ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Яров Роман Борисович , Емелина Елизавета Вадимовна , Григорян Нуне Мартини

УДК 378.147.34

Н. М. Григорян, Е. В. Емелина, Р. Б. Яров

N. M. Grigoryan, E. V. Emelina, R. B. Yarov

Григорян Нуне Мартини, магистрант ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Емелина Елизавета Вадимовна, магистрант ФГБОУ ВО «НИУ РАНХиГС», г. Нижний Новгород.

Яров Роман Борисович, магистрант ФГБОУ ВО «НИУ РАНХиГС», г. Нижний Новгород.

Grigoryan Nune Martini, undergraduate «Minin State Pedagogical University», Nizhny Novgorod.

Emelina Elizaveta Vadimovna, undergraduate student of FSBEI HE «NIU RANEPA», Nizhny Novgorod.

Yarov Roman Borisovich, undergraduate student of FSBEI HE «NIU RANEPA», Nizhny Novgorod.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

FEATURES OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF SEMINAR ACTIVITIES

Аннотация. В статье раскрывается роль семинарских занятий в организации учебного процесса в учреждениях высшего образования. В работе выделены основные функции семинарских занятий в подготовке студентов высших учебных заведений. Изучены основные принципы и этапы организации и проведения эффективных семинарских занятий.

Abstract. The article reveals the role of seminars in the organization of the educational process in higher education institutions. The work highlighted the main functions of seminars in the preparation of students of higher educational institutions. The basic principles and stages of organizing and conducting effective seminars were studied.

Ключевые слова: семинар, высшее образование, обучение, методика обучения, профессиональное обучение.

Keywords: seminar, higher education, training, teaching methods, vocational training.

 

В условиях современной высшей школы наряду с лекцией важной формой организации обучения является семинарское занятие. Семинар является одним из наиболее сложных видов педагогического действия во всей технологической цепочке обучения. Семинарское занятие применяется для коллективной проработки тем учебной дисциплины, для обсуждения сложных разделов, наиболее трудных для индивидуального понимания, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки.

В. П. Стрезикозин отмечал, что в семинарах заключено огромное обучающее и развивающее значение, потому что они учат обучающихся легко оперировать знаниями, которые они приобрели, дискутировать с другими учащимися, а также доказывать выдвинутые ими положения и уметь объяснять жизненные явления в теории. Педагогическая эффективность использования семинара обоснована также в исследованиях отечественных дидактов Б. П. Есипова, А. В. Усовой, В. В. Завьялова и других. В зарубежной литературе методике проведения семинаров посвящены труды Д. Бейна, Дж. Трампа и др.

Среди множества различных функций семинаров можно отметить следующие:

  • стимулирование регулярного исследования обучаемыми первичных источников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;
  • обобщение знаний, полученных на лекциях и самостоятельная работа с различной литературой;
  • расширение спектра знаний посредством презентаций других студентов и преподавателя на занятии;
  • возможность оценки обучающимися ранее приобретенных знаний, выделения в них наиболее важных, существенных;
  • способствование перехода знаний в сильные личные убеждения, что особенно хорошо достигается посредством столкновения мнений и дискуссий;
  • поощрение навыков самостоятельного мышления, устного изложения по теоретическим вопросам, обучение студентов свободной работе с терминологией, концепциями по дисциплине или курсу и категориям;
  • создание широких возможностей для осознания и использования знаний о дисциплине или курсе.

Для проведения успешного семинара необходима целенаправленная предварительная подготовка. И педагог, и обучаемые должны быть настроены на серьезную и глубокую работу [2].

При разработке методов семинаров важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и независимой работой студентов, а также характером и методами такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и в то же время ее руководителю необходимо поддерживать связь между основными положениями лекции и содержанием семинара.

Для эффективности подготовки к семинару лектор дает план лекций, рекомендует литературу. В то же время важно пробудить любопытство, привлечь внимание студентов к вопросам, имеющим большой теоретический интерес и практическое значение, но которые из-за нехватки времени могут быть не охвачены на занятиях и о которых есть возможность подробно поговорить на предстоящем семинаре [5].

