РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Герасименко Владимир Николаевич

УДК 371

В. Н. Герасименко

V. N. Herasymenko

Герасименко Владимир Николаевич, директор, ГУО «Бабуничская средняя школа», аг. Бабуничи, Петриковский район, Гомельская область, Беларусь.

Gerasimenko Vladimir Nikolaevich, Director, GUO «Babunichskaja secondary school», ag. Babunichi, Petrikov district, Gomel region, Belarus.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS ON THE LESSONS OF LABOUR STUDIES AND FINE ARTS

Аннотация. Одной из педагогических задач сегодня является развитие творческих способностей школьников. Важная роль в этом отводится урокам изобразительного искусства и трудового обучения. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим, гибким и не стереотипным мышлением.

Abstract. One of the pedagogical challenges today is the development of creative abilities of pupils. An important role is given to the lessons of Labour Studies and fine art. The successful solution of this problem is of great importance both for the individual and for society, which now needs the initiative people with active social position with creative, flexible and non-stereotypical thinking.

Ключевые слова: творчество, способности, изобразительное искусство, трудовое обучение, условия, упражнения.

Keywords: creativity, ability, fine arts, labor training, conditions, exercise.

 

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам изобразительного искусства и трудового обучения.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях по изобразительному искусству и художественному труду, одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества, трудового воспитания. Особое внимание уделяется изучению технологий, техник и материалов, в том числе графике, как виду изобразительного искусства и нетрадиционным художественно-графическим способам изображения для того, чтобы развивать у школьников художественные интересы и творческие способности и воспитывать у ребенка гражданина Республики Беларусь.

Актуальность нашей работы заключается в том, что с самого рождения все дети талантливы, с неиссякаемым воображением, выдумщики и фантазеры. По этому поводу Л. С. Выготский отмечает: «Под воображением или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности» [1].

Есть мнение, что изобразительное искусство и трудовое обучение – предметы, доступные всем школьникам. Общеизвестно, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность у детей надо лишь проявить и поддержать.

Школьники любят творить, с удовольствием собирают простейшие модели из деталей конструкторов, они с удовольствием рисуют, вырезают из картона и фанеры, собирают авиамодели. Именно художественные качества очень ярко проявляются в ходе творческой деятельности.

Вследствие обучения технологиям, возможности растут. По мере того как учащиеся подрастают, склонность к изобразительной деятельности и художественному труду у них угасает, возникают трудности в обучении и появляется неудовлетворенность своими результатами.

Для того чтобы вызвать больший интерес у школьников к урокам изобразительного искусства и трудового обучения, используются различные технологии, художественные техники и материалы, посредством которых учащиеся могут реализовывать творческие замыслы.

Приступая к рассмотрению теоретических и практических основ системы развития художественных интересов и творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства и художественного труда, мы ставим задачу выяснить согласуются ли предлагаемый опыт, суждение и умозаключение Л. С. Выготского с нашим.

Важную роль в процессе развития художественных интересов и творческих способностей личности ребенка как системы, Л. С. Выготский отводит творчеству, так как творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, психология называет воображением или фантазией. По мысли Л.С Выготского, именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [2, с. 5].

Развитие художественных интересов и творческих способностей учащихся мы понимаем, как целенаправленный процесс формирования личности, способной посильно создавать художественные образы, оценивать свою деятельность по законам красоты. Как отмечает Л. С. Выготский, всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать ко второму роду творческого или комбинирующего поведения.

Наш многолетний опыт показывает, что именно использование различных технологий, материалов и техник выводят учащихся за привычные рамки творчества, пробуждают у них художественный интерес, развивают творческие способности к изобразительному искусству и художественному труду, к научному эксперименту, воспитывают самостоятельность.

В связи с этим, были предложены задания: упражнения по формированию теоретических знаний, практических умений и навыков работы по основам графической и технологической грамотности, навыков безопасных приёмов труда; компьютерные технологии для получения графических изображений; упражнения на воспитание трудолюбия, культуры труда, сознательности и бережливости, а также на формирование ценностного отношения к культурным традициям нации.

Таким образом, на протяжении десятилетней опытно-экспериментальной работы наблюдается рост количества учащихся с высоким уровнем освоения технологий, техник и приемов работы различными материалами. Статистические данные показали, что у большинства учащихся наблюдается усвоение различных технологий, техник и приемов высокого и среднего уровня. Использование разнообразных технологий, техники и материалов учащимися способствует возрастанию художественных интересов и творческих способностей, сформировались необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Учащиеся проявляли фантазию, реализовывали свой замысел в оформлении личных подворий и благоустройстве населенного пункта а.г. Бабуничи.

Результатом данной работы стало: повышение качества знаний, положительные личностные изменения; повышение творческой активности учащихся, расширение художественного кругозора учащихся; участие и победы учащихся в выставках и конкурсах различного уровня. Учащиеся школы стали победителями и призерами в районных конкурсах «Рождественское чудо», «Спасатели глазами детей», «Рождественские узоры» и другие.

Эффективность нашего опыта доказывает, что созданные благоприятные условия в школе для занятий по изобразительному искусству и трудовому обучению позволили выпускникам школы продолжить учебу по данному направлению в учебных заведениях Республики (15-20 % от общего количества выпускников) и дальнейшую творческую профессиональную деятельность в школах нашего региона. Бывший выпускник нашей школы Стрельченя Петр Николаевич, молодой специалист, учитель трудового обучения ГУО «Бриневская СШ-сад» с 2011 по 2013 годы подготовил победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по трудовому обучению.

Мы можем заключить, что развитие творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим, гибким и нестереотипным мышлением.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст] / Л. С. Выготский. – М : Педагогика, 1987. – 344 с.
PDF