МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Раздел: Разработка и применение информационных систем в образовательной практике

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 2

29 апреля 2019 г.

Авторы: Буяковская Ирина Александровна , Простова Екатерина Сергеевна

УДК 004.9:[37.016:811.111]

Е. С. Простова, И. А. Буяковская

E. S. Prostova, I. A. Buyakovskaya

Простова Екатерина Сергеевна, студентка 5 курса ФИМЭ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Буяковская Ирина Александровна, к.п.н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Prostova Ekaterina Sergeevna, student; Buyakovskaya Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

MOBILE APPLICATIONS AS MODERN MEANS OF TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE

Аннотация. Внедрение интерактивных средств в процесс изучения иностранного языка (ИЯ) позволяет повысить качество образования, а также сформировать у школьников интерес к предмету. Актуальность мобильного обучения заключается в том, что оно функционирует в реальном времени, обеспечивая непрерывность учебного процесса.

Annotation. The introduction of interactive tools in the process of learning a foreign language (FL) can improve the quality of education, as well as to form students interest in the subject. The relevance of mobile learning is that it operates in real time, ensuring the continuity of the educational process.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные приложения, английский язык, обучение, образовательный процесс.

Keywords: mobile learning, mobile applications, English language, learning, educational process.

 

Под мобильными приложениями будем понимать программы, созданные специально для мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов, планшетных ПК и других. Мобильные приложения разрабатываются с учетом конкретной платформы, например, IOS, Android, Windows Phone. Поэтому важным аспектом при использовании приложения для обучения является его доступ на различных платформах [3].

Актуальность проблемы внедрения мобильных приложений в учебный процесс определяется противоречием между значительным потенциалом мобильных приложений как средства изучения ИЯ и недостаточным их использованием педагогами и школьниками. Цель данной статьи заключается в рассмотрении видов приложений и их возможностей применения (для обмена идеями, для совместных работ и т. д.), а также преимуществ и недостатков использования мобильных приложений в процессе изучения ИЯ.

Мобильные приложения делятся на две основные группы: дидактические и инструментальные приложения. Дидактические приложения созданы непосредственно для обучения, например, Free ESL Apps Interactive English, Moodle и т.п. Несмотря на разнообразие дидактических приложений, немногие из них отвечают целям и задачам обучающих курсов, поэтому популярностью пользуются инструментальные приложения [4]. Профессор С. В. Титова выделяет семь типов инструментальных приложений и возможности их применения:

  • коммуникативные позволяют более качественно информировать учеников, реализовывать обратную связь (почта, социальные сети, мессенджеры и др.);
  • справочно-ресурсные обеспечивают доступ к метаинформации и др. (словари, справочники и т. п.);
  • совместные организуют групповые проекты, обмен идеями (Google doc, Dropbox, Student Pad и т. д.);
  • документирующие направлены на создание портфолио, самооценивание, групповое оценивание (Google Calendar и др.);
  • мультимедийно-генерирующие визуализируют материал, позволяют создавать мобильные упражнения (Vimeo, VoiceThread и т. п.);
  • поисково-навигационные обеспечивают групповое обучение, доступ к метаинформации, создание новых форматов заданий и мобильных упражнений (Google и др.);
  • игровые способствуют организации проектной деятельности (LinguaLeo, EngCards и т. д.) [4].

Внедрение мобильных приложений в образовательный процесс позволит повысить эффективность проведения уроков и подачи материала, освободить учителя от рутинной работы, разнообразить процесс обучения и облегчить формы обратной связи [1]. По результатам исследований ЮНЕСКО были выделены следующие преимущества использования мобильных приложений [5].

Расширение возможностей и обеспечение равного доступа к образованию. Мобильные технологии используются повсеместно, поэтому это отличное средство обучения для учащихся, которые не имеют возможности получить качественное образование [5].

Индивидуальный подход к обучению. Мобильные приложения позволяют выбирать уровень сложности, или чаще всего система проводит тестирование и автоматически определяет уровень знаний пользователя. К тому же, мобильные программы подстраиваются под тип восприятия пользователя. Например, приложения для формирования лексических навыков показывают новое слово в разных формах (аудиально, визуально и интерпретируют с картинкой) [5].

