ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Шишкин Андрей Николаевич , Савина Ирина Викторовна , Быкова Марина Валерьевна

УДК 378:005.6

И. В. Савина, М. В. Быкова, А. Н. Шишкин

I. V. Savina, M. V. Bykova A. N. Shishkin

Савина Ирина Викторовна, старший преподаватель, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Быкова Марина Валерьевна, старший преподаватель, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Шишкин Андрей Николаевич, к.э.н, доцент, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Savina Irina Viktorovna, senior teacher, «Tula state pedagogical University L. N. Tolstoy», Tula.

Bykova Marina Valerievna, senior teacher, «Tula state pedagogical University L. N. Tolstoy», Tula.

Shishkin Andrey Nikolaevich, Associate Professor, «Tula state pedagogical university L. N. Tolstoy», Tula.

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEM OF ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION

Аннотация. В статье представлены результаты исследования качества высшего профессионального образования как экономической категории. Сформулированы теоретико-методологические подходы и методы оценки качества высшего образования на основе представлений современной экономической науки.

Abstract. Results of a research of quality of higher education as economic categories are presented in article. Teoretiko-methodological approaches and methods of assessment of quality of the higher education on the basis of representations of modern economic science are formulated.

Ключевые слова: качество образования, человеческий капитал, высшее образование, потребитель, студент.

Keywords: quality of education, human capital, the higher education, consumer, student.

 

Проблема оценки качества образования сегодня является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Понятие «качество образования» не имеет общепринятого определения, так как все участники образовательного процесса и заинтересованные лица вкладывают в него свой смысл [2, с. 38].

Для получения возможности оценки качества высшего профессионального образования необходимо принять определенные допущения.

Первой группой допущения должно быть определение сущности высшего профессионального образования. В настоящей работе принято, что высшее образование представляет собой наделение индивидуума человеческим капиталом. Для целей оценки качества образования, по мнению автора настоящей работы, трактуется обобщенно, следующим образом.

Человеческий капитал потребитель услуг высшего образования – студент получает в результате отбора наиболее способных индивидуумов, что основывается на положениях теория сигнала. При этом осуществляется инвестирование в образование, обеспечивающего повышение доходов обладателя человеческого капитала согласно теории человеческого капитала [2, с. 39].

Наделение индивидуумов человеческим капиталом предполагает, в том числе, формирования ценностей, культуры в соответствие с положениями институциональной экономической теории. При этом студент овладевает и овладения правилами инновационного развития согласно положениям эволюционной экономической теории.

Для упрощенной оценки вводиться следующие допущения [2, с. 39]:

  • в процессе обучения в вузе студент не работает и не имеет дохода, который имеют работающие лица со средним (полным) образованием;
  • по окончании вуза выпускники получают доход, равный среднему доходу работающих лиц, имеющих полное высшее образование;
  • студенты, обучающиеся за счет средств бюджета, не несут расходов, связанных с обучением;
  • студенты, оплачивающие свое обучение, используют для этого собственные средства и не прибегают к использованию кредитов;
  • все денежные потоки в течение периодов неизменны, равны их средней величине.

Для индивидуальной оценки качества, представляющей собой ценность образования для студента, который оплачивает свое обучение, на основе методики оценки приведенной стоимости ординарного аннуитета [1, с. 32] и с учетом принятых допущений было выведено следующее уравнение:

где    CD – ценность человеческого капитала, полученного в результате обучения студента в вузе;

CP – годовой денежный поток платы за обучение студента;

n – продолжительность трудовой жизни в годах, отсчитываема с момента поступления в вуз;

m – число лет обучения в вузе;

r – ставка дисконтирования;

CDо – годовая величина трудового дохода занятых в экономике лиц, не имеющих высшего образования;

CDb – годовая величина трудового дохода лиц, занятых в экономике имеющих высшее образование.

Качество, представляющее собой ценность образования для студента, который не оплачивает свое обучение с учетом принятых допущений, на основе методики оценки приведенной стоимости ординарного аннуитета [1, с. 32] и с учетом принятых допущений оценивается следующим выведенным уравнением:

Для оценки затрат вуза на высшее образование студента на основе методики оценки приведенной стоимости ординарного аннуитета с учетом принятых допущений выведено следующее уравнение:

В уравнении (3) при оценке качества образования, которое получают студенты, обучающиеся за счет средств бюджета, плата за обучение должна заменяться нормой бюджетного финансирования.

Общественная оценка качества – ценности образования определится, как полусумма выгод, определимых выражением (1), или (2) и затрат вуза, определяемых выражением (3):

Полученные выражения позволяют дать приближенную сравнительную оценку качество высшего профессионального образования в стране.

Для сопоставимости результатов анализа по различным временным периодам представляется целесообразным отнести эти оценки к годовой величине средней заработной платы, что должно позволить оперировать с относительными показателями и обобщенно проследить динамику и влияние различных факторов на качество образования в стране.

Изложенное позволяет считать, что в сфере высшего образования практически отсутствуют меры, которые бы могли бы эффективно способствовать повышению качества образования и формирования человеческого капитала выпускников в большинстве вузов страны.

Список литературы

  1. Басовский, Л. Е. Экономическая оценка инвестиций [Текст] / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М. : ИНФРА-М, 2007.
  2. Савина, И. В. Подходы и методы оценки качества высшего образования [Текст] / И. В. Савина // Научные исследования и разработки. Экономика. Т. 3. – 2015. – № 2. – С. 37–40.
PDF