ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Кусаинов Аскарбек Кабыкенович

УДК [373.5+377]:005.6

А. К. Кусаинов

A. K. Kusainov

Кусаинов Аскарбек Кабыкенович, президент Академии педагогических наук Казахстана, д.п.н., профессор, иностранный член РАО, г. Астана, Казахстан.

Askarbek Kusainov Kusainov, President of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, doctor of pedagogical sciences, professor, foreign member of the Russian Academy of Education, Astana, Kazakhstan.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема повышения качества среднего образования, освещен опыт исследования систем школьного образования зарубежных стран. На основе изучения отечественного и лучшего мирового опыта было выявлено, что система среднего образования является сложной комплексной системой и состоит, как и другие сложные системы, из многих подсистем (составляющих). Были обозначены составляющие качества среднего образования, а также представлена её формула – формула академика Аскарбека Кусаинова. В статье рассматриваются принципы повышения качества среднего образования, а также доминирующие кластеры мер воздействия для её совершенствования.

Abstract. This article discusses the problem of improving the quality of secondary education, highlights the experience of studying school education systems in foreign countries. Based on the study of domestic and best world experience, it was revealed that the system of secondary education is a complex complex system and consists, like other complex systems, of many subsystems (components). The components of the quality of secondary education were identified, and its formula was presented - the formula of academician Askarbek Kusainov. The article discusses the principles of improving the quality of secondary education, as well as the dominant clusters of interventions for its improvement.

Ключевые слова: система образования, качество образования, PISA, TIMSS, PIRLS.

Keywords: education system, quality of education, PISA, TIMSS, PIRLS.

 

Повышение качества среднего образования является очень сложным вопросом, так как система среднего образования является многоаспектной, в ней миллионы людей получают образование, работают, на нее влияют этапы глобализации, которые ставят серьезные требования. Поэтому, чтобы ответить на данный вопрос, во-первых, надо определить страны, где система образования высоко развита и выявить, каких принципов они придерживаются, чтобы достичь таких результатов; во-вторых, надо внимательно изучить научно-практические труды по развитию системы образования стран мира и определить составляющие системы образования; в-третьих, на основе этих составляющих проанализировать проведенные работы в стране и сделать необходимые выводы.

Задача повышения качества среднего образования Республики Казахстан обусловлена необходимостью:

  • достижения высоких образовательных результатов учащихся;
  • перехода на личностно-ориентированную парадигму образования с доминирующим компетентностным подходом;
  • воспитания творческой, мыслящей, духовно богатой личности с высокими нравственными и патриотическими качествами;
  • развития педагогической науки и практики с учетом вызовов современности.

В настоящее время проводится множество международных сравнительных исследований, но наиболее значимыми являются PISA, TIMSS, PIRLS. По результатам этих исследований за последние 15 лет странами-призерами, учащиеся которых стабильно показывают высокие результаты, являются: Сингапур, Гонконг (Китай), Япония, Тайвань, Финляндия, Южная Корея, Канада, Эстония, Макао, Новая Зеландия. Успешность и эффективность систем образования этих стран достигнуты, в первую очередь, на основе реализации образовательной политики, направленной на сохранение национальных приоритетов, традиционной культуры, ценностей и достижения высокого качества профессиональной деятельности учителей [3].

Нами изучены труды ученых по развитию системы образования. 

Сотрудники компании McKinsey&Company М. Барбер и М. Муршед на основе изучения систем школьного образования 25 стран мира определили общие приоритетные факторы, реализация которых приведет к повышению качества образования. Среди них решающую роль играют три фактора:

  • надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди;
  • следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы;
  • необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование [1].

Сотрудники компании McKinsey&Company М. Барбер, М. Муршед и Ч. Чийоке провели уникальные исследования, где были изучены системы образования 20 стран мира, имевших самые разные стартовые позиции и сумевших достичь значительных и устойчивых успехов. Ими был сделан вывод, что качество образования можно улучшить с учетом трех аспектов:

  • определением исходного уровнем достижений и недостатков системы образования;
  • определением необходимых мер воздействия для улучшения результатов обучения, т.е. кластеров мер воздействия;
  • адаптацией мер воздействия с учетом истории, культуры, политики и структуры системы школьного образования и государства [2].

Все проанализированные учеными системы на определенном этапе совершенствования не сильно различались в том, что они делали, но очень сильно – в том, «как они это делали». Когда работа ведется не системно, качество образования не повышается.

На основе изучения отечественного и лучшего мирового опыта мы пришли к выводу, что система среднего образования является сложной комплексной системой и состоит, как и другие сложные системы, из многих подсистем (составляющих).

Нами выявлены составляющие качества среднего образования, ими являются: стандарты и учебные программы, учебная литература, профессионализм педагогических кадров, мониторинг образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, качество и эффективность НИР в области образования и система управления.

Качество среднего образования со всеми составляющими была представлена в виде формулы – формула академика Аскарбека Кусаинова [4]:

Как показывает опыт стран-призеров в области образования, повышение качества всех этих составляющих, с 1 по 12 классы в течение года, является невыполнимой архисложной работой. Поэтому работу надо проводить поэтапно, т. е. каждый учебный год по определенным классам.

