конкурентоспособных выпускников профессиональных образовательных учреждений: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Новокузнецк, 2013. – 242 с.
  5. Санникова О.В. Роль традиционных православных ремёсел в учебном процессе воскресной школы / О.В. Санникова, В.Г. Вервекин // Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Новокузнецк, 2013. – 250 с.
  6. Вервекин В.Г. Мобильная педагогическая студенческая бригада как форма организации проектной деятельности студентов / Приоритеты развития высшего образования в России : Сборник материалов научных и методических трудов научно-педагогических работников. В 4-х ч. – Ч.1. Современные тенденции развития высшего образования. – Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2014. – 328 с.
PDF