ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Горбачева Марина Валерьевна , Кислицина Вера Геннадьевна

УДК 376.1.016:[62+64]

М. В. Горбачева, В. Г. Кислицина

M. V. Gorbacheva, V. G. Kislitsina

Горбачева Марина Валерьевна, учитель технологии МКОУ «СОШИ № 23», г. Полысаево.

Кислицина Вера Геннадьевна, методист МБОУ ДПО «ИМЦ», г. Полысаево.

Gorbacheva Marina Valerievna, the teacher of technology of MKOU «SOSHI No 23», Polysaevo.

Kislitsina Vera Gennadievna, methodist of MBOU DPO «IMC», Polysaevo.

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

A PROBLEM-BASED APPROACH IN VOCATIONAL TRAINING CLASSES AS A WAY OF ENHANCING EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG STUDENTS OF THE CORRECTIONAL SCHOOL

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «проблемное обучение», «проблемная ситуация». Рассматриваются методические приемы, требования и условия, содействующие успешному применению проблемного подхода на уроках трудовой подготовки у слепых и слабовидящих детей.

Abstract. The article reveals the content of the concept of «problem learning», «problem situation». Examines instructional techniques, requirements, and conditions that facilitate the successful application of the problem approach on the lessons of labor training of the blind and visually impaired children.

Ключевые слова: проблемный подход, проблемное обучение, формы проблемного обучения, проблемная ситуация, типы проблемной ситуации.

Keywords: problem approach, problem-based learning, forms of problem-based learning, a problem situation, the types of problem situation.

 

На современном этапе общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. И очень важно в таких условиях не оставить без внимания детей с особыми образовательными потребностями, дать им почувствовать себя нужными, значимыми и равными другим, поверить в свои силы, раскрыть творческий потенциал, органично вписаться в социум.

Задача педагогов состоит в том, чтобы организовать образовательную деятельность таким образом, чтобы у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта. Большие возможности для коррекционно-развивающей работы открывает трудовое обучение, в процессе которого не только формируются профессиональные умения, но также идет развитие познавательных и творческих способностей слепых и слабовидящих обучающихся.

А как можно увлечь, заинтересовать предметом ребенка с особыми образовательными потребностями? Применение современных технологий, которые возможно использовать на уроках трудового обучения в коррекционной школе, позволяют решить эти вопросы. Одна из таких технологий – проблемное обучение. Проблемное обучение, по мнению Г. К. Селевко – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей [4, с. 62].

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся с учителем. В коррекционной школе технологию проблемного обучения в полном объеме не используют, применяются только элементы. У детей с нарушением зрения можно сформировать эвристическую направленность познавательной деятельности, повышать активность и самостоятельность при усвоении нового материала, развивать логическое мышление, используя некоторые формы, методы и приемы проблемного обучения. Именно проблемное обучение дает возможность создать такую логику подачи материала, которая отражает сущность науки, дидактически преломленную применительно к обучающимся со зрительной патологией. Для детей данной категории нельзя использовать очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы формировалось самостоятельное активное творческое мышление, которое вело бы их к собственным открытиям [2, c. 64].

Основные формы проблемного обучения – проблемная ситуация (проблемное изложение материала); частично-поисковая деятельность; исследовательская деятельность.

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения человека, при котором он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает искать новый пути объяснения или способы действия. Такая ситуация является пусковым моментом мышления и является ключевым этапом мотивации, но осуществлять ее нужно, учитывая следующие дидактические правила: удивление, интерес, нестандартность; доступность и соответствие их познавательным способностям; значимость информации в учебном плане; стиль общения между учителем и учеником; дифференцированный и индивидуальный подход [1, c. 49].

Главная ценность данной технологии в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает детей с ОВЗ к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества [5, c. 84].

Программа по трудовому обучению для детей со зрительной депривацией содержит достаточное количество тем, при изучении которых возможно применение элементов проблемного обучения. Рассмотрим некоторые из них – это проблемный вопрос, прием «яркое пятно», проблемная задача, проблемное изложение материала, эвристическая беседа.

Проблемная ситуация начинается с проблемного вопроса (импульс к созданию проблемной ситуации). Вопрос должен имеет логическую связь, как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определенной учебной ситуации, также должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, затруднения должны быть посильны для самостоятельного нахождения ответа [3, c. 46].

Прием «Яркое пятно» – мотивирующий прием, используемый в начале урока. Интригующая информация в виде сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, истории, культуры и жизни – материал, который способен вызвать интерес и привлечь внимание.

Проблемная задача – специальная дидактическая конструкция, где учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям и способам их получения. Например: Раздел предмета «Технология изготовления швейных изделий. Фартук», тема урока «Обработка нижнего среза изделия обтачкой». Практическое задание: обработать срез неправильной (закругленной) формы. Начинается выполнение, но обнаружились затруднения, которые вызвали проблемную ситуацию. Из-за неровности среза его нельзя было обработать известным способом – швом в подгибку. Возникает вопрос: «Как это сделать?».

Проблемное изложение нового учебного материала представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит в себе противоречие между знанием и незнанием. Это изложение может быть двух типов. В одном случае создается проблемная ситуация, подробно показываются все звенья ее решения; анализируются фактические материалы, отбрасывается неверные предложения, учащиеся знакомятся с ходом решения и т. д. Второй тип проблемного изложения: сообщается фактический материал и дети привлекаются к участию в решении проблемы, далее учащиеся сами пытаются делать выводы [2, c. 43].

Использование проблемного подхода на уроках трудового обучения в коррекционной школе позволяет достигнуть определенных результатов:

  • проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес;
  • возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения на уроках труда позволяет спланировать работу, направленную на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его познавательной активности и творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Список литературы

  1. Бейзеров, В. А. Проблемное обучение [Текст] / В. А. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2011. – № 12. – С. 48–52.
  2. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т. В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2011. – 80 с.
  3. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е. Л. Мельникова. – М., 2010. – 132 с.
  4. Селевко, Г. К. Проблемное обучение [Текст] / Г. К. Селевко // Школьные технологии. – 2012. – № 2. – С. 61–66.
  5. Соколенко, Г. В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. В. Соколенко // Коррекционная педагогика. Теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 83–87.
PDF