УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ УРОКОВ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

Раздел: Обучение техническому творчеству для развития творческих способностей

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Тихонова Елена Владимировна , Тропивская Анастасия Юрьевна

УДК 372.864

Е. В. Тихонова, А. Ю. Тропивская

E. V. Tikhonova, A. Y. Tropivska

Тихонова Елена Владимировна, к. п. н., декан технолого-биологического факультета, Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Тропивская Анастасия Юрьевна, студент 3 курса, Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Tikhonova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, Dean of the faculty of technology and biology EI MSPU of the I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus.
Tropivskaya Anastasia Yurievna, 3rd year student, EI MSPU of the I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus.

 

УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ УРОКОВ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

EDUCATIONAL AND CREATIVE TASKS AS A MEANS OF INCREASING THE PRODUCTIVITY OF SERVICE WORK LESSONS

 

Аннотация. В статье анализируются признаки продуктивности урока обслуживающего труда и факторы ее повышения, рассматриваются возможности учебно-творческой задачи как средства повышения продуктивности учебной деятельности на уроках обслуживающего труда, предлагаются основные направления использования учебно-творческой с целью повышения продуктивности учебной деятельности, анализируется позитивное влияние предложенного средства обучения на личностное развитие учащихся, определяющее продуктивность их деятельности на уроке.

Abstract. The article analyzes the productivity characteristics lesson service and factors of its improvement, discusses the possibilities of the educational-creative tasks as means of increase of productivity of educational activity on the lessons of service are offered main applications of the educational-creative with the objective of improving the productivity of educational activity, analyzed the positive impact of the proposed learning tool for personal development of students, which determines the productivity of their activities in the classroom.

Ключевые слова: обслуживающий труд, продуктивность учебной деятельности, учебно-творческая задача, этапы урока обслуживающего труда, продуктивный урок.

Keywords: service work, productivity of educational activity, educational and creative task, stages of the lesson of service work, productive lesson.

 

Уроки обслуживающего труда в современной белорусской школе выполняют весьма важную задачу, которая заключается в том, чтобы способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни, развитию у них умений формировать и делать комфортной свою «среду обитания» на основе овладения различными технологиями. Это учебный предмет максимально практикоориентированный, о степени его освоения можно судить только по сформированности практических умений, по овеществленным результатам учебной деятельности: если обучающийся владеет теоретическими знаниями «как сделать?», но не может практически эти знания применить, оценивать успешность его обучения по обслуживающему труду положительной оценкой будет в корне неверным. Преобладание теоретических знаний по трудовому обучению, не подкрепленных умениями, позволяет предположить низкую продуктивность урока в целом и учебной деятельности учащихся, в частности.

По нашему мнению характеристика «продуктивности» выступает одной из основных при анализе урока трудового обучения. В основе его эффективности лежит принцип продуктивности – задающий деятельностный характер и способный обеспечивать активность человека. «Это принцип, определяющий направленность образования (его содержания, форм и методов) на получение реального и практического продукта (творческой работы учащегося, имеющей ценность и для общества, и для личности), личное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности». [1, с. 8-9]. Этот процесс нацелен на приобретение жизненных навыков, обеспечивающих личностный рост и индивидуальное развитие, самоопределение школьников.

Основное отличие продуктивного обучения от традиционного заключается в том, что продуктивное обучение противостоит результативности обучения в традиционной школе с ее ориентацией на доминирование теоретико-познавательных продуктов, социальных и информационных критериев сравнений и соотношений (стандартов) [2].

Продуктивность урока обслуживающего труда можно рассматривать с нескольких точек зрения.

Во-первых, продуктивность урока предполагает продвижение каждого ученика по собственной образовательной траектории. Единых подходов к оценке степени продвижения здесь быть не может: один выполнит изделие прекрасного качества, но эта деятельность не будет продуктивной, поскольку технология будет скопирована или повторена, а другой – придумает пусть мелкое, но самостоятельно обдуманное отклонение от принятой технологии, способствующее облегчению или улучшению процесса обработки, и это креативное проявление продвинет школьника намного вперед в освоении.

Во-вторых, продуктивный урок не допускает пассивного «отсиживания» времени урок,  работы под неусыпным курированием каждой операции со стороны учителя, слепого копирования действий учителя по реализации какой-либо технологии при обработке изделий. Даже если в результате подобной деятельности обучающийся получает определенный «продукт», его работу на уроке вряд ли можно считать продуктивной.

