Выпуск №2(77)
Материалы VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Ч. 1
27 февраля 2022 г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Рассмотрены следующие программы и платформы LearningApps.org, Kahoot!, Учи.ру, Online Test Pad, UzTest.ru. // The article is devoted to the use of information and communication technologies in mathematics lessons. The following programs and platforms were considered: LearningApps.org, Kahoot!, Uchi.ru, Online Test Pad, UzTest.ru.
Авторы: А. Ю. Явлова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматривается целесообразность и особенности применения средств визуализации приложений в процессе обучения программированию на языке Python. Рассмотрены примеры применения онлайн-сервиса Pythontutor для визуализации особенностей синтаксиса языка. // The article considers the relevance and specifics of application visualization tools in the process of learning Python programming. Examples of using the online service Pythontutor to visualize the properties of language syntax are considered.
Авторы: П. А. Хорошевич
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Как и любое новшество в обществе, образование в области программирования имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее, программированное обучение вносит глубокие положительные изменения в образование. Специалисты и преподаватели освоили новую методику анализа учебного материала, получения информации об учебном материале, их всестороннего закрепления, тестирование стало единой системой. Обратная связь в образовании приобрела новое значение. Создана психологическая, педагогическая, дидактическая и методическая база для освоения тем. // Like any innovation in society, education in programming has its pros and cons. However, programmed learning makes profound positive changes in education. Experts and teachers have mastered a new method of analyzing educational material, obtaining information about educational material, their comprehensive consolidation, testing has become a single system. Feedback in education has taken on new meaning. A psychological, pedagogical, didactic and methodological basis for mastering topics has been created.
Авторы: А. Ю. Усманов
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена компьютерной графике и ее месту в профессиональной сфере деятельности человека. Описаны навыки, приёмы и средства работы с графическими файлами. Рассмотрены практические приёмы использования графических редакторов в работе профессионального специалиста. // The article is devoted to computer graphics and its place in the professional sphere of human activity. The skills, techniques and tools of working with graphic files are described. Practical methods of using graphic editors in the work of a professional specialist are considered.
Авторы: Н. Н. Попова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье представлена характеристика трех цифровых образовательных сервисов, отмечена их возможность для интерактивного наполнения содержания уроков истории. // The article presents the characteristics of three digital educational services, their possibility for interactive filling of the content of history lessons is noted.
Авторы: А. Н. Дробахина, А. И. Полякова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматриваются современные изменения социально-экономических и политических условий, которые неизбежно меняют требования к системе образования, ее основным компонентам, характеру отношений в ней. Дистанционные технологии служат для расширения возможностей очного обучения на основе виртуального обучения. Основная цель виртуального образования – обеспечить совместимость виртуальных и иных возможностей человека в понимании сущности своего места в реальной жизни. // The article examines modern changes in socio-economic and political conditions, which inevitably change the requirements for the education system, its main components, the nature of relations in it. Distance learning technologies serve to expand the opportunities for face-to-face learning based on virtual learning. The main goal of virtual education is to ensure the compatibility of virtual and other human capabilities in understanding the essence of their place in real life.
Авторы: И. А. Овхунов
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье описаны возможности графоаналитического метода и этапы организации различных расчетных процессов с его использованием. // This article describes the possibilities of the graph-analytic method and the stages of organizing various calculation processes using this method.
Авторы: М. К. Мирзаахмедов
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматриваются возможности использования сервисов Google в образовательном процессе – как современных способов взаимодействия преподавателя и студента, раскрыты особенности Google-форм, Google-таблиц, Google-сайтов. Представлены достоинства, возможности и перспективы применения сервисов Google в образовательном процессе. // The article discusses the possibilities of using Google services in the educational process - as modern ways of interaction between a teacher and a student, reveals the features of Google forms, Google tables, Google sites. The advantages, possibilities and prospects of using Google services in the educational process are presented.
Авторы: А. А. Мензинская
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматривается, как с помощью применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики, можно создать информационную обстановку, которая будет стимулировать интерес, пытливость и прочность знаний учащихся на уроке. С помощью данных сервисов учитель может сам создавать интерактивные упражнения/ задачи /викторины/тесты или использовать уже имеющиеся разработки интерактивных упражнений. Обзор образовательных платформ для повышения эффективности восприятия и запоминания учебного материала по предмету математика в школе, через создание положительного микроклимата на уроке математики. // The article discusses how, using information and communication technologies in a mathematics lesson, it is possible to create an information environment that will stimulate the interest, inquisitiveness and strength of students' knowledge in the lesson. With the help of these services, the teacher can create interactive exercises/tasks/quizzes/tests or use existing developments of interactive exercises. Review of educational platforms to improve the efficiency of perception and memorization of educational material in the subject of mathematics at school, through the creation of a positive microclimate in the mathematics lesson.
Авторы: С. В. Лукшене
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье теоретически обоснованы особенности деловой игры, которая определяется для повышения уровня учебного процесса студентов- старшекурсников. Деловая игра обеспечивает проявление инициативности студентов, эмоциональную насыщенность процесса обучения и закрепление основных теоретических знаний. // The paper theoretically substantiates the features of business game, which is determined to enhance the learning process of senior students. Business game provides manifestation of students' initiative, emotional saturation of the learning process and consolidation of basic theoretical knowledge.
Авторы: Д. Н. Кухаренко
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье рассматривается опыт использования новых техник и технологий в построении образовательного пространства. Главным методом является изучение и обобщение сведений, предоставление результата эксперимента по внедрению в образовательный процесс информационного образовательного пространства. Итогами проведённой работы считается предоставление структуры и описание основных объектов среды. Ознакомление с особенностями работы системы и внедрения её в процесс обучения и автоматизации некоторых аспектов образовательного процесса. // The article presents the experience of using new techniques and technologies in creating an educational space. The main method is the study and synthesis of information, the provision of the result of an experiment on the introduction of an information educational space into the educational process. The results of the work are considered to be the provision of the structure and description of the main objects of the environment; the familiarization with the peculiarities of the system operation and its introduction into the process of training and automation of some aspects of the educational process.
Авторы: А. С. Крапивко
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье освещаются проблемы на пути внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в высших учебных заведениях Республики Узбекистан и намечаются пути их решения. // The article highlights the problems on the way of introducing information and communication technologies into the educational process in higher educational institutions of the Republic of Uzbekistan and outlines ways to solve them.
Авторы: Л. А. Кадирова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена грамотному использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе. // The article is devoted to the competent use of information and communication technologies in mathematics lessons in primary school.
Авторы: Е. С. Иванцевич
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В данной статье автор рассматривает основные инструменты и приемы организации дистанционного урока по математике, в частности, при устной проверки понимания пройденного материала, объяснении нового материала, проведении групповой работы, письменной части урока и домашней работы, а также рефлексии. // In this article, the author examines the main tools and techniques for organizing a distance lesson in mathematics, in particular, when orally checking the understanding of the material passed, explaining new material, conducting group work, the written part of the lesson and homework, as well as reflection.
Авторы: Г. Н. Гиматдинова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье представлена информация о роли компьютерных программ, как Pymol для конструирования биологических объектов (молекул ДНК, белков) на молекулярном уровне в школьной программе. А также другие компьютерные программы для выполнения практического материала в области биологии. Статья охватывает будущие перспективы науки – биоинформатика. // The article provides information about the role of computer programs such as Pymol for the design of biological objects (DNA molecules, proteins) at the molecular level in the school curriculum. As well as other computer programs for performing practical material in the field of biology. The article covers the future perspectives of science - bioinformatics.
Авторы: Л. Э. Галандарли
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена исследованию возможностей среды программирования Scratch для решения математических задач, в статье рассматривается возможность применения среды программирования Scratch на уроках математики в 5-ых классах общеобразовательной школы, а также приведена разработанная интерактивная математическая игра для 5-ых классов общеобразовательной школы по теме «Признаки делимости». // The article is devoted to the study of the possibilities of the Scratch programming environment for solving mathematical problems, the article discusses the possibility of using the Scratch programming environment in mathematics lessons in the 5th grade of a general education school, and also provides an interactive mathematical game developed for the 5th grade of a general education school on the topic «Signs of divisibility».
Авторы: А. Н. Дробахина, Е. Ю. Васильева
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Статья посвящена проблеме развития гостиннично-туристического бизнеса, развития информационных и коммуникационных технологий в туризме. Приводятся примеры использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности гостиннично-туристического бизнеса. Предлагаются средства повысить уровень обслуживания гостиниц и туристических предприятий и облегчить работу персонала. // The article is devoted to the problem of the development of the hotel and tourism business, the development of information and communication technologies in tourism. Examples of the use of information and communication technologies in the activities of the hotel and tourism business are given. Means are proposed to improve the level of service of hotels and tourist enterprises and to facilitate the work of personnel.
Авторы: Т. И. Бадалходжаев
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В данной статье рассматриваются примеры использования в образовательной организации средств информационно-коммуникативных технологий в области физического развития преподавателем по физической культуре. // This article discusses examples of the use of information and communication technologies in the field of physical development by a physical education teacher in an educational organization.
Авторы: С. С. Авотина
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
В статье анализируется роль информационно-коммуникационных технологий в реализации педагогических процессов, профессиональная компетентность учителей в области ИКТ и эффективность организации учебного процесса с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. // The article analyzes the role of information and communication technologies in the implementation of pedagogical processes, the professional competence of teachers in the field of ICT and the effectiveness of the organization of the educational process using modern information and communication technologies.
Авторы: М. И. Абдуманнопов
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании
Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме изучения уравнений и неравенств с параметрами в курсе математике средней школы, в условиях естественнонаучного профиля обучения. Приводится пример текстовой задачи с параметром, отражающей межпредметную связь математики и химии. Предложено примерное тематическое планирование элективного курса, ориентированного на решение уравнений и неравенств данного вида. // The article is devoted to the problem of studying equations and inequalities with parameters in the course of secondary school mathematics, in the conditions of natural science education. An example of a text problem with a parameter reflecting the interdisciplinary connection of mathematics and chemistry is given. An approximate thematic planning of an elective course focused on solving equations and inequalities of this type is proposed.
Авторы: Л. А. Осипова, А. Г. Чернявская
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена рассмотрению проблемы разработки и подбора профессионально-ориентированных задач на занятиях физики и математики для студентов, обучающихся по направлениям подготовки реализуемым в образовательном учреждении. // The article is devoted to the problem of development and selection of professionally oriented tasks in the classroom of physics and mathematics for students studying in the areas of training implemented in an educational institution.
Авторы: А. А. Трубаева
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Рассматривается проблема организации учебных исследований по геометрии с использованием учебно-исследовательских карт в классах физико-математического профиля. Представлен результат педагогического эксперимента, в котором в качестве дидактического инструментария использовались учебно-исследовательские карты. // The problem of organizing educational research in geometry using educational and research maps in physics and mathematics classes is considered. The result of a pedagogical experiment in which educational and research maps were used as didactic tools is presented.
Авторы: Е. В. Позднякова, Д. Е. Симонова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена вопросам развития креативности учащихся основной школы с использованием веб-сервисов. Проведен сравнительный анализ веб-сервисов, позволяющих создавать невербальные тексты в процессе математической подготовки. Приведен пример ментальной карты по теме «Функция». // The article is devoted to the development of creativity of primary school students using web services. A comparative analysis of web services that allow you to create non-verbal texts in the process of mathematical preparation is carried out. An example of a mental map on the topic «Function» is given.
Авторы: Е. В. Позднякова, Е. А. Колпакова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме применения цифровых образовательных ресурсов на уроках математики при обучении решению показательных уравнений и неравенств, созданию электронного сборника задач. // The article is devoted to the problem of using digital educational resources in mathematics lessons when teaching how to solve exponential equations and inequalities, and the create an electronic collection of tasks.
Авторы: А. В. Фомина, Е. А. Жолобова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья посвящена проблеме оценивания достижений учащихся в условиях постоянно обновляющихся технологий обучения, в частности, смешанного обучения. В статье рассматриваются основные положения и рекомендации по внедрению рейтинговой системы оценивания достижений учащихся. // The article is devoted to the problem of assessing the achievements of students in the context of constantly updated learning technologies, in particular, blended learning. The article discusses the main provisions and recommendations for the introduction of a rating system for assessing student achievement.
Авторы: Н. В. Евтодьева, Е. В. Хмельницкая
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Статья раскрывает понятие факультативного курса, его цели и использование веб-сайта как средство подготовки к успешному решению задач модуля «Реальная математика» в ОГЭ. // The article reveals the concept of an optional course, its goals and the use of the website as a means of preparing for the successful solution of the tasks of the «Real Mathematics» module in the OGE.
Авторы: А. В. Фомина, Л. Н. Деревянко
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В данной статье описывается эффективность использования технологии формирующего оценивания в процессе изучения темы «Логарифмы». Выделяются основные этапы применения формирующего оценивания в учебном процессе, а также приводятся результаты экспериментальной работы. Статья будет интересна практикующим учителям математики. // This article describes the effectiveness of using formative assessment technology in the process of studying the topic «Logarithms». The main stages of the application of formative assessment in the educational process are highlighted, and the results of experimental work are also presented. The article will be of interest to practicing mathematics teachers.
Авторы: К. А. Дедова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
В статье рассмотрены методические рекомендации для обучения школьников решению уравнений с параметрами с использованием метода замены переменной. Автор выделяет затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся, решая подобные задачи на ЕГЭ по математике и показывает пути их преодоления. // The article discusses methodological recommendations for teaching schoolchildren to solve equations with parameters using the change of variable method. The author highlights the difficulties that students face when solving similar problems at the USE in mathematics and shows ways to overcome them.
Авторы: В. Б. Гридчина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
В работе рассмотрен опыт внедрения гибридного формата обучения в образовательный процесс на примере преподавания базового курса физики в ФГАОУ ВО Российского государственного профессионально-педагогического университета, ФГАОУ ВО Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Показаны основные его преимущества и недостатки. // The paper considers the experience of using a hybrid learning format into the educational process on the example of teaching a basic course of physics at the Russian State Vocational Pedagogical University, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. Its main advantages and disadvantages are shown.
Авторы: О. В. Аношина, К. А. Шумихина, М. А. Жагипаров
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
В статье рассматривается опыт организации обучения преподавателей колледжа работе в виртуальной образовательной среде, по средствам участия в коротких обучающих программах и марафонах цифровой грамотности. // The article discusses the experience of organizing the training of college teachers to work in a virtual educational environment, by means of participation in short training programs and digital literacy marathons.
Авторы: А. И. Полякова
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
Статья даёт характеристику смешанному обучению, его элементам и подходам при подготовке студентов в высшем учебном заведении. // The article gives a description of blended learning, its elements and approaches in the preparation of students in a higher educational institution.
Авторы: К. В. Галынина
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования
В условиях цифровой трансформации учреждения образования должны обеспечить последовательную реализацию процессов внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий во все области, связанные с образовательным процессом. В статье рассматриваются положения Концепции цифровой трансформации в системе образования Республики Беларусь, основные направления ее реализации в колледже, возникающие в процессе проблемы, пути их решения и направления дальнейшего развития. // In the context of digital transformation educational institutions should ensure the consistent implementation of the latest information and communication technologies in all areas related to the educational process. The article presents the provisions of the Concept of digital transformation in the education system of the Republic of Belarus, the main directions of its implementation in the college, problems arising in the process, ways to solve them direction for further development.
Авторы: О. В. Белозёрова
Раздел: Формирование и развитие цифровой образовательной среды в контексте цифровизации системы образования