СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Астрейко Елена Сергеевна

УДК 378.1

Е. С. Астрейко

E. S. Astreyko

Астрейко Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь.

Helen Astreyko, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, MSPU named after I. P. Shamyakin, Mozyr, Belarus.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

THE WORKSHOP AS EFFECTIVE FORM OF INCREASING GENERAL PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по организации, подготовке и проведению семинаров-практикумов в педагогическом университете.

Abstract. In the article is considered experience of work on organization, preparation and holding of workshops in the pedagogical university.

Ключевые слова: семинар, семинар-практикум, обучающиеся, профессиональное саморазвитие.

Keywords: seminar, workshop, students, professional self-development.

 

В культуре основанием служит вершина.

Григорий Ландау

На современном этапе развития общества увеличение информации, появление новых педагогических технологий ставит преподавателей, в условиях перегрузки и нарастающего дефицита времени, довольно в сложные условия: изменяются требования к выпускнику школы, меняются стандарты, программы обучения, да и сами дети и их родители от года к году становятся другими. В связи с этим, даже для опытных учителей полезно бывает посещать семинары с целью получения новых знаний, совершенствования профессиональных умений, тренировки навыка владения современными образовательными технологиями.

На сегодняшний день встаёт вопрос не о простом информировании педагога о новейших образовательных технологиях, а о создании системы научно-методической помощи для развития индивидуального стиля деятельности педагога [2], повышения его общепедагогической культуры.

Одной из форм методической работы кафедр университета, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов, активизацию педагогических исследований, выступают семинары-практикумы, проводимые с учителями-предметниками г. Мозыря и Мозырского района.

Для сравнения, научные семинары носят теоретический характер, в которых ученые, исследователи выступают с докладами, подготовленными заранее. И хотя суть доклада базируется на практическом опыте, на таком семинаре участники только представляют результат своих наблюдений и трудов, отвечают на вопросы коллег и выслушивают критику или похвалу. Семинары-практикумы, в отличие от научных, применяются не столько для обмена опытом, сколько для обучения педагогов новым методам работы.

Семинар-практикум, по мнению С. А. Титовой [1], требует серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством ученого-консультанта или же специалиста управления (отдела) образования.

В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и ценно для роста профессионального мастерства педагогов.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Наряду с основной целью – обеспечение преемственности и эффективного взаимодействия учреждений образования в области научно-практической, методической и профориентационной деятельности – семинар-практикум позволяет решить ещё ряд важных задач:

  • обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
  • создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
  • обмен опытом организации системы методической работы, направ­ленной на развитие профессиональной компетентности преподавателя;
  • создание условий для изучения современных образовательных технологий;
  • совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
  • презентация педагогами-исследователями индивидуальных программ экспериментальной работы;
  • обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
  • создание реально выполнимых рекомендаций;
  • выработка единых требований к организации мероприятий учебной и методической работы и т. д.

Рассмотрим более подробно основные ключевые моменты организации работы семинара-практикума.

К первоначальному этапу подготовки семинара-практикума относится изучение запросов педагогов в новых знаниях и умениях через индивидуальные беседы, анкетирование, заявки по существующим проблемам в самообразовании. На основе анализа и обсуждения материалов формулируется тема семинара. Основная задача состоит в том, чтобы помочь учителям осознать круг проблем в рамках тематики семинара и оценить возможности рассматриваемых технологий по их разрешению.

Затем, после того как сформулирована тематика, определены цель и задачи семинара, обсуждается форма его проведения. Выбранная форма работы “семинар-практикум” предоставляет каждому участнику возможность побывать в роли обучающего, обучаемого и эксперта.

Научно-методические семинары, организованные в УО МГПУ им. И. П. Шамякина, проходят в рамках научно-исследовательских работ кафедр. Их практическое значение направлено на то, что результаты доводятся до уровня конкретных методических разработок и рекомендаций, которые могут быть использованы учителями-предметниками в общеобразовательных учреждениях.

Опросы учителей и их выступления показывают, что проведение данных семинаров в виде «мастер-классов», когда теоретические сведения подкрепляются практическими разработками и наблюдениями, является достаточно эффективной и продуктивной формой работы.

Значительное место в работе семинаров-практикумов занимают обзоры научной и учебно-методической литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Своевременная информация о новинках по предложенной тематике оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической науки.

В заключение отметим: семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру. В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для профессионального саморазвития учителей-предметников.

Список литературы

  1. Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы : методические рекомендации [Текст] / С. А. Титова. – Минск : МГОУМК, 2005. – 42 с.
  2. Формы методической работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s46787t3.html. – Дата доступа: 11.08.2017.
PDF