В третьих, для того, чтобы учебная деятельность на уроке обслуживающего труда могла быть оценена как продуктивная, ее результатом должен выступать материальный или идеальный «продукт», спроектированный и выполненный при преобладающей активности самого обучающегося. Руководства учителя при этом выступает, скорее, как дозированная помощь, которая выполняет функцию стимулирования активности и нивелирования «страха перед неизвестностью».

Продуктивная учебная деятельность ориентирована на приоритет самостоятельной творческой деятельности учащегося, когда он ставится в такое положение, при котором вынужден активно действовать в предлагаемых сферах деятельности и обозначенных условиях. Возникает проблема поиска средств создания подобного положения для обучающегося. В развернутом нами ранее исследовании разработки, внедрения и анализа развивающих возможностей учебно-творческих задач на уроках обслуживающего труда мы отметили значительное возрастание активности обучающихся на уроке, активизацию их самостоятельной творческой деятельности. Это позволило предположить, что учебно-творческие задачи в силу своей привязки содержательно – к учебной программе, а по оформлению и логике решения – к творческому проектированию, могут выполнять функцию средства повышения продуктивности учебной деятельности на уроках обслуживающего труда.

Понятие «учебно-творческая задача» отражает единство теоретической и практической сторон обучения обслуживающему труду, нормативного и творческого уровней учебной работы обучающихся и представляет собой созданную учебную ситуацию, условия которой определяются содержанием учебного материала по предмету, а ее решение требует выхода за пределы имеющегося знания, самостоятельного поиска недостающих данных для решения, разработки  индивидуального способа деятельности, технологического приема, адаптации методов обработки к условиям технологической ситуации.

Творческий характер задачи предопределяется формулировкой ее условия: либо в нем есть некое противоречии, либо условия заданы нечетко и требуют дополнительного осмысления и конкретизации, либо условия неоднозначны и допускают различные решения.

Обычно условиями учебно-творческой задачи задается образ результата: «отыщите наиболее экономичный способ…», «предложите максимальное количество вариантов…», «с учетом свойств материала предложите метод обработки…», «разработайте технологию изменения….» и др. Причем, способ достижения этого результата предполагает вариативность действий и подходов к решению. Следует поощрять различные подходы, именно альтернативные мнения учащихся, дискуссия, оппонирование друг другу приводят к наибольшей продуктивности учебной деятельности. И следует помнить, что, не смотря на то, что образ результата задается одинаковый, решения могут оказаться различными, и, вероятнее всего, окажутся различными.

Учебно-творческие задачи содействуют повышению продуктивности как урока в целом, так и отдельных его этапов, допуская возможность использования с различной целевой ориентировкой:

  • выступают как особая форма предъявления учебной информации на этапе изложения технологических сведений, представляя собой показательное решение учебно-творческой задачи педагогом или коллективного решения;
  • служат средством организации учебного процесса на этапе практической работы;
  • используются как вид опережающего управления познавательной деятельностью обучающихся при их самостоятельном освоении знаний или умений;
  • активизируют познавательную деятельность за счет формирования интереса к содержанию обучения и самому процессу творчества;
  • содействуют формированию рефлексивной позиции по отношению к результату своей деятельности, своим достижениям путем сравнения ориентира, намеченного самим содержанием задачи, и полученного результата.

В ходе экспериментальной работы мы разработали систему учебно-творческих задач по различным разделам учебной программы «Трудовое обучение. Обслуживающий труд», включающую графические, конструкторские, технологические, исследовательские учебно-творческие задачи. Внедрение разработанных задач в содержание обучения осуществлялось в системе этапов урока согласно технологии продуктивного обучения, разработанной И. П. Подласым [3]. В процессе разработки и применения задач предложенного вида в учебном процессе мы пришли к выводу, что весьма редко отдельные типы задач удается разработать и использовать в чистом виде. Точнее было бы говорить об учебно-творческих задачах по обслуживающему труду как о проектно-технологических ситуациях, при разрешении которых у обучающихся будет складываться полноценный и доступный им опыт преобразовательной деятельности в сфере быта, прикладной культуры, декоративно-прикладного искусства в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями учебных программ по предмету.

