ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Фурина Ольга Викторовна , Климова Татьяна Сергеевна

УДК 51.510

О. В. Фурина, Т. С. Климова

O. V. Furina, T. S. Klimova

Фурина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.
Климова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк, Россия.

Furina Olga Victorovna, primary school teacher, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.
Klimova Tatyana Sergeevna, primary school teacher, Lyceum № 34 MBOU, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

FORMATION OF SEMANTIC READING IN ELEMENTARY SCHOOL MATH CLASSES

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные приёмы развития навыков смыслового чтения, выделены наиболее эффективные приёмы на уроках математики, способствующие анализу и систематизации текстовой информации. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна студентам педагогических вузов.

Annotation. The article describes the main techniques for developing semantic reading skills, highlights the most effective techniques in mathematics lessons that contribute to the analysis and systematization of text information. The article is addressed to teachers of schools, gymnasiums, lyceums; it is useful to students of pedagogical universities.

Ключевые слова: смысловое чтение, обучение математике, приемы смыслового чтения.

Keywords: semantic reading, teaching mathematics, techniques of semantic reading.

 

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Основы навыков смыслового чтения закладываются уже в начальных классах, в том числе и на уроках математики.

Почему же смысловое чтение важно на уроках математики? Опыт работы показывает, что современный ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат.

Одним из решений этих проблем является организация систематической работы с учебным материалом на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения.

1 этап – Работа до чтения

Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это прием «Банк идей (гипотез)». Этот приём состоит в том, что ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться в некий виртуальный банк. Можно предложения учеников записать на отдельных листочках, сложить в коробочку (банк) [1].

Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Прием «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. В начале изучения темы классе можно предложить учащимся поиграть в игру «Верю – не верю». Данный прием проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме и дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

После изучения новой темы мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию [2].

2 этап – Работа с текстом непосредственно

Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии, они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы [2].

Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки правил и алгоритмов выполнения того или иного действия.

Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Одним из эффективных приёмов развития смыслового чтения - составление краткой записи условия задачи.

Из краткой записи условия понятен план решения задачи. Самым наглядным способом представления информации является таблица. Основные особенности предлагаемого подхода связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы. Читая задачу первый раз, учащиеся должны понять её целостный смысл, чтобы определить количество строк и столбцов в таблице. После более детального прочтения ребята извлекают из текста всю необходимую информацию.

На уроках математики в начальной школе, мы так же часто используем приём составления задачи по рисунку, интересны задачи, в которых учащимся необходимо самим сформулировать вопрос к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные.

Эффективны также типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

  • Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
  • Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
  • Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.
  • Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц, схем на основе прочитанного.
  • Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку» [4].

Все эти приемы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, требуют тщательного анализа данных, представленных в объёмном тексте математической задачи, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

В контексте смыслового чтения при решении задач роль учителя состоит в том, чтобы организовать и направить детей на решение задачи с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи организации диалога, основанного на приёме «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы – те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (табл. 1). Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

Стратегия, основанная на приёме «Вопросы к тексту учебника» позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах [4].

Тема: «Доли и дроби» (4 класс)

  1. Прочитайте текст.
  2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
  3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
  4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

3 этап – Работа после чтения

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них [3]. Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость.

«Кластер» – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Суть заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Ребятам предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией [1].

Например, так будут выглядеть кластеры по темам «Единицы измерения массы», «Единицы времени» (рис. 1).

В качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся можно предложить составить синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк [1].

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

Уроки математики являются благодатной почвой для формирования смыслового чтения. Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся. Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Список литературы

  1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст]. / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-019218-7.
  2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]. / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] : под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 159 с. : ил. – 18ВК 978-5-09-020588-7.
  3. Куропятник, И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей [Текст]. / И. В. Куропятник. // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6. – Режим доступа : http://www.e-osnova.ru/journal/14/6/ (дата обращения : 12.12.2019)
  4. Рождественская, Л. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя [Текст]. / Л. Рождественская, И. Логвина. – Режим доступа : https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf (дата обращения : 14.12.2019)
PDF