ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Ростовцев Альберт Николаевич , Базайкина Т. В.

УДК 378

Т. В. Базайкина, А. Н. Ростовцев

T. V. Bazaykina, A. N. Rostovcev

ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

COMPETENCES INTEGRATION AT INTERDISCIPLINARY INTEGRATION DEVELOPMENT

Аннотация. Рассмотрены вопросы междисциплинарной интеграции. Интеграция компетенций позволит обеспечить качество сформированных у студента компетенций по профессиональным видам деятельности и личностное развитие.

Annotation. Problems of interdisciplinary integration are considered. Competences integration allows to provide both quality of student competences at area of professional activities and personal development.

Ключевые слова: межпредметные связи, междисциплинарная интеграция, интеграция компетенций

Keywords: interdisciplinary interactions, interdisciplinary integration, competences integration.

 

Одной из традиционных проблем современной педагогики является проблема междисциплинарной интеграции. Проблема межпредметных связей решалась многими учеными педагогами. Так, В.Н. Максимовой, Г.И. Батуриной, И.Д. Зверевым разработаны концепции межпредметных связей; теория и практика интеграции содержания подготовки описаны М.Н. Берулавой, Н.К. Крупской, Н.К. Чапаевым и др.; особенности междисциплинарной интеграции содержания различных дисциплин рассмотрены В.С. Соловьёвым, А.И. Тимошенко и др. Однако, вопросы междисциплинарной интеграции остаются актуальными и на сегодняшний день, поскольку их решение может способствовать более высококачественной подготовке бакалавров и магистров педагогических вузов.

В настоящее время требования к профессиональной подготовке специалистов диктует их способность как профессиональных специалистов иметь широкие компетенции для решения задач, выходящих за рамки строго профессиональной деятельности, обладать возможностью иметь высокий интеллект, общую и профессиональную культуру, ориентироваться в проблемах смежных наук. Последнее предполагает формирование системного мышления и требует постоянного, в ногу со временем, обновления применяемых педагогических технологий, форм, средств и методов обучения, а главное, совершенствования содержания образования.

Несмотря на то что межпредметные связи являются основой междисциплинарной интеграции, её трудно сформировать простым объединением дисциплин в единый комплекс или модуль, хотя успешные попытки создания междисциплинарных курсов имеются. Реализация междисплинарной интеграции предполагает создание системного учебно-воспитательного педагогического процесса, объединенного едиными образовательными целями, подходами, содержанием на основе внутренних взаимосвязей дисциплин [1]. При этом при организации целостного процесса, благодаря междисциплинарной интеграции, возможно решение не только задач приобретения знаний, умений, навыков и опыта применения их в практической деятельности, но и формирования личностной составляющей, определяемой как совокупность личностных качеств будущих специалистов. Это и отношение к комплексу научных знаний практических и теоретических умений и навыков по изучаемым дисциплинам, как ценностного, накопленного человечеством опыта, стремление к творческому самовыражению в любой сфере деятельности и получение импульса к самореализации и непрерывному саморазвитию, что в совокупности отвечает требованиям, предъявляемым обществом к современному профессионалу и соответствует современной тенденции гуманизации знания.

Различают горизонтальную и вертикальную виды интеграции. Горизонтальная интеграция может быть реализована при решении практических проблем одной или нескольких дисциплин одного образовательного курса, когда решение проблемы может быть обосновано посредством межпредметных связей. Вертикальная интеграция предполагает более широкое обобщение дисциплин различного уровня и профиля, требует обобщения содержания образования, позволяющего решать комплексные практические профессиональные задачи. К примеру, интеграция дисциплин и учебных планов для организации сквозного курсового проектирования, позволила реализовать процесс целостного обучения в ходе параллельного (горизонтального) и последовательного (вертикального) выполнения курсовых проектов по смежным дисциплинам для целенаправленного формирования компетенций студентов [2].

Разработка интегрированного содержания диктует разработчику ряд следующий требований:

  • методического и дидактического обеспечения интегрируемых горизонтально и вертикально дисциплин;
  • общей интерпретации терминов и понятий в различных курсах;
  • развитие знаниевой составляющей за счет межпредметных связей при включении очередного курса с опорой на предшествующие;
  • динамичного развития содержания вокруг единого целевого «ядра», обеспечивающего прогнозируемый результат;
  • развитие компетенций, обеспечивающих не только предметную знаниевую составляющую, но и формирование личностных качеств;
  • формирование у обучающихся целостного научного мировоззрения, а не отрывочных сведений по отдельным предметам.

С позиций компетентностного подхода в образовании дисциплинарная интеграция является базой для формирования и развития многогранной, целостной личности, профессионала, способного решать практические задачи, овладевать деятельностью, а не только усваивать информацию. Однако, при организации междисциплинарной интеграции необходимо разработать систему компетенций на основе тщательного осмысления взаимосвязей между ними. В самом определении понятия «компетенция» заложена интегративная характеристика, поскольку сегодня, уже классически, понятие определяется как комплекс совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, активные применения их для решения практических задач. Если в ходе изучения интегрированного содержания формируются система интегрированных компетенций, которая динамично развивается и под влиянием самого образовательного пространства вуза и в результате творческого взаимодействия личностей коллектива студентов и преподавателей, то возникают условия для дальнейшего личного самосовершенствования, саморазвития будущего выпускника. Известен опыт интеграции компетенций в работе [3], где излагается «один из возможных подходов к интеграции компетенций, переходу от “узких” к неким “обобщенным” компетенциям» или в работе [4], в которой подчеркивается, что «целостность не означает полного слияния дополнительностей, они остаются узнаваемыми, различимыми».

В соответствии с практикой высшей школы отдельные компетенции формируются в ходе изучения двух-трех дисциплин, и каждая дисциплина призвана формировать не менее трех компетенций различного профиля: общекультурного, общепрофессионального и профессионального. Представляется, что при организации междисциплинарной интеграции целесообразно интегрировать компетенции одного профиля в интегрированную компетенцию (кластер). При этом выделение межпредметных связей при разработке междисциплинарной интеграции способствует выявлению взаимосвязей компетенций, а их формирование в ходе интегративного обучения, за счет выявленного взаимодействия, обеспечивает качество сформированных у студента компетенций по профессиональным видам деятельности и личностное развитие.

Список литературы

  1. Афанасьева, О.Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов на основе идеи междисциплинарности [Текст]. / О.Ю. Афанасьева // Педагогическое образование и наука. 2006. №2. – С. 24–28.
  2. Использование фреймовой технологии при организации самостоятельной работы студентов [Текст]. / Технолого-экономическое образование: достижения, инновации и перспективы. Межвузовский сб. статей XII Международная научно-практическая конференция. - Тула: ТПГУ им. Л.Н. Толстого. - 2011. - С. 35-38. 
  3. Кульгина, А.Н. Ростовцев // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – Братск. 2012. № 3 (9). – С. 64-70.
  4. Боярский, Е.А. Обобщенные компетенции выпускников вузов [Текст]. / Е.А. Боярский, С.М. Коломиец // Высшее образование сегодня. – 2007. №6 – С. 84-86.
  5. Ревягин, Л.Н. Синергетика как основа интеграции учебных дисциплин, гуманитаризации образования [Электронный ресурс]. / Л.Н. Ревягин // Методика преподавания интеграционного курса (литература, изобразительное искусство, компьютерные технологии) в Диалоге культур : метод. пособие по курсу / Томский гос. ун-т – Режим доступа : http://ido.tsu.ru/ss/?unit=356&page=1160.
PDF