ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: Математика, физика, технология: проблемы и перспективы современного образования

28 февраля 2017 г.

Авторы: Чеботарева Ирина Михайловна

УДК 373.5.016:51+371.279.6

И. М. Чеботарева

Чеботарева Ирина Михайловна, учитель математики МКОУ «Копёнкинская средняя общеобразовательная школа» Россошанского муниципального района Воронежской области.

ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Тема, затронутая в статье, касается трудностей, возникающих у сельского учителя при подготовке к итоговой аттестации учащихся. Рассмотрены формы и методы, используемые учителем для повышения качества подготовки к ОГЭ по математике.

Ключевые слова: основной государственный экзамен (ОГЭ), процесс обучения, качество подготовки, информационные технологии, элективные курсы.

 

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ и дальнейшего обучения в школе.

Сельская школа всегда занимала особое место в системе российского образования. Исследования свидетельствуют о том, что обучающиеся в городских школах показывают более высокие результаты, чем в сельских школах. И это обусловлено не составом детей, а качеством сложившихся условий, ограниченностью ресурсов, оснащенностью образовательного процесса сельских школ. У городского ребенка возможностей, помимо школы, гораздо больше. Не секрет, что у многих обучающихся в сельской школе низкая предметная подготовленность, нет положительной учебной мотивации, нет заинтересованности и помощи со стороны родителей. Для педагога сельской школы особенно значимо не просто передать знания, а научить ребенка самостоятельному умению учиться. Поэтому каждый педагог ищет в своей работе эффективные формы, методы и технологии обучения.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о структуре экзамена, правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т. д.);
  • психологическая готовность (положительный настрой, внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, установка «я смогу это сделать»);
  • предметная готовность (умение решать тестовые задания первой части и задания второй части, требующие развёрнутого решения) [1].

Остановимся на подготовке учащихся к экзамену непосредственно в девятом классе, хотя начинается она задолго до этого.

Подготовка к проводимой в настоящее время форме итоговой аттестации в 9 классе происходит в несколько этапов.

Работа начинается с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в форме ОГЭ показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать, а значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

На втором этапе учащиеся подробно знакомятся с нормативными документами, правилами проведения ОГЭ, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы.

Перейдем к следующему этапу. Наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – повторение по темам в соответствии со спецификацией экзаменационной работы. Для организации подготовки школьников к экзамену определены (диагностика знаний, умений, навыков (ЗУН) и самоопределение) три группы учащихся:

  1. учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (восемь заданий);
  2. учащиеся, которые поставили перед собой цель – сдать экзамен на оценку «хорошо».
  3.  учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы.

У учителя, работающего в сельской школе, появляются огромные преимущества: практически индивидуальный подход к каждому ребёнку; использование различных технологий и методик подготовки выпускников к экзамену. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения берутся из открытого банка заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Цель такой работы – отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что данный рубеж им по силам. Повысить уровень качества знаний обучающихся позволяет использование мониторинга ЗУН, применение самодиагностики, самооценки.

Особое внимание необходимо уделить сильным ученикам, развивать творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности. В своей работе для повышения качества подготовки используем элективные курсы: «Модуль», «Текстовые задачи».

Элективный курс «Модуль» направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого числа задач. Навыки решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построения графиков элементарных и сложных функций, содержащих модуль, необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения.

В элективном курсе «Текстовые задачи» обобщаются все полученные школьниками знания и умения в решении задач, происходит поэлементное обучение решению текстовых задач, а также рассматриваются их основные сюжетные варианты. Здесь же представлены основные способы решения задач, не входящих в школьный курс:

  • задачи на смешивание растворов, сплавов;
  • задачи на движение со сложными условиями;
  • задачи на движение по окружности.

Завершающим этапом подготовки к ОГЭ являются:

  • выполнение тренировочных тестов в режиме онлайн;
  • решение полного пакета заданий ОГЭ самостоятельно дома;
  • проведение пробного ОГЭ в школе.

Главные пути повышения эффективности и качества обучения математике:

  1. Создание на каждом уроке таких условий, при которых основы нового учебного материала обучающиеся усваивали бы осознанно на самом уроке.
  2. Предоставление возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.
  3. Применение технологий развивающего обучения.
  4. Использование информационно-коммуникационных технологий.
  5. Повышение мотивации выпускников и их родителей при подготовке к экзаменам.
  6. Проведение как можно раньше тренировочных экзаменов в условиях, максимально приближенных к реальным.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к итоговой аттестации и к её готовности выпускников.

Успешная сдача экзамена зависит, в первую очередь, от стремления самого школьника к этому, а также от педагога, от его профессиональной готовности к проводимой в настоящее время форме государственной итоговой аттестации обучающихся.

Список литературы

  1. Деева, И. В. Подготовка обучающихся 9А класса к ОГЭ по математике [Электронный ресурс] / И. В. Деева. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/08/13/ podgotovka-uchashchihsya-9-klassa-k
PDF