Подготовка к семинару активизирует работу студента с литературой, требует обращения к различным источникам, учит его рассуждать. В процессе подготовки к семинару новые категории фиксируются и уточняются, а новые понятия осваиваются, обогащается словарный запас. Столкнувшись с подготовкой к темам, которые нелегко понять, студенты самостоятельно находят ответы или формулируют свои вопросы для постановки и понимания их на самом семинаре.

Преподаватель может предложить студентам подумать о том, чтобы поднимать такие вопросы по теме семинара, которые вызовут интерес их неоднозначностью, противоречивостью и разделят участников на противоположные группы [3]. И это именно то, что необходимо для обсуждения, для активизации семинара, для поиска учениками правды, которая, как мы знаем, рождается в споре. Само собой разумеется, что в арсенале учителя должны быть вопросы для создания проблемных ситуаций, если они не созданы выступлениями студентов, сама логика развития семинара.

В процессе подготовки, анализа предложенных вопросов, студент определяет для себя один или два из них (конечно, возможно и большее количество), при ответе на которые он чувствует себя наиболее уверенно, и как консультант или противник намерен «задать тон» семинару.

Необходимо ли, чтобы учитель специально готовил отдельных успешных студентов к семинару, предоставляя им индивидуальные, «продвинутые» задачи? Считаем, что это необходимо. Может быть поставлена задача подготовить на тему фрагменты первичных источников, тесты. Преподаватель должен также иметь «домашние заготовки», которые будут полезны в ходе развития семинара.

«Неверное» время работы не будет мешать, даже если не все задуманные «заготовки» могут быть использованы. Семинар, как уже упоминалось, имеет свою собственную логику, которая может в некоторой степени подчинить учителя [1]. Однако семинар будет считаться успешным, если на него придут хорошо подготовленные преподаватель и абсолютное большинство студентов.

На следующем этапе семинара студенты проводят очень обширную работу по глубокому пониманию проблемы, представленной для обсуждения. На семинарском занятии студент развивает навыки публичного выступления, следит за реакцией слушателей, логически четко и ясно, грамотно излагает цепочку мыслей, правильно формулирует аргументы в защиту своей позиции.

На семинаре каждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить их со знаниями и навыками, изложенными другими студентами, может сделать выводы о необходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемыми вопросами [4].

Во время семинара каждый студент опирается на свои заметки, лекции, личные выдержки из учебников, первичные источники, статьи, другую философскую литературу и словарь по этой теме. Семинар стимулирует стремление улучшить свои знания и желание сделать его более информативным, качественным. От семинара до семинара, на всех его этапах и их коррекции, студент поднимается к более высокому уровню своего образования, более эффективно работает над проблемами, напрямую связанными с его будущей профессией [6].

Семинар представляет собой эффективную форму обобщения знаний, полученных по обсуждаемой проблеме, видение этой проблемы в целом, осознание ее взаимосвязи с другими темами в рамках целостной концепции.

С точки зрения методологии семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму тренинга. Он предполагает возможность использования рефератов, фрагментов первичных источников, устных и письменных концептуальных диктантов, тестов, заданий и т. д.

Список литературы

  1. Джуринский, А. Н. Педагогика России. История и современность [Текст] / А. Н. Джуринский. – СПб. : Канон+РООИ Реабилитация, 2013. – 320 с.
  2. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения [Текст] / С. С. Кашлев. – М. : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
  3. Кругликов, Г. И. Учебная работа мастера профессионального обучения [Текст] / Г. И. Кругликов. – СПб. : Academia, 2013. – 192 с.
  4. Основы общей теории и методики обучения [Текст] // СПб. : Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 208 с.
  5. Программы обучения для взрослых. Справочник. Выпуск 3 [Текст] // СПб. : Всевед, 2015. – 206 с.
  6. Психология и педагогика высшей школы. Учебник [Текст]. – СПб. : Феникс, 2014. – 624 с.
PDF