Реализация обратной связи и оценка результатов обучения. Мобильные технологии ускоряют процесс оценивания результатов обучения и позволяют отслеживать успехи учащимся и преподавателям. Мгновенное выявление проблем в обучении и их устранение способствует повышению качества образования [5].

Мобильность обучения (в любом месте и в любое время). Мобильный телефон удобно носить с собой, большую часть времени он находится со своим владельцем, поэтому проводить обучение можно в свободное время. Обучающие приложения дают возможность гибкого обучения, например, пользователь может выполнить упражнение, пока едет в автобусе [5].

Эффективное использование времени на уроках в классе. С помощью мобильных технологий, фиксирующих результат выполнения задания, освобождается время на уроке и учителя могут эффективнее выстроить учебный процесс [5].

Формирование новых групп общения. Мобильные устройства способствуют созданию групп по интересам, например, учащиеся в комментариях могут поделиться мнением о прочитанной книге (в оригинале) или задать вопросы, в которых не смогли разобраться [5].

Поддержка ситуационного обучения. В сравнении с традиционным обучением в аудиториях, мобильные устройства могут переместить учащихся в любую среду, ситуацию, которая визуализирует и облегчает понимание материала. Например, приложение – English for Travel, которое погружает пользователя в конкретную иноязычную ситуацию (бронирование номера в отеле, покупка одежды и т.п.) [5].

Помощь учащимся с ограниченными возможностями. Существуют технологии, которые повышают качество образования людей с ограниченными возможностями, например, масштабирование текста, преобразование текста в речь, голосовая транскрипция [5].

Высокое качество коммуникации и управления. Сообщения, отправленные с мобильного устройства, намного быстрее, надежнее, с наименьшими затратами. Поэтому учащиеся, родители и учителя активно используют их для осуществления коммуникации [5].

Несмотря на множественные преимущества мобильного обучения, И. Н. Голицына и Н. Л. Половникова выделяют проблемы и недостатки внедрения мобильных устройств [2]:

  • ограниченный заряд батареи, в любой момент телефон может разрядиться, и несохраненные данные будут утеряны;
  • размер экрана невелик, а это повышает нагрузку на зрение и ограничивает количество отображенной информации;
  • память КПК намного меньше памяти персонального компьютера;
  • устройства быстро устаревают из-за активного развития рынка;
  • скорость работы снижается при одновременном подключении большого количества пользователей к беспроводной сети;
  • внимание аудитории могут отвлекать игры и социальные сети [2].

Таким образом, мобильные приложения являются эффективным средством изучения английского языка, они позволяют ускорить и улучшить процесс обучения ИЯ. Игровые приложения, как тип инструментальных, способствуют вовлечению учеников в непрерывный образовательный процесс (постоянно выполняя упражнения в приложении), а также у школьников появляется дополнительная мотивация – пройти игру. Но из-за выделенных недостатков, использование мобильных приложений на уроках является затруднительным.

Список литературы

  1. Базарбоева, Ч. А. Создание и использование электронного учебника для уроков информатики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ч. А. Базарбоева, Ш. А. Эгамкулов // Молодой ученый. – 2018. – № 29. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/215/52120/ (дата обращения : 03.10.2018).
  2. Голицына, И. Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный ресурс]: статья / И. Н. Голицина, Н. Л. Половникова; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii (дата обращения : 03.10.2018).
  3. Соколова, В. В. Разработка мобильных приложений [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Соколова; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – Режим доступа : http://znanium.com/bookread2.php?book=701720 (дата обращения : 03.10.2018).
  4. Титова, С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс [Электронный ресурс]: статья / С. В. Титова, 2016. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/didakticheskie-problemy-integratsii-mobilnyh-prilozheniy-v-uchebnyy-protsess(дата обращения : 15.10.2018).
  5. Уэст, М. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения [Электронный ресурс]: разработка / М. Уэст, С. Вослоо. – 2015. – Режим доступа : https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата обращения : 03.10.2018).
PDF