ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Савченко А. И.

УДК 371

А. И. Савченко

A. I. Savchenko

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLBOYS

Аннотация. Статья содержит анализ состояния работы по профессиональному самоопределению школьников на Юге Кузбасса. Автор рассматривает основные пути и мероприятия, которые могут улучшить работу по профориентации старшеклассников.

Abstract. The article contains the analysis of the work of professional self-determination of schoolboys in the South Kuzbass. The author considers the main ways and measures that can improve the performance of high school students career guidance.

 

Изменения в сфере общественного производства, в образовании не обошли сегодня и вопросов профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы. Всем хорошо известно, что выбор профессии – это вопрос серьёзный и ответственный, который рано или поздно приходится решать любому выпускнику общеобразовательной школы. От того, насколько правильно он определит свои возможности – реальные и потенциальные – и соотнесёт их с требованиями избираемой профессии, а ещё лучше – испытает, проверит их в конкретной деятельности, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс.

Проблема выбора профессии – серьёзная, многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя в этом вопросе обойти и нравственный аспект выбора профессии – готовить молодежь к труду честному, добросовестному в любой сфере человеческой деятельности.

При выборе профессии важно, чтобы каждый молодой человек знал свои задатки, возможности, ресурсы, умел управлять ими. От искусства управления ресурсами и зависит часто то, удачливо или неудачливо сложится судьба человека. По мнению ученых, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15 % увеличивает производительность труда, в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров, на 35 % снижает количество профессиональных заболеваний.

О том, что человек, выбравший профессию в точном соответствии со своим призванием, любит свою работу, более благополучен в жизни, более положителен в социальном смысле, сказано много «золотых слов»:

  1. «Нами собрано значительное количество сведений о формировании наклонностей к правонарушениям в связи с неудачами выбора профессии» (В. Марищук, Ю. Блудов, В. Плахтиенко, Л. Серова).
  2. «Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя» (К. Маркс).
  3. «Для лиц, отличающихся недостаточной профпригодностью, характерны трудности общения, низкий коллективизм, конфликтность, повышенные требования к бытовой стороне жизни и др.» (Е. Рыбалко, Р. Максимова, И. Волкова).
  4. «Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности – в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твердой честности» (Н. Чернышевский).

Все вышесказанное подтверждает то, что профориентационная работа должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.

Каково же сегодня состояние профессиональной ориентации?

Анализ состояния профориентационной работы сегодня позволил нам сделать некоторые неутешительные выводы. Профориентация в настоящее время больше на словах, а не на деле является неотъемлемой частью непрерывного образования. Об этом свидетельствуют факты, полученные в ходе исследования. Приведем некоторые из них:

  • Выпускники наших школ имеют более или менее конкретное представление о 10 – 20 профессиях из нескольких тысяч имеющихся в стране. В развитых странах это число отличается в разы (например, во Франции выпускник имеет представление о 200 – 250 профессиях).
  • Далеко не все выпускники общеобразовательной школы реально связывают свою дальнейшую учебу и работу с профилем, который они изучали в 10 – 11 классах. Это говорит о том, что эти дети выбрали профиль без учета своих психофизиологических особенностей, задатков, склонностей, интересов, нужд производства и т.д. То есть работа с этими школьниками на этапе предпрофильной подготовки была недостаточно результативна.
  • До 20 и более процентов выпускников основной школы, которые идут в 10 класс, не имеют четких профессиональных планов. «Концепция профильного обучения» предусматривала, что к окончанию 9 класса не менее 70% школьников должны выбрать профиль в старшей школе (из тех, кто решил обучаться в 10, 11 классах). Поэтому для оставшихся 30% старшеклассников должны сохраняться общеобразовательные классы. Однако такие классы отсутствуют практически во всех школах. Дети после 9 класса должны поступать в средние профессиональные учебные заведения или обучаться в профильных классах, хотя ни профессии, ни профиля они для себя еще не выбрали.
  • Слабо организована работа в школах, связанная с ориентацией детей на те профессии, в которых нуждаются производственные предприятия и организации этого региона. В связи с этим низок сегодня престиж у молодежи станочных, швейных, строительных, электромонтажных и других профессий, необходимых Югу Кузбасса.

Этот перечень низких результатов профориентационной работы можно продолжить, но мы остановимся на ряде причин, которые существенно ослабили работу по профессиональной ориентации школьников.

