ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Раздел: О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителей технологии

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Бармина В. Я.

УДК 373.1

В. Я. Бармина

V. Y. Barmina

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

TECHNOLOGY OF DIFFERENTIATED PROJECT LEARNING AS INSTRUMENT OF STUDENTS FORMATION OF PROJECT COMPETENCIES

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы важности организации проектной деятельности школьников, анализируется проблема поиска соответствующих эффективных педагогических технологий и рассматриваются в этой связи возможности проектно-дифференцированного обучения. Статья может быть полезна широкому кругу читателей, аспирантам, преподавателям, учителям, всем, кто интересуется актуальными проблемами внедрения новых образовательных стандартов.

Annotation. The article discusses the importance of organization of project activities for students, analyzes the use of effective teaching methods and looks into the opportunities for differentiated project learning. The article may be of interest for a wide group of readers, including PhD students, teachers, and those interested in the integration of new education standards.

Ключевые слова: метапредметные результаты, проектная деятельность, компетентность, проектное обучение.

Keywords: meta-subject results, project activity, competence, project learning.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определил важнейшим результатом современного образования формирование способности и готовности учащихся осуществлять универсальные учебные действия, раскрывающие и детализирующие основные направленности метапредметных результатов [1; п. 8, п. 10]. Согласно ФГОС, одним из основных способов получения названных результатов является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

В системе требований ФГОС ООО к результатам, участие школьника в проектной деятельности неразрывно связано как с предметными результатами (освоение обучающимися умений специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях) [1; п. 8], так и с метапредметными (формирование «основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы») [1; п. 18.2.1]. На ряду с этим, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должна учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач [1; п. 12].

Осуществление обучающимися проектной и исследовательской деятельности формирует их проектную компетентность, т.е. способность свободно, легко и уверенно демонстрировать в любой учебной или жизненной ситуации умение решать проблемы, а именно: проанализировав ситуацию определить проблему, на основе проблемы поставить цель и определить ожидаемый результат, спланировать действия по достижению цели, осуществить действия по плану, используя разнообразные предметные знания и способы действия и выстраивая в процессе реализации проекта различного рода коммуникации, получить запланированный результат и оценить его качество.

Следует отметить, что в отечественной школе накоплен достаточно обширный опыт, связанный с использованием проектного обучения в образовательном процессе. Наибольшее распространение оно получило в предметной области «Технология», что связано с особенностью современной методики обучения технологии, предпосылки которой были заложены В. Д. Симоненко, И. А. Сасовой, М. И. Гуревичем, Ю. Л. Хотунцевым и другими известными педагогами-учеными в 90-е годы прошлого столетия. Достаточная степень применения проектных технологий наблюдается и в предметных областях «Биология», «Иностранные языки», «Информатика» и других, но большее распространение все-таки эти технологии получили во внеурочной деятельности, учитывая отсутствие жестких временных ограничений, жесткого регламента со стороны образовательного стандарта.

Однако нельзя не заметить, что процесс этот в массовом общем образовании осложняется существенными трудностями, обусловленными существующей внутришкольной организацией (наличие классов, предметно-урочной системы, разделение школьной и внешкольной деятельности, и др.), отсутствием у части педагогов достаточного опыта организации проектной деятельности, недостаточным уровнем компетентности администраторов в создании соответствующих условий для организации образовательного процесса.

В связи с этим, поиск или разработка новых инструментов и методических подходов, интегрирующих в учебный процесс проектную деятельность, становится очень актуальным для современной школы.

На наш взгляд, оптимальным организационно-педагогическим условием формирования и развития проектной компетентности школьников может стать реализация проектно-дифференцированного обучения (ПДО).

Проектно-дифференцированное обучение (ПДО) – дидактическая система, ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника, реализуемая как на уровне отдельного педагога (как педагогическая технология), так и образовательной организации в целом (как образовательная система), основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам [5]. Проектная деятельность при этом определяется как целенаправленная деятельность по решению определенной проблемы (несоответствия между имеющимся и желаемым или требуемым) в рамках проекта (учебного, исследовательского, социального), реализуемого в определенной временной последовательности по определенным фазам и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности.

Завершенность цикла проектной деятельности характеризуется тремя фазами [2]:

  • фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемого объекта – образ ожидаемого материального продукта с критериями его оценки в прикладном проекте, гипотеза как модель создаваемой системы нового знания в исследовательском проекте, образ новой социальной ситуации в социальном проекте – и план ее реализации;
  • технологическая фаза, результатом которой является создание необходимого материального объекта, проверка гипотезы, решение социальной проблемы;
  • рефлексивная фаза, результатом которой является оценка построенной системы нового знания и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, полученного материального продукта и определение его дальнейшего использования, созданной новой социальной ситуации и определение необходимости либо ее дальнейшего развития.

Каждая фаза проектной деятельности состоит из этапов, которые в свою очередь реализуются через систему проектных действий. Формирование проектной компетентности школьника происходит через целенаправленное и управляемое освоение этих действий (табл.).

Особенности организации образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении связаны с тем, что:

  • формирование проектной компетентности определяется как сквозная задач для всего образовательного процесса (учебная и внеучебная, урочная и внеурочная деятельность);
  • формирование проектной компетентности осуществляется поэтапно с переходом от выполнения действия под руководством учителя к самостоятельной форме выполнения действия, а также от сорегуляции и совместного выполнения действия со сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции;
  • проектные действия могут формироваться как на предметном, так и на межпредметном материале - школа сама определяет, на каком содержании можно реализовывать программу развития УУД обучающихся.

Перечисленные выше особенности ПДО в совокупности с принципом дифференциации определяют наличие нескольких уровней требований к образовательным результатам:

  • минимальный базовый уровень: учащиеся выполняют проектные действия в группе при помощи учителя (с опорой на систему наводящих вопросов) – 5 класс;
  • базовый уровень: учащиеся в групповом режиме выполняют определенные инструкции, работают по алгоритму, оформленному в виде памятки, к которой они могут обратиться в любой момент – 6 класс;
  • повышенный уровень: учащиеся объединившись в группу и распределив обязанности, самостоятельно разрабатывают и реализуют проект, четко понимая последовательность шагов, взаимосвязь совершаемых действий – 7 класс;
  • высокий уровень: учащиеся без затруднений самостоятельно выполняют проектную деятельность без помощи учителя и группы – 8–9 класс [7].

В этой связи динамика развития школьника в процессе формирования проектной компетентности происходит в двух направлениях: с одной стороны возрастает степень самостоятельности в осуществлении каждого проектного действия при уменьшении включенности учителя в этот процесс, а с другой стороны, меняется форма организации деятельности – от групповой к самостоятельной и индивидуальной.

Таким образом, проектно-дифференцированное обучение как технология формирования проектной компетентности школьников может рассматриваться как инструмент достижения новых образовательных результатов, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  2. Новиков, А. М. Методология научного исследования [Текст]. / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.: Либроком. – 2010. – 280 с.
  3. Павлова, М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя [Текст]. / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова // Под ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст]. / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие [Текст]. / О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, В. В. Целикова, М. В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. – 172 с.
  6. Технология: Сборник творческих проектов учащихся [Текст]. // Авт.-сост. В. Д. Симоненко – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 256 с.: ил.
  7. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие [Текст]. / Авт.-сост.: О. В. Плетенева, О. В. Тулупова, В. В. Целикова, В. Я. Бармина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
PDF