ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИКТ

Раздел: Проблемы и перспективы современного математического образования

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 1

27 марта 2019 г.

Авторы: Чапляева Светлана Ивановна , Мандрова Елена Николаевна , Нефедова Наталия Александровна

УДК [373.5.016:51]:371.385

С. И. Чапляева, Е. Н. Мандрова, Н. А. Нефедова

S. I. Chaplyaeva, H. N. Mandrova, N. A. Nefedova

Чапляева Светлана Ивановна, Мандрова Елена Николаевна, Нефедова Наталия Александровна, учителя математики, МБОУ «Гимназия № 1», г. Воронеж.

Chaplyaeva Svetlana Ivanovna, Mandrova Helena Nicolaevna, Nefedova Natalia Aleksandrovna, Math teacher, Municipal funded educational institution «Gymnasium № 1»,Voronezh.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИКТ

PROJECT TECHNOLOGY IN TEACHING, BASED ON INFORMARTION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация. Статья посвящена применению метода проектов при обучении математики посредством элементов информационно-коммуникационных технологий, формулируется сущность метода, определяются этапы работы обучающихся и роль учителя в процессе обучения.

Annotation. This article dedicated to the application of the Project Method in Math study via usage of ICT-elements, defines its entity, sets stages of the student’s work and the teacher’s place in the educational process.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, компетенции.

Keywords: project method, project activity, competencies.

 

В условиях современного развития общества появились новые образовательные технологии в обучении детей с использованием ИКТ. В частности, проектная технология обучения, каковая сегодня по праву считается наиболее эффективным способом для повышения качества подготовки обучающихся, развития их основных компетенций и направлена на развитие и формирование личности обучающихся.

В действительности, метод проектов в сфере педагогической науки применяется довольно давно и не является абсолютно новым. Первые опыты его применения восходят к началу двадцатого века. Несмотря на то, что с течением времени метод прошел значительный путь эволюции, основная сущность его остается прежней – побуждение возникновение интереса учеников к определенным проблемам, при условии владения определенным набором знаний, и решение этих проблем посредством проектной деятельности.

Метод проектов подразумевает владение и использование знаний из различных областей знаний и разных учебных предметов, а также определенного жизненного опыта, применения разнообразных средств одновременно. «Под проектной технологией понимается способ достижения цели через глубокую проработку проблемы, которая обязательно должна привести к практическому результату, оформленному соответствующим образом» [1].

При помощи проектной технологии обучения на основе ИКТ важно вызвать живую заинтересованность обучающегося в приобретаемых знаниях, которые затем пригодятся в реальной жизни.

Когда перед ребенком возникает проблема, в данном случае это невозможность сходу решить интеллектуальную или практическую задачу, у него возникает познавательная потребность. В процессе решения проблемы учитель побуждает обучающихся ставить задачи, планировать свои действия самостоятельно или в группе и искать оптимальные способы решения ее. Через поставленную проблему перед учениками они должны найти решения, применяя необходимые знания на практике, и получить результат. В результате такой проектной деятельности происходит стимулирование интереса обучающихся к приобретению новых знаний и навыков, для того чтобы затем на практике применять их в жизни [4].

Этот метод позволяет ученикам мыслить творчески, выражать свое мнение, учит анализировать проблемы.

Учитель, применяя данный метод обучения, становится частью команды и выступает в роли организационно-коммуникативной фигуры, помогая выражать ученикам свои мысли, но самостоятельно.

Проектная технология обучения на основе ИКТ развивает творческий потенциал учеников, формирует коммуникативную деятельность.

В результате проектная технология на базе ИКТ направлена на повышение уровня знаний обучающихся, самостоятельности, формирует заинтересованность к обучению.

Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время позволяет расширить информационно-коммуникативные компетенции учеников, помогает в воспитании мыслящей личности, умеющей анализировать полученную информацию.

Для того чтобы проектные технологии успешно внедрялись, необходима открытость информационно-коммуникативных технологий в учебно-познавательной деятельности школьников [3].

Современные реалии таковы, что нынешним выпускникам для того чтобы адаптироваться к быстро меняющемуся миру, необходимо владеть современными технологиями. Современная школа учит приемам и методам, которые помогут расширить полученные знания самостоятельно (будь то поиск информации в интернете или изучение научной литературы), устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоанализ и самооценку полученных результатов. Способствует творческому развитию обучающихся, учит работать в команде.

Изучение математики с помощью метода проектирования на уроках позволяет открыть новые возможности для овладения такого сложного предмета, каковым всегда была и остается математика. Использование метода проектов в преподавании математики помогает учащимся адаптироваться к будущей взрослой жизни.

Проектная работа по факту выступает своего рода образовательным тестом, а для некоторых детей носит и характер первичной профессиональной ориентацией. Почувствовав себя в качестве конструктора и дизайнера, инженера и сметчика, ученик более осознано и ответственно и подходит к выбору своей будущей профессии.

Сущность данного метода состоит в том, чтобы решить определенную, довольно значительную задачу, выполнив все необходимые шаги – начиная с этапа сбора информации, через ее анализ и заканчивая оформлением полученного результата. При применении данного метода обучающиеся ориентированы на самостоятельную работу, учатся самостоятельно приобретать знания и использовать их при решении поставленной задачи. При оформлении полученного результата с помощью компьютерной презентации развиваются творческие, исследовательские способности, повышается активность детей, что способствует приобретению навыков, которые окажутся полезными в жизни. Применение проектных технологий на основе ИКТ создают условия для самовыражения учащихся, ведь результат их творческой работы может быть полезен и для других. Подобная перспектива создаёт сильнейшую мотивацию для самостоятельной учебно-познавательной деятельности [5].

В результате обобщения опыта применения на уроках математики проектной технологии обучения с использованием ИКТ можно сделать выводы:

  • Применение проектной технологии с использованием ИКТ в современной системе образования способствует полноценному развитию творческой личности обучающихся и их подготовки к реальной деятельности.
  • Проектная технология с каждым годом все более широко применяется при обучении точным наукам, в первую очередь математики и информационным технологиям.
  • Сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на каждом этапе ее развития, поэтому результаты применения проектной технологии можно проследить на всех последовательных этапах обучения.

На основе изложенного можно сказать, что проектная технология обучения с использованием ИКТ является наиболее эффективной технологией, способствующей интеллектуальному развитию, которая повышает познавательную мотивацию, совершенствует уровень компьютерной грамотности, повышает возможности самостоятельной деятельности учеников, развивает их коммуникативные навыки. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образования и появлению» [2].

Список литературы

  1. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2, 3.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусств [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 1997.
  3. Кульневич, С. В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических, учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 2001.
  4. Информационные технологии в образовании. // Материалы научно-практической конференции. – Саранск, 2004.
  5. Голуб, Г. Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов… [Текст] / Г. Б. Голуб. // Под ред. Е. Я. Когана. – Самара, 2006.
PDF