ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Емелина Елизавета Вадимовна , Григорян Нуне Мартини , Вдовина Ольга Андреевна

УДК 004:378

Н. М. Григорян, Е. В. Емелина, О. А. Вдовина

N. M. Grigoryan, E. V. Emelina, O. A. Vdovina

Григорян Нуне Мартини, магистрант ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Емелина Елизавета Вадимовна, магистрант ФГБОУ ВО «НИУ РАНХиГС», г. Нижний Новгород.

Вдовина Ольга Андреевна, магистрант ФГБОУ ВО «НГПУ им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Grigoryan Nune Martini, undergraduate «Minin State Pedagogical University», Nizhny Novgorod.

Emelina Elizaveta Vadimovna, undergraduate student of FSBEI HE «NIU RANEPA», Nizhny Novgorod.

Vdovina Olga Andreevna, undergraduate «Minin State Pedagogical University», Nizhny Novgorod.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE MAIN FEATURES OF ELECTRONIC LEARNING

Аннотация. Современные технологии и их развитие в сегодняшнем мире приводит к тому, что все время появляются какие-то новые инструменты для обучения. В статье раскрываются основные причины развития электронного обучения в системе высшего образования. В работе отмечаются основные особенности электронного обучения.

Abstract. Modern technologies and their development in today's world leads to the fact that all the time there are some new tools for learning. The article reveals the main reasons for the development of e-learning in higher education. The paper highlights the main features of e-learning.

Ключевые слова: электронное обучение, современные педагогические технологии, программные средства обучения, высшее образование, система образования.

Keywords: e-learning, modern pedagogical technologies, teaching software, higher education, education system.

 

Термин «электронное обучение» или «electronic Learning» (e-learning) – появился в российской системе образования относительно недавно. В подавляющем большинстве отечественных публикаций это понятие отождествляется с термином «дистанционное обучение». Известные зарубежные специалисты в области электронного обучения утверждают, что эти понятия различные, несмотря на то что между ними действительно много общего. С появлением и развитием новых технических устройств и компьютерных технологий менялись способы организации ЭО, которые предусматривали как обучение на расстоянии (почта, радио, телевидение), использование компьютера как средства обучение и обучение посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Выделим ряд причин, которые повлияли на возникновение и широкое распространение ЭО в мире:

  • значительное увеличение потребности в образовании, в том числе и в самообразовании;
  • рост числа студентов, которые хотят получить образование без отрыва от основной формы деятельности;
  • увеличение количества образовательных учреждений, использующих при подготовке кадров современные информационные технологии;
  • смена парадигмы обучения, ориентированного на индивидуальные потребности обучающихся;
  • персонификация образования (ориентация на потребности личности учиться по индивидуальному плану и расписанию);
  • восприятие образования как непрерывного обучения на протяжении всей жизни [4].

Все эти обстоятельства существенно реорганизовали процесс обучения, усовершенствовали дидактические положения, отражающие закономерности и законы его осуществления. Анализ научной литературы и образовательной практики позволяет выделить основные подходы и принципы электронного обучения [2]:

1) Доступность обучения – достигается за счет индивидуальной информационной поддержки, предоставляя необходимый справочный материал по теме изучения, а также за счет обеспечения вариативности содержания и различных форм представления учебного материала [5].

Реализация данного принципа в условиях электронного обучения означает доступность в использовании информационно-коммуникационных технологий (компьютеры, программное обеспечение) и ресурсов (учебного контента). Обучение также должно строиться в соответствии содержания возрастным особенностям обучающихся и уровню их развития, оно не должно вызывать чрезмерных усилий со стороны учащихся, материал должен быть понятным для восприятия, то есть основывался на имеющихся у обучаемых знаниях и их жизненном опыте [3].

2) Сознательность и активность обучения – предоставление студентам возможности осмысленного выбора собственной (индивидуальной) траектории обучения и активной субъектной позиции, способности ориентироваться в окружающем многообразии информации. В процессе электронного обучения данный принцип реализуется путем организации самостоятельной работы учащихся и вовлечения их в учебный процесс с учетом предоставления каждому обучаемому возможности выбора содержания, средств поддержки обучения и темпа работы [5].

3) Прочность усвоения знаний – необходимость прочного овладения компетенциями при оптимальной учебной нагрузке и уровне подготовленности учащегося. Обучающийся может сам контролировать свою учебную нагрузку и возвращаться к пройденному материалу при решении различных учебных задач для закрепления результатов или самоконтроля.

