ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Буяковская Ирина Александровна , Простова Екатерина Сергеевна

УДК 004.9:[373.5.016:811.111]

Е. С. Простова, И. А. Буяковская

E. S. Prostova, I. A. Buyakovskaya

Простова Екатерина Сергеевна, студентка 5 курса группы ИАа-14-1, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Буяковская Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ИОТД, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Prostova Ekaterina Sergeevna, student of the 5th course group IAa-14-1, Novokuznetsk branch institute of the Kemerovo state university, Novokuznetsk.

Buyakovskaya Irina Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Informatics and all-technical disciplines, Novokuznetsk branch institute of the Kemerovo state university, Novokuznetsk.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

THE USE OF MOBILE APPLICATIONS IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE

Аннотация. Мобильные устройства предоставляют широкие возможности обучающимся в решении образовательных задач, связанных с предоставлением учебной информации, закреплением и диагностикой знаний. Внедрение интерактивных средств в процесс изучения иностранного языка позволяет повысить качество образования, а также сформировать у школьников интерес к предмету.

Abstract. Mobile devices provide ample opportunities for students in solving educational problems related to the provision of educational information, consolidation and diagnosis of knowledge. The introduction of interactive tools in the process of learning a foreign language can improve the quality of education, as well as to form students ' interest in the subject.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные приложения, английский язык, обучение, образовательный процесс.

Keywords: mobile learning, mobile applications, English language, learning, educational process.

 

Английский язык занимает важное место во многих сферах нашей жизни (наука, бизнес, торговля, компьютерные технологии и т. д.), поэтому в школе дети начинают его изучение в начальных классах. Обучение английскому языку предполагает освоение трех аспектов (грамматика, лексика, фонетика).

Для изучения английского языка используются различные средства обучения, которые позволяют улучшить качество образования и повышают интерес к обучению иностранным языкам. Решить трудности овладения аспектами языка можно с помощью использования мобильных приложений.

Актуальность проблемы внедрения мобильных приложений в учебный процесс определяется противоречием между значительным потенциалом мобильных приложений как средства изучения английского языка и недостаточным их использованием педагогами и школьниками. Цель данной статьи заключается в рассмотрении видов приложений и их возможностей применения, а также преимуществ и недостатков использования мобильных приложений в процессе изучения иностранного языка.

Под мобильными приложениями будем понимать программы, созданные специально для мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, планшетных ПК и других. Мобильные приложения разрабатываются с учетом конкретной платформы, например, IOS, Android, Windows Phone. Поэтому важным аспектом при использовании приложения для обучения является его доступ на различных платформах [3].

Мобильные приложения делятся на две основные группы: дидактические и инструментальные приложения. Дидактические приложения созданы непосредственно для обучения, например, Free ESL Apps Interactive English, Moodle и т.п. Несмотря на разнообразие дидактических приложений, немногие из них отвечают целям и задачам обучающих курсов, поэтому популярностью пользуются инструментальные приложения [4]. Профессор С. В. Титова выделяет семь типов инструментальных приложений и возможности их применения:

  • коммуникативные позволяют более качественно информировать учеников, реализовывать обратную связь (почта, социальные сети, мессенджеры и др.);
  • справочно-ресурсные обеспечивают доступ к метаинформации и др. (словари, справочники и т. п.);
  • совместные организуют групповые проекты, обмен идеями (Google doc, Dropbox, Student Pad и т. д.);
  • документирующие направлены на создание портфолио, самооценивание, групповое оценивание (Google Calendar и др.);
  • мультимедийно-генерирующие визуализируют материал, позволяют создавать мобильные упражнения (Vimeo, VoiceThread и т. п.);
  • поисково-навигационные обеспечивают групповое обучение, доступ к метаинформации, создание новых форматов заданий и мобильных упражнений (Google и др.);
  • игровые способствуют организации проектной деятельности (LinguaLeo, EngCards и т. д.) [4].

Внедрение мобильных приложений в образовательный процесс позволит повысить эффективность проведения уроков и подачи материала, освободить учителя от рутинной работы, разнообразить процесс обучения и облегчить формы обратной связи [1]. По результатам исследований ЮНЕСКО были выделены следующие преимущества использования мобильных приложений [5].

Расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию. Мобильные технологии используются повсеместно, поэтому это отличное средство обучения для учащихся, которые не имеют возможности получить качественное образование [5].

Индивидуальный подход к обучению. Мобильные приложения позволяют выбирать уровень сложности, или чаще всего система проводит тестирование и автоматически определяет уровень знаний пользователя. К тому же, мобильные программы подстраиваются под тип восприятия пользователя. Например, приложения для формирования лексических навыков показывают новое слово в разных формах (аудиально, визуально и интерпретируют с картинкой) [5].

Реализация обратной связи и оценка результатов обучения. Мобильные технологии ускоряют процесс оценивания результатов обучения и позволяют отслеживать успехи учащимся и преподавателям. Мгновенное выявление проблем в обучении и их устранение способствует повышению качества образования [5].

Мобильность обучения (в любом месте и в любое время). Мобильный телефон удобно носить с собой, большую часть времени он находится со своим владельцем, поэтому проводить обучение можно в свободное время [5].

Эффективное использование времени на уроках в классе. С помощью мобильных технологий, фиксирующих результат выполнения задания, освобождается время на уроке и учителя могут эффективнее выстроить учебный процесс [5].

Формирование новых групп общения. Мобильные устройства способствуют созданию групп по интересам, например, учащиеся в комментариях могут поделиться мнением о прочитанной книге (в оригинале) или задать вопросы, в которых не смогли разобраться [5].

Поддержка ситуационного обучения. В сравнении с традиционным обучением в аудиториях, мобильные устройства могут переместить учащихся в любую среду, ситуацию, которая визуализирует и облегчает понимание материала. Например, приложение – English for Travel, которое погружает пользователя в конкретную иноязычную ситуацию (бронирование номера в отеле, покупка одежды и т.п.) [5].

Помощь учащимся с ограниченными возможностями. Существуют технологии, которые повышают качество образования людей с ограниченными возможностями, например, масштабирование текста, преобразование текста в речь, голосовая транскрипция [5].

Высокое качество коммуникации и управления. Сообщения, отправленные с мобильного устройства, намного быстрее, надежнее, с наименьшими затратами. Поэтому учащиеся, родители и учителя активно используют их для осуществления коммуникации [5].

Несмотря на множественные преимущества мобильного обучения, И. Н. Голицына и Н. Л. Половникова выделяют проблемы и недостатки внедрения мобильных устройств [2]:

  • ограниченный заряд батареи, в любой момент телефон может разрядиться, и несохраненные данные будут утеряны;
  • размер экрана невелик, а это повышает нагрузку на зрение и ограничивает количество отображенной информации;
  • память КПК намного меньше памяти персонального компьютера;
  • устройства быстро устаревают из-за активного развития рынка;
  • скорость работы снижается при одновременном подключении большого количества пользователей к беспроводной сети;
  • внимание аудитории могут отвлекать игры и социальные сети [2].

Таким образом, мобильные приложения являются эффективным средством изучения английского языка, они позволяют ускорить и улучшить процесс обучения английскому языку. Игровые приложения, как тип инструментальных, способствуют вовлечению учеников в непрерывный образовательный процесс (постоянно выполняя упражнения в приложении), а также у школьников появляется дополнительная мотивации – пройти игру. Но из-за выделенных недостатков, использование мобильных приложений на уроках является затруднительным.

Список литературы

  1. Базарбоева, Ч. А. Создание и использование электронного учебника для уроков информатики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ч. А. Базарбоева, Ш. А. Эгамкулов // Молодой ученый. – 2018. – № 29. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/215/52120/
  2. Голицына, И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный ресурс]: статья / И. Н. Голицина, Н. Л. Половникова // Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii
  3. Соколова, В. В. Разработка мобильных приложений [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Соколова // Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – Режим доступа : http://znanium.com/bookread2.php?book=701720
  4. Титова, С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс [Электронный ресурс]: статья / С. В. Титова, 2016. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/didakticheskie-problemy-integratsii-mobilnyh-prilozheniy-v-uchebnyy-protsess
  5. Уэст, М. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения [Электронный ресурс]: разработка / М. Уэст, С. Вослоо, 2015. – Режим доступа : https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf
PDF