Должна быть проведена на научной и практической основе системная работа по повышению качества всех составляющих, обеспечивающих качество образования, к примеру, 1-го класса. Только в этом случае можно обеспечить качество образования в 1-ом классе. К началу следующего учебного года должны быть выполнены работы по повышению качества всех составляющих, обеспечивающих качество образования 2-го класса. В последующие учебные годы должны быть выполнены такие же виды работы. При этом надо следить, чтобы в предыдущих классах эти требования были выполнены.

Все перечисленное требует организованной и планомерной работы многих научно-исследовательских организаций, государственных учреждений, высших учебных заведений, колледжей, школ, издательств, ученых, учителей и педагогических коллективов.

Основными принципами повышения качества среднего образования являются:

  • последовательность и поэтапность проведения работ по повышению качества образования;
  • сбалансированность распределения ответственности за повышение качества образования между государством, управлениями образования, научными учреждениями, учебными заведениями и педагогической общественностью;
  • защита прав и интересов учителей и учащихся;
  • прозрачность процесса повышения качества образования;
  • системность перехода на новое содержание образования и их осуществление во взаимосвязи всех участников процесса.

Поэтому, исходя из реального состояния отечественной системы образования с учетом мирового опыта, нами определен кластер мер, направленных на повышение качества образования и эффективных путей их реализации.

Доминирующими кластерами мер воздействия для совершенствования системы образования являются:

  • пересмотр учебного плана, программ и стандартов образования, разработка соответствующих учебно-методических материалов;
  • пересмотр системы вознаграждений и оплаты труда учителей и директоров школ;
  • развитие технических навыков, то есть профессионализма учителей и директоров школ как поступающих на работу, так и уже работающих, часто с помощью «каскадных» тренингов;
  • оценка учебных достижений учащихся на различных этапах обучения и по разным предметам;
  • создание баз данных о достижениях школ, учащихся, учителей, отдельных регионов, использование данных для правильного распределения ресурсов внутри системы;
  • разработка программных документов и законодательных актов с четким формулированием видения, цели и приоритетов программы реформирования.

Главной задачей системы образования на начальных этапах повышения ее качества является:

  • минимизация разницы в успеваемости между классами и школами;
  • предоставление учителям со слабой базовой подготовкой учебно-методических материалов и поурочных планов, которые разработаны специалистами и содержат четкие инструкции для каждого урока.

Лидеры систем образования ведущих стран мира, обсуждая вопрос об использовании потенциала технологий для процесса обучения, пришли к выводу:

  • применение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании создает новые перспективы для повышения качества обучения;
  • для внедрения ИКТ в систему образования недостаточно решать традиционные технические вопросы, связанные с покупкой оборудования и программного обеспечения, организацией каналов связи и технического обслуживания, без подготовки высококвалифицированных и компетентных учителей и руководителей школ – эта задача не будет выполнима;
  • важным фактором, определяющим успешность учащихся, является качество преподавания;
  • необходимо создать больше возможностей и пространства для совместной работы учителей, обмена опытом, проведения совместных исследований, разработки учебных планов и выработки общего понимания того, что есть хорошее преподавание.

Доказано, что:

  • качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей;
  • единственным способом улучшения результатов обучения является улучшение преподавания;
  • обеспечение высокого уровня образования всех учеников невозможно без донесения качественного преподавания до каждого ребенка;
  • когда профессия учителя приобретает высокий статус, учителями становятся более талантливые люди, что приводит к дальнейшему повышению статуса этой профессии.

Проведение системной и планомерной работы по повышению качества всех составляющих качества среднего образования позволит:

  • создать качественные стандарты и учебные программы, отвечающие международным требованиям;
  • создать качественные линейные учебники и инновационные УМК;
  • повысить качество профессионализма педагогических кадров;
  • повысить качество мониторинга образования;
  • повысить качество духовно-нравственного и патриотического воспитания личности;
  • повысить качество и эффективность НИР в области образования;
  • создать эффективную систему управления реализации системных мер по повышению качества образования;
  • достичь высоких результатов по международным исследованиям качества образования: PISA, TIMSS и др.;
  • достичь высоких результатов качества образования на основе внутренних исследований.

Список литературы

  1. Barber, M. Consistently high performance: Lessons from the world's top performing school systems [Текст] / M. Barber, M. Murshed. – McKinsey&Company. – June 2007.
  2. Barber, M. How the worlds most improved school system keep getting better [Текст] / M.Barber, M.Murshed, Ch.Chijioke. – McKinsey&Company. – June 2007.
  3. Кусаинов, А. К. Качество образование в мире и в Казахстане [Текст] / А. К. Кусаинов. – М. : АНОО «Издательский Центр ИЭТ», 2014. – 203 с.
  4. Кусаинов, А. К. Кризис в системе среднего образования: пути выхода [Текст] / А. К. Кусаинов. – Алматы: ROND&A, 2016. – 64 с.
PDF