4) Наглядность обучения – позволяет сделать обучение более доступным для понимания посредством различных наглядных средств обучения и способов визуализации информации (например, анимация, видео, инфографика, ментальные и интерактивные карты). Благодаря этому информация может быть представлена в различных формах, которые человек способен воспринимать с помощью нескольких органов чувств, что позволяет повысить интерес к процессу обучения.

5) Народность (массовость) обучения. Принцип народности (массовости) рассматривается в электронном обучении как возможность обучения большого количество людей одновременно. Данный принцип реализуется на основе использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий (видеоконференции, вебинары, онлайн-курсы и т.п.), таким образом, электронное обучение направлено на широкий круг учащихся и не зависит от их местонахождения.

6) Гуманизация обучения – создание максимально благоприятных условий для овладения обучаемыми знаниями, одними из которых являются комфортная среда (местоположение) и время обучения, которые осуществимы за счет мобильности технологии электронного обучения. Главным условием реализации обучения является наличие компьютера (ноутбука, планшета или смартфона) с доступом в Интернет. Следовательно, обучаться можно в любом месте и в любое время суток [1].

7) Научность обучения – обучение должно быть основано на базе официальных и достоверных научных фактов, концепций и использовать научные методы познания, так как именно научные знания, проверенные практикой, дают верное представление об объективной действительности. Этот в электронном обучении проявляется в достоверности и корректности предоставляемой обучающимся учебной информации, содержащей подтвержденные научные факты и знания, в том числе получаемой информации из ресурсов сети Интернет.

8) Индивидуализация обучения – предполагается, что электронное обучение направлено на развитие личности обучаемого и предусматривает персонификацию и индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. Персонификация в электронном обучении проявляется в том, что обучающийся сам определяет:

  • какой объем учебного материала и, в какой последовательности ему необходимо освоить;
  • скорость и продолжительность изучения учебного материала;
  • время и место обучения.

Возможности электронных средств обучения позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциала каждого обучаемого, активизируя его познавательную деятельность.

9) Непрерывность обучения – позволяет любому человеку повышать уровень своего образования (самообразования) в течение всей жизни. В свою очередь система образования, и в частности, учреждения, осуществляющие образовательною деятельность, должны создать все необходимые условия для реализации данного принципа. Это достигается с помощью различных курсов переподготовки и повышения квалификации, программ дополнительного образования, осуществление которых возможно на основе использования информационно-коммуникационных технологий и систем управления обучением. Также существует достаточно большое количество электронных образовательных ресурсов и сайтов в сети Интернет, находящихся в бесплатном (или платном) доступе и направленных на получение или совершенствование знаний по определенной предметной области. Благодаря этому человек имеет возможность пройти обучение с учетом своих возможностей и потребностей.

10) Модульность обучения – предполагает построение электронного учебного курса в виде отдельных разделов (модулей), каждый из которых делится на темы, предназначенные для достижения конкретных дидактических целей. Данный принцип позволяет студенту построить четкое представление результата после прохождения каждого раздела.

11) Интерактивность обучения – отражает закономерности взаимодействия обучающегося с контентом, обучающегося и преподавателя и обучающихся друг с другом посредством компьютера и Интернет-технологий и создает условия для повышения мотивации, расширяет функционал самостоятельной работы и контроля учащегося с помощью информационных технологий. Знание особенностей, подходов и принципов электронного обучения позволяет точно обосновать его содержание, организационные формы и методы. К тому же это обеспечивает педагогический процесс той методологической базой, которая создает условия для построения студентом индивидуальной траектории освоения содержания образования, представленного в модульной форме.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Текст] // «Об образовании в Российской Федерации», ред. от 07.03.2018.
  2. Буриев, К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании [Текст] / К. С. Буриев // Образование и воспитание. – 2016. – № 4. – С. 4-6.
  3. Власова, Е. З. Электронное обучение в современном вузе: проблемы, перспективы и опыт использования [Текст] / Е. З. Власова // Universum : Вестник Герценовского университета, 2014. – С. 43-50.
  4. Губанова, А. А. Дидактические принципы и особенности электронного обучения [Текст] / А. А. Губанова, В. В. Кольга // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
  5. Краснова, Т. И. Взгляд на электронное обучение через призму трансформации образования [Текст] / Т. И. Краснова // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1368-1371.
PDF