  • Давно сокращена в школах ставка организатора этой работы.
  • Практически во всех школах закрыты кабинеты профориентации, где накапливалась вся информация профориентационного характера.
  • В свое время из программы обучения школьников 8 – 9 классов исключили обязательный предмет «Выбор профессии», а курс «Твоя профессиональная карьера» был рекомендован к изучению как факультативный. С 1 сентября 2010 года с переходом школ на профильное обучение исключен из этой работы раздел «Профессиональное самоопределение» объемом 20 часов, который изучался в предмете «Технология» в 9 классе. Основная часть профориентационной работы должна теперь осуществляться в предпрофильной подготовке при изучении элективных курсов. На эти курсы отводится 2–3 часа в неделю (до 100 ч. в год). К сожалению, в большинстве школ эти часы администрация отдаёт учителям-предметникам, которые готовят школьников к экзаменам за основную школу.
  • С переходом на новые экономические отношения, со сменой форм собственности от работы по профориентации практически самоустранились базовые и шефствующие предприятия. Оказание помощи школе предприятиями, организация экскурсий, выступление работников организаций перед школьниками (например, на классных часах) и другая работа играли существенную роль в выборе школьниками жизненного пути.
  • Закрыт в г. Новокузнецке центр профориентации молодежи. Этот центр имел хороших специалистов, компьютерный класс с множеством профориентационных анкет, опросников, различную аппаратуру для выявления возможностей молодых людей. Детей сюда на обследование приводили учителя, родители со всего Юга Кузбасса.
  • К существенному недостатку в организации профориентационной работы относится и отсутствие квалифицированных кадров. Так в Кузбассе ни один вуз не готовит специалистов в области профориентации.
  • Работой по профориентации обязывают заниматься школьных психологов. Эти должности занимают по совместительству в основном работники вузов. Вся их работа обычно сводится к проведению нескольких анкет профориентационного характера и их обработке.

Для того чтобы профориентационные задачи в школе решались более успешно, необходимо, на наш взгляд, выполнение следующих мероприятий и условий:

  • Предпрофильная подготовка должна решать задачу оказания помощи выбора школьниками профиля (кто идет в 10 класс) и профессии тем учащимся, кто на базе основной школы будет поступать в учреждения среднего профессионального образования. Необходимо не допускать использования этих часов на другие цели.
  • Изыскать возможность и включить в подготовку педагога курс «Профориентация в школе», который подготовит будущего учителя к этой работе.
  • Реанимировать учебно-методические кабинеты профориентации в школах, как центр организации и координации работы по профессиональной ориентации учащихся. Накапливать в них все необходимые материалы о профессиональных учебных заведениях, предприятиях этого региона, методические наработки и пособия. Данный материал должен быть доступен учителям-предметникам, классным руководителям, другим лицам.
  • Вменить в обязанность учителей-предметников при изучении своих дисциплин школьниками решать задачи профориентационного характера в необходимом объеме и на должном уровне.
  • Обеспечить учителя и учащихся необходимой современной литературой для организации и осуществления профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.
  • Эффективно использовать имеющиеся на вооружении учителя многочисленные профориентационные опросники, анкеты, профессиограммы для профессионального просвещения и диагностики школьников.

Реализация вышеназванных и других мероприятий позволит школе полнее решать задачу по оказанию помощи выпускникам в выборе профиля и профессии. Пора «профессиональных исканий» будет сведена до минимума. Выпускники школы смогут себя реализовать в выбранной ими профессии в полном объеме. Работа будет в дальнейшем приносить им не только материальное вознаграждение, но и моральное удовлетворение.

Список литературы

  1. Ориентационные курсы как средство самореализации личности учащегося: учебно-методическое пособие [Текст]. / под. ред. В.М. Жураковской. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО и ИПК, 2006. – 208с. – (Предпрофильная подготовка).
  2. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации: Учебно-методическое пособие [Текст]. / под. ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 165с.
  3. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс [Текст]. / под. ред. В.А. Кальней. – М.: Изд-во Дрофа, 2006. – 105[7]с. – (Элективные курсы).
  4.  Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников [Текст]. / С. Н. Чистякова. – М.: Издательский цент «Академия», 2005. – 128 с.
  6. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учебное пособие [Текст]. / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2004. – 96с.
PDF