При использовании учебно-творческих задач в качестве средства повышения продуктивности учебной деятельности эффективен прием постепенно усложняющейся творческой деятельности: на начальном этапе задача может быть разбита на отдельные ситуации, и разрешение таких ситуаций выступает как поэтапно структурированное решение. Подобный подход снимает психологические трудности принятия решения, не вызывает отторжения вследствие кажущейся сложности и «неподъемности» задачи. Руководящая роль и помощь педагога при этом заключается именно в «дроблении» задачи, но решение каждой из ситуаций учащийся выполняет самостоятельно. При неоднократно используемом таком подходе прием «дробления» задачи и планирования ее решения переходит во внутренний мыслительный план и не требует участия и помощи педагога.

Наблюдения в ходе исследования позволяют сделать выводы о том, что внедрение в образовательный процесс по обслуживающему труду учебно-творческих задач позитивно влияет на продуктивность учебной деятельности, что проявляется в следующих явлениях:

  • изменяется мотивации обучающихся, которые оказываются более глубоко вовлечены в трудовой творческий процесс за счет заинтересованности и осознания значимости проблемы;
  • более активно функционируют фантазия и воображения уже на этапе погружения в проблему и далее, в процессе выдвижении идей решения задачи и их воплощения;
  • повышаются осмысленность деятельности на всех ее стадиях – от постановки проблемы до воплощения идей в материале;
  • наблюдается большая устойчивость практических навыков, которые помимо этого, также получают возможность переноса в другие, родственные  виды прикладной деятельности;
  • отмечено расширение технологического кругозора у отдельных учащихся, что вызвано необходимостью для проектирования и реализации проекта решения задачи обращаться к дополнительным материалам и источникам информации сверх школьной программы;
  • увеличивается период высокой работоспособности учащихся, повышается трудовая активность за счет глубокой вовлеченности в трудовой процесс;
  • расширяется спектр «продуктов труда», как становятся более разнообразными их технологическое и художественное решение, что отражает развитие креативности обучающихся.

Экспериментальная работа по внедрению в учебный процесс на уроках обслуживающего труда учебно-творческих задач с целью повышения продуктивности учебной деятельности, позволила сделать выводы, что продуктивный урок отличается от непродуктивного следующими характерными чертами:

  • преобладает роль ученика в проектировании, реализации и рефлексии своей индивидуальной образовательной траектории, причем это преобладание возрастает от класса к классу («я понимаю, чего мне не хватает, и в каком направлении познании я должен двигаться…»);
  • приобретение теоретических знаний не является обособленным компонентом, отдельным этапом урока, а неразрывно связано с самостоятельной работой и практической деятельностью ученика, причем самоанализ этого процесса выступает стимулирующим фактором саморазвития («я понимаю, как применить это знание в работе, а неудача процесса связана с тем, что мне неизвестны определенные факторы… я должен это изучить»);
  • учение и практическая деятельность ориентированы на реальный, личностно и (или) общественно значимый продукт, который может быть оценен не только количественно, но и качественно («я сделал нечто полезное для меня и (или других), что может быть использовано в определенных условиях, …я вижу пути улучшения»).

Использование учебно-творческих задач на уроках обслуживающего труда даже за небольшой период демонстрирует положительные результаты в аспекте повышения продуктивности учебной деятельности. У обучающихся формируются разнообразные предметные компетенции, появляется устойчивый интерес к различным технологиям, декоративно-прикладному искусству, культуре ведения домашнего хозяйства, что способствует пониманию структуры и состава технологических процессов в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Наряду с этим повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, умелости и мастерства учащихся. Отмечается устойчивое повышение уровня успешности выполнения учебных заданий как творческого, так и репродуктивно-тренировочного характера. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных заданий и часто находят интересные способы их решения.

Рефлексия своей учебной деятельности на уроке, проводимая учащимися, демонстрирует, что они констатируют снижение боязни при выполнении творческих заданий, повышение психологической комфортности урока. Учащиеся осознают свои творческие возможности, способность производить нечто новое, оригинальное, отличное от того, что предложено другими, и именно этим ценное. Они отмечают, что у них раскрылись способности, о наличии которых они  даже не подозревали, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее.

Основными факторами повышения продуктивности урока обслуживающего труда выступают сформированные у учащихся умения принимать решение, планировать свою деятельность, создавать условия для реализации своих планов, добиваться нужного результата с использованием различных средств.

Список литературы

  1. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст]. / Л. Н. Куликова. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1997. – 315 с.
  2. Пластинина, Ю. Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве школы [Текст]. / Ю. Л. Пластинина. // Вектор науки ТГУ, 2012.– № 1(8). – С. 240-243.
  3. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика [Текст]. / И. П. Подласый. – М. : Народное образование, 2003.– 494 с.
PDF