РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Устюгова Татьяна Андреевна

УДК 371.136:371.12.001.3-051:004

Т. А. Устюгова

T. A. Ustyugova

Устюгова Татьяна Андреевна, аспирант 3 курса, РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Ustyugova Tatiana Andreevna, postgraduate, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg.

РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF MEDIA COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS

Аннотация. Рассматриваются текущие результаты исследования возможностей повышения уровня медиакомпетентности у студентов, будущих учителей информатики, в процессе обучения созданию мультимедийных электронных образовательных ресурсов с помощью сетевых сервисов.

Abstract. The article presents the results of the study of the possibilities of increasing the level of media competence of future teachers of Informatics, in the process of teaching them the creation of multimedia electronic educational resources using network services.

Ключевые слова: медиакомпетентность, профессиональные компетенции учителя информатики, сетевые сервисы для создания мультимедийного контента.

Keywords: media competence, professional competence of the teacher of Informatics, network services for creation of multimedia content.

 

На сегодняшний день существует достаточно большое количество ресурсов, которые учитель может использовать в образовательном процессе: готовые схемы и диаграммы, видео-ролики, презентации. Однако не всегда предлагаемые материалы соответствуют требованиям педагога к содержанию и, зачастую не отличаются эстетической привлекательностью, эргономичностью (речь идёт об интерактивных электронных ресурсах), могут не соответствовать уровню подготовки обучающихся.

Успешность использования готовых и разработка собственных электронных образовательных ресурсов с использованием мультимедийного контента у будущих педагогов зависит от сформированности медиакомпетентности – готовности создавать и редактировать мультимедийные образовательные ресурсы, включающие графику, анимацию, аудио и видео фрагменты, инфографику и текст, а также способность к оценке и анализу мультимедийных ресурсов.

В работах А. В. Фёдорова [3] для определения сформированности медиакомпетентности у обучающихся был предложен ряд критериев: контактный, мотивационный, интерпретационный, перцептивный, информационно-деятельностный, креативный. В ходе исследования нами было уточнено их содержание [2].

В проводимом эксперименте медиакомпетентность бакалавров педагогического образования развивается в рамках образовательного модуля «Сетевые сервисы для создания мультимедийного контента» (ссылка – http://multimedia-onlajn.mozello.ru). Модуль включает в себя 9 лабораторных работ, содержащих теоретические материалы, практические задания, задания тестового контроля и задания для самостоятельной работы. Итогом изучения модуля является разработка обучающимися индивидуального творческого проекта, который включает в себя графику, инфографику, анимацию, видеоролики, электронные интерактивные документы, аудиофайлы и объединяющую перечисленные элементы нелинейную презентацию. Также модуль сопровождается сетевым коммуникационным каналом – закрытой группой в социальной сети «ВКонтакте» – «Мультимедиа онлайн» (ссылка – https://vk.com/multimedia_kurs).

Кратко представим виды заданий для оценивания каждого из критериев после изучения модуля.

  • Информационно-деятельностный: тестовые задания по теоретическим материалам, результаты анкетирования (в начале обучения и в конце), расширение спектра используемых технологий (не рассматриваемых в рамках модуля), сложность разрабатываемого сценария для самостоятельного творческого проекта и др.
  • Перцептивный: по качеству выполненных упражнений и итоговых проектов, задания на оценку умения анализировать значимую информацию для использования в ресурсе, задания на выбор критериев оценки готовых ресурсов и др.
  • Интерпретационный: по качеству итоговых проектов, отвечающих заданным преподавателем критериям (содержательность, структурированность, мультимедийность, дизайн, выступление на защите проекта); по заданиям на сравнение представления одной и той же темы в разных видах (учебниках, видео) с дальнейшей реализацией своего проекта и др.
  • Мотивационный: выявление заинтересованности в работе в процессе наблюдения, анализ использованных для выполнения проектов сервисов и технологий; скорость выполнения заданий; продуктивность общения в коммуникационной группе «Мультимедиа онлайн», обращения к преподавателю; своевременность выполнения заданий.
  • Контактный: посещение занятий, самостоятельное выполнение заданий с использованием материалов учебного сайта, частота общения с преподавателем и другими участниками в группе, просмотр учебных материалов и др.
  • Креативный: итоговый проект, в котором использованы оригинальные видео объекты, рисунки, графические схемы и других иллюстраций, выбор оригинального сюжета или сценария, использование сервисов, не изученных в рамках модуля и др.

В экспериментальной части исследования был определен исходный уровень сформированности медиакомпетентности у студентов бакалавриата. Мы фиксировали данные по перечисленным выше показателям, перед началом изучения модуля «Сетевые сервисы для создания мультимедийного контента» в 2015, 2016, 2017 [4] и 2018 гг. В исследовании приняли участие 69 человек. Результаты развития медиакомптентности у студентов, изучивших описываемый модуль, показывают, что количество обучаемых, достигших высокого и среднего уровня развития медиакомпетентности по всем показателям, возрастает [2].

В процессе изучения модуля студенты демонстрировали большой интерес к предложенным сетевым сервисам, при выполнении итоговых индивидуальных проектов некоторые обучающиеся использовали сервисы и инструменты, не рассматриваемые в рамках модуля, что говорит о высоком уровне мотивации и стремлении изучить новые инструменты, применить полученные знания на практике и продемонстрировать в рамках проекта. Работы, выполненные с использованием более сложных сервисов для создания мультимедийного контента, изученных студентами самостоятельно, чаще содержат более проработанные и осмысленные мультимедийные элементы. Такие проекты дают возможность оценить изменения уровня креативного показателя сформированности медиакомпетентности у обучающихся и отметить его повышение.

В 2018 году перед началом изучения модуля были зафиксированы следующие уровни показателей сформированности медиакомпетентности (данные приведены в процентом соотношении от числа обучающихся по модулю в 2018 г.):

  • информационно-деятельностный показатель: 0 % – высокий уровень, 73 % – средний уровень, 27 % – низкий уровень;
  • мотивационный показатель: 53 % – высокий уровень, 36 % – средний уровень, 11 % – низкий уровень;
  • контактный показатель: 26 % – высокий уровень, 37 % – средний уровень, 38 % – низкий уровень;
  • перцептивный показатель: 44 % – высокий уровень, 28 % – средний уровень, 28 % – низкий уровень;
  • интерпретационный показатель: 19 % – высокий уровень, 44 % – средний уровень, 37 % – низкий уровень;
  • креативный показатель: 63 % – высокий уровень, 18 % – средний уровень, 19 % – низкий уровень.

Приведённые результаты получены путем анкетирования студентов перед началом изучения модуля «Сетевые сервисы для создания мультимедийного контента». В ходе анкетирования также было установлено, что обучающиеся редко имеют опыт работы с векторной графикой, анимированными роликами, созданием инфографики. Большинство опрошенных студентов (2015-2018 гг.) отмечают, что имеют опыт работы с графическим редактором Paint (97,1 %), знакомы с Adobe Photoshop (73,5 %) и видеоредактором Windows Movie Maker (54,4 %). Только 29 % опрошенных используют для создания мультимедийного контента сетевые сервисы. Из всех опрошенных, 83 % считают изучение работы с мультимедийным контентом в рамках образовательной программы необходимым для формирования и развития профессиональных компетенций будущих учителей информатики.

Результаты нашего исследования показывают, что современные студенты, будущие учителя информатики, заинтересованы в овладении новыми средствами создания мультимедийных образовательных ресурсов, способны самостоятельно осваивать новые инструменты в том числе и сетевые для создания образовательных ресурсов. Вместе с тем, использование электронной образовательной среды позволяет развивать медиакомпетентность по всем критериям [1]. Наибольшие трудности возникают при развитии креативной, перцептивной составляющих медиакомпетентности, что требует дальнейшего исследования.

Список литературы

  1. Носкова, Т. Н. Реализация методов обучения в электронной информационной среде [Текст] / Т. Н. Носкова // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной конференции 1-12 апреля 2017 года. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 207 с. – С. 127-131.
  2. Симонова, И. В. Методика развития медиакомпетентности студентов в условиях электронной образовательной среды [Текст] / И. В. Симонова, Т. А. Устюгова // Перспективы науки. – 2017. – № 12(99). – С. 94-99.
  3. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. 2007. – № 10. – C. 75-108.
  4. Simonova, Irina The Impact of Online Services on Developing Students’ Media Competence[Текст] / Irina Simonova, Tatiana Ustiugova, Olga Yakovleva // International Journal of Research in E-learning Vol. 3 (2), 2017. – PP. 35